В пути к подножию горы Синай сыны Израиля оказались перед лицом войны на два фронта: с фараоном и с Амалеком.
Про войну с фараоном сказано: "Всевышний будет воевать за вас, а вы молчите".
Про войну же с Амалеком сказано: "Выйди воевать!"
Различие между этими двумя войнами заключалось в следующем: фараон настиг еврейский народ в погоне за ним, с тыла. Он не стоял на пути евреев к Синаю, но стоял между евреями и возвращением в Египет, к сладкому рабству, к "рыбе, которую мы ели там".
А вот Амалек встал между евреями и горой Синай. А когда существует преграда на пути к Торе, несмотря на то, что евреи не рождены воинами ("голос – голос Якова, руки – руки Эсава"), рассуждения и колебания неуместны, надо идти в бой.
Это также является причиной, по которой с Амалеком была развязана война в простом, материальном смысле этого слова. Эта война не являлась проявлением "силы моей и силой рук моих" (то есть самонадеянным агрессивным поведением), а войной во имя Всевышнего.
Вследствие того, что война с Амалеком происходила во имя принятия Торы, эта война во всех ее деталях была связана с Моше-рабейну, была инициативой и главным делом Моше: он был тем, кто сказал: "Отбери воинов и выйди воевать с Амалеком", война была начата молитвой Моше, направлялась Моше и его доверенными людьми, и победа в этой войне была достигнута Иегошуа, слугой Моше.
Победа еврейского народа в войне с Амалеком была сверхъестественным событием, с точки зрения природы должен был победить Амалек.
В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что "Амалек был колдуном" и в свое войско умышленно набрал людей, которые, по предопределению, должны были остаться в живых.
Но, несмотря на это, Амалек был побежден, поскольку тогда, когда на войну выходят силой Торы и ради Торы (а как говорилось выше, на войну вышли именно "люди Моше", каждый из которых осознавал, что воюет не собственной силой и не "силой рук своих", а в посланничестве, и силой Моше, в посланничестве и силой Торы) победа была неминуема и не зависела ни от природы, ни от стратегии, ни от предопределения.