Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бешалах

В пути к подножию горы Синай сыны Израиля оказались перед лицом войны на два фронта: с фараоном и с Амалеком.

Про войну с фараоном сказано: «Всевышний будет воевать за вас, а вы молчите».

Про войну же с Амалеком сказано: «Выйди воевать!»

Различие между этими двумя войнами заключалось в следующем: фараон настиг еврейский народ в погоне за ним, с тыла. Он не стоял на пути евреев к Синаю, но стоял между евреями и возвращением в Египет, к сладкому рабству, к «рыбе, которую мы ели там».

А вот Амалек встал между евреями и горой Синай. А когда существует преграда на пути к Торе, несмотря на то, что евреи не рождены воинами («голос – голос Якова, руки – руки Эсава»), рассуждения и колебания неуместны, надо идти в бой.

Это также является причиной, по которой с Амалеком была развязана война в простом, материальном смысле этого слова. Эта война не являлась проявлением «силы моей и силой рук моих» (то есть самонадеянным агрессивным поведением), а войной во имя Всевышнего.

Вследствие того, что война с Амалеком происходила во имя принятия Торы, эта война во всех ее деталях была связана с Моше-рабейну, была инициативой и главным делом Моше: он был тем, кто сказал: «Отбери воинов и выйди воевать с Амалеком», война была начата молитвой Моше, направлялась Моше и его доверенными людьми, и победа в этой войне была достигнута Иегошуа, слугой Моше.

Победа еврейского народа в войне с Амалеком была сверхъестественным событием, с точки зрения природы должен был победить Амалек.

В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что «Амалек был колдуном» и в свое войско умышленно набрал людей, которые, по предопределению, должны были остаться в живых.

Но, несмотря на это, Амалек был побежден, поскольку тогда, когда на войну выходят силой Торы и ради Торы (а как говорилось выше, на войну вышли именно «люди Моше», каждый из которых осознавал, что воюет не собственной силой и не «силой рук своих», а в посланничестве, и силой Моше, в посланничестве и силой Торы) победа была неминуема и не зависела ни от природы, ни от стратегии, ни от предопределения.