История дарования Торы, казалось бы, целиком изложена в предыдущей главе, «Итро». Но в самом конце главы «Мишпатим» тема снова возвращается: «А Моше [Всевышний] сказал: "Взойди к Б-гу..."»
Почему дарование Торы оказалось темой двух разделов? Надо отметить, что были в этом событии два аспекта:
1. Б-г дает еврейскому народу повеления и запреты.
2. Евреи вступают в союз со Всевышним, становясь Его рабами.
В главе «Итро» изложена сама история дарования Торы, а в следующей главе, как ни странно, история подготовки к этому событию (все, что случилось в четвертый день месяца сиван). Дополнительное различие: в главе «Итро» речь идет о десяти заповедях (см. выше аспект 1), а в «Мишпатим» – о законах о рабах и работниках (см. аспект 2).
И еще одно уточнение: мидраш, описывая дарование Торы, тоже говорит о двух аспектах: вышнее опустилось, низшее поднялось.
Итак, первая из двух глав говорит о даровании Торы «сверху вниз», с точки зрения Всевышнего. А вторая расскрывает то же событие, каким его восприняли евреи, «снизу вверх».
Почему было важно раскрыть нам оба аспекта, предложить оба взгляда на одно и то же событие?
Высочайшее раскрытие в мгновения дарования Торы были лишь временным подъемом для сынов Израиля. Это было чрезвычайно ярким, сильным событием, небывалым откровением, но не могло длиться дольше нескольких мгновений.
Второй же аспект – служение евреев Всевышнему, - может быть, не столь ярок, но не ограничен во времени, вечен.
Над этим стоит задуматься: казалось бы, содержание главы «Итро» куда выше и величественнее, нежели «приземленные» законы главы «Мишпатим». Но именно вторая глава оказывается неисчерпаемым источником сил для вечного народа, народа священнослужителей, святого народа.
Более того, читая следующую главу («Трума»), мы найдем, что заповедь о строительстве Храма, приведшая к исполнению обетования «и буду Я жить среди вас», подготовлена именно служением человека, служением «снизу вверх».
Велико значение встречи человека со Всевышним, о которой сказано, что «Б-г спустился на гору Синай». Но важно помнить, что только постоянное служение человека Всевышнему дает нам силы и возможность сделать и восхождение, подъем души, постоянным. Это служение не только не знает временных рамок, но и «вводит» Всевышнего в мир человека, как было в Храме.