С первых дней правления [предыдущего любавического] Ребе его Служение было полно самопожертвования. Он жил в России в период власти «евсеков» и само принятие им звания «ребе», было в глазах властей преступлением. И его хасиды были привлечены им к опасной в тех условиях деятельности. Несмотря на то, что в «Шульхан-Арухе» нет закона, который позволял бы требовать самопожертвования от другого человека. Однако это верно только тогда, когда человек сам не ощущает особого посланничества свыше. Однако все по-другому если «Всевышний говорит устами его». В одном из своих трудов Ребе объяснил разницу между самопожертвованием р. Акивы и Авраама. Р. Акива сам искал самопожертвования и говорил: «Когда же [возможность] придет ко мне и исполню». В глазах Авраама самопожертвование не было самоцелью, он только «взывал к имени Всевышнего». Сказали мудрецы: «Читай не «ваикра» (взывал), а «ваякри» -заставлял каждого взывать». Таково было его Служение, которое требовало самопожертвования, как средства, но не как цели. Подобным было и Служение Ребе. Он не рвался к самопожертвованию, и не это было для него целью. Он был всецело занят распространением Торы и укреплением еврейства, не задумываясь, какие опасности это навлечет на него и его учеников. Мы читаем в Торе, как сыны Израиля шли из Египта к горе Синай, от рабства к Торе. И когда на пути встретили море, они просто продолжили идти. Так и Ребе знал одно: надо идти к Синаю. И если на пути попадается море - НКВД, евсеки, тюрьмы - это не причина замедлить ход. А что будет дальше, - дело Всевышнего.
Нахшон бен Аминадав удостоился того, чтобы быть первым среди глав колен, принесших жертвы, в Храме-Мишкане. Этого он удостоился, ибо первым вошел в воды моря и шел, словно не замечая вод. И только когда волны захлестнули голову, он спокойно произнес: «Дошли воды до души»,- и море расступилось перед самоотверженностью еврея. Каждый из евреев должен видеть себя «Нахшоном», и тогда мы удостоимся обещания-пророчества: «И проснутся и вос-по-ют лежащие в прахе» и Ребе среди них, и он поведет нас навстречу Машиаху.
Беседа посвящена предыдущему Ребе, р. Йосеф Ицхаку и произнесена (по частям) 10 Швата 5714 и 5716 года (1953 и 1955 года).