Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ваэра

«…ВЫВЕДУ ВАС ИЗ ПОД ЯРМА ЕГИПЕТСКОГО, И ВЫЗВОЛЮ ВАС ОТ РАБОТЫ НА НИХ, И ОСВОБОЖУ ВАС МЕЧОМ… И ВОЗЬМУ ВАС СЕБЕ ПАРОДОМ… И ПРИВЕДУ ВАС В ЗЕМЛЮ, КОТОРУЮ ОБЕЩАЛ ПРАОТЦАМ ВАШИМ…»

Эти слова включают в себя «языков освобождения», то есть пять терминов, которыми названо избавление.. Четыре первых («выведу… вызволю… освобожу… возьму…») соответствуют всем четырем освобождениям, первое из которых освобождение из Египта, последнее будущее Освобождение. Пятое же «и приведу» намекает на иную, более высокую ступень, уровень, который выше даже самого Освобождения и является его второй и важнейшей частью. Еще перед первым освобождением Тора упоминает последнее и полное. Упоминание уже тогда, во времена египетского рабства, в том числе и пятого из, «языков освобождения» подчеркивает, что уже во времена выхода из Египта будущее Освобождение, включая все ее, даже наиболее высокие стадии, уже началось. И как сказал предыдущий любавический ребе ИосифИцхак Шнеерсон: выход из Египта был «началом путешествия» будущему Освобождению. Несомненность выполнения обещания «…и приведу вас в Землю…», которое должно полностью осуществиться только во времена будущего Освобождения, настолько бесспорна, что само обещание воспринимается как начало его выполнения. Подобно тому, как человек, выпустивший из лука стрелу, теряет власть над ней, возможность вернуть ее назад или изменить направление ее полета уже с того момента, как стрела вылетела из лука, дав обещание: «и приведу», Всевышний (говоря аллегорически) больше «не имеет возможности передумать» и «вынужден» осуществить его. Если так, то, как в примере с выстрелом из лука, с момента обещания о нем, само Освобождение становится обязательным к свершению фактом, самостоятельной реальностью, настоящим, а не будущим. Можно задать вопрос: «Но Всевышний неограничен. В том числе, Он обладает способностью изменить Свои слова, принять другое решение и не осуществлять данное обещание?» Сам Всевышний дал в стихе Торы: «Он сказал и не совершит?!» Объясняют наши мудрецы, что только обещания, говорящие о наказании, Всевышний может отменить. Обещание же, говорящее о добром, согласно решению самого Всевышнего, Он никогда не отменяет. Поскольку так захотел Всевышний, это обещание обязано осуществиться. Обещание об Освобождении как бы обязывает Всевышнего реализовать его.