Тиса

И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Сделай медный умывальник медный... для омовения, и налей в него воды. И будут омывать из него Аарон и сыновья его руки и ноги свои».

Этот умывальник были изготовлен из медных зеркал, которые женщины пожертвовали на строительство Храма. Мидраш говорит: Моше, пренебрегал этими дарами, ибо они служили дурному началу (самолюбованию). Сказал ему Всевышний: «Прими их, люблю Я их [зеркала] больше всех остальных пожертвований - ведь благодаря им размножился народ в Египте»». (То есть, благодаря тому, что женщины уделяли внимание своей внешности, росли их семьи).

Почему храмовый умывальник упомянут отдельно и святость его особенно подчеркнута?

В этом скромном храмовом атрибуте ярче всего проявилась главная функция всего Храма: освящение будничного и материального. Превратив медные зеркала в умывальник, освятило низменную вещь.

Тогда чем же объясняется презрение Моше к приношению зеркал? Дело в том, что он находился на столь высокой духовной ступени, что для него и обычные материальные предметы (не связанные с низменным употреблением) являлись достаточно низменными, чтобы можно было использовать их для строительства «жилища Всевышнему в нижних мирах».

Он желал поднять на свою ступень весь Израиль. Но Всевышний объяснил Моше, что Храм должен быть построен и из вещей, «сделанных для дурного начала».

Более того, когда святость извлекается из самого низменного - это и есть то, чего Он желает.

История с умывальником призывает нас не отвергать материальные предметы, считая их (подобно Моше) непригодными для службы Всевышнему.

Подобно тому как священники омывались и освящались с помощью переплавленных медных зеркал, мы можем, очиститься и через самые низменные материальные объекты, используя их со чистыми намерениями для угодной Всевышнему цели.

Тиса

«И спустился Моше с горы, и две скрижали свидетельства в его руке. Скрижали, дело Б-жье, письмо - письмо Б-жье на скрижалях. И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и танцы, воспылал гнев Моше, и бросил он из своих рук скрижали, и разбил их. И сказал Всевышний Моше: высеки себе две каменные скрижали, как первые...»

Вручение скрижалей можно разделить на три этапа:

- Моше получает первые скрижали  и спускается с ними с горы Синай,

- Моше видит поклонение золотому тельцу и разбивает скрижали,

- Моше снова поднимается на гору и сорок дней спустя приносит новые скрижали.

Первые скрижали были созданы самим Всевышним, а вторые - вытесаны Моше, но комментаторы отмечают, что у вторых скрижалей было преимущество перед первыми.

Известен принцип: «падение ради подъема»: во всяком падении следует искать и можно найти основание к еще большему подъему.

Например, чтобы нанести сильный удар, надо замахнуться (то есть отвести руку назад), а чтобы побежать или прыгнуть вперед надо прежде сделать шаг назад.

Так и в истории скрижалей, после великого падения, постигшего евреев (поклонение золотому тельцу), после того, как скрижали («сотворенные Всевышним») были разбиты, произошло важнейшее откровение: Моше получил не только скрижали «как первые», но и Устную Тору.

Эта история описывает не только происшедшее у горы Синай и на ее вершине, но и (в аллегорическом смысле) всю историю еврейского народа.

- Первые скрижали – эпоха от Дарования Торы до разрушения Второго Храма.

- Разбитие скрижалей – Разрушение Второго Храма и великое Изгнание.

Это падение (меигра рома лебир аамикта – «с высокой крыши в глубокую яму») не является только несчастием или наказанием, но и подготовкой к последнему и полному Избавлению с приходом праведного Машиаха, и это подобно принятию вторых скрижалей и устной Торы.

Запись опубликована в рубрике: .