Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бэшалах

Одним из величайших чудес в нашей истории (а чудес в ней хватает!), было рассечение Красного моря. Мудрецы говорят, что чудо это стало возможно благодаря самоотверженности Нахшона, сына Аминадава. Увидев, что народ зажат между морем и преследователями-египтянами, он первым вошел в море. За ним пошли другие и, только когда воды уже захлестывали его, море расступилось.

Надо заметить, что этот (несомненно, героический) поступок Нахшона не вполне в ладу с галахой, законом Торы. Во-первых, до дарования Торы «месирут-нефеш» (самопожертвование ради Всевышнего и Торы) не было заповедью. Во-вторых, он пошел против большинства народа, намеревавшегося вернуться в Египет или вступить в бой с египтянами. Если так, почему Нахшон не был не только наказан, но и удостоился чуда?

Все дело в том, что Нахшон не думал, что рискует жизнью! Он слышал, что Всевышний велел идти вперед, к «горе, на которой будете служить». То, что дорогу преграждало море, не могло изменить его намерений. Он шел вперед, исполняя волю Всевышнего и не считал, что это угрожает его жизни. Просто шел вперед.

Так вел себя, в свое время, и Авраам: мудрецы говорят, что он не «жертвовал жизнью, исполняя волю Всевышнего», а просто исполнял Его волю, не считая, что это может поставить его жизнь под угрозу.

Нахшон не «кинулся в море», он шел кратчайшим путем из Египта к горе Синай. На пути было море — и Нахшон вошел в море. Он делал свое дело — и Всевышний исполнил свою часть: воды расступились.

Нахшон служит примером евреям из поколения в поколение: не думать о трудностях и препятствиях, не думать даже самопожертвовании, просто идти к цели, к Синаю.

И в нашем поколении, когда главной целью служения является приближение евреев к Торе, оставленной их родителями, можно многому научиться у Нахшона: надо вести себя с ними так, словно не преграждает дорогу море предубеждения и опасений,- надо идти им навстречу, идти вперед.

Бешалах

В пути к подножию горы Синай сыны Израиля оказались перед лицом войны на два фронта: с фараоном и с Амалеком. Про войну с фараоном сказано: «Всевышний будет воевать за вас, а вы молчите». Про войну же с Амалеком: «Выйди воевать!»

Различие между этими двумя войнами заключалось в следующем: фараон настиг еврейский народ в погоне за ним, с тыла. Он не стоял на пути евреев к Синаю, но стоял между евреями и возвращением в Египет, к «рыбе, которую мы ели» там.

А вот Амалек встал между евреями и горой Синай. А когда существует преграда на пути к Торе, несмотря на то, что евреи не рождены воинами («голос — голос Якова, руки — руки Эсава»), рассуждения и колебания неуместны, надо идти в бой.

Это также является причиной, по которой с Амалеком была развязана война в простом, материальном смысле этого слова. Эта война не являлась проявлением «силы моей и силой рук моих» (то есть самонадеянным агрессивным поведением), а войной во имя Всевышнего.

Вследствие того, что война с Амалеком происходила во имя принятия Торы, эта война во всех ее деталях была связана с Моше-рабейну, была инициативой и главным делом Моше: он был тем, кто сказал: «Отбери воинов и выйди воевать с Амалеком», война была начата молитвой Моше, направлялась Моше и его доверенными людьми, и победа в этой войне была достигнута Еошуа, слугой Моше.

Победа еврейского народа в войне с Амалеком была сверхъестественным событием, с точки зрения природы должен был победить Амалек.

В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что «Амалек был колдуном» и в свое войско умышленно набрал людей, которые, по предопределению, должны были остаться в живых. Но, несмотря на это, Амалек был побежден, поскольку тогда, когда на войну выходят силой Торы и ради Торы (а как говорилось выше, на войну вышли именно «люди Моше», каждый из которых осознавал, что воюет не собственной силой и не «силой рук своих», а в посланничестве, и силой Моше, в посланничестве и силой Торы) победа была неминуема и не зависела ни от природы, ни от стратегии, ни от предопределения.

(10 швата 5716/1955 года).