Среди благословений, которыми наделил Яаков своих сыновей, выделяются обещание обилия масла, данные Ашеру («окунет в масло ноги свои»). Кроме буквального толкования этого благословения мудрецы предлагают аллегорическое, духовное: масло в традиции символизирует мудрость. В этом случае текст благословения не может не вызвать недоумения: «окунет в масло ноги свои»,- есть в этом не только обещание мудрости, но и некоторое пренебрежение этим даром. Мудрость, таким образом, не воспринимается как самоценность, как цель. Следует также помнить, что на языке символов еврейской традиции нога, а особенно ступня, нижняя часть тела, обозначают материальное действие. Ступня малочувствительна, не способна к пониманию, но беспрекословно подчиняется мозгу,- и потому в каббале и хасидизме символизирует кабалат оль - готовность исполнять заповеди, не спрашивая и не сомневаясь. Если так, то «масло» (мудрость) должно возвышаться над «ногой» (действием). В благословении Ашера нога попирает масло. Почему?
Мудрость, при всем ее превосходстве, призвана обслуживать практику, вести к действию и готовить его. Мудрость обогащает смыслом и глубиной кабалат оль, но именно «действие есть суть».
По сути, есть два пути служения: первый, основанный на кабалат оль (полном подчинении Всевышнему) и второй - рационалистический - основанный на постижении, на мудрости. У первого пути есть два преимущества перед вторым.
1. Человеческое понимание ограничено, а Всевышний безграничен. Именно иррациональный путь ко Всевышнему может оказаться самым коротким.
2. Мышление невозможно без ошибок, это даже не слабость, а органическое свойство мудрости человека. Поэтому рациональный путь может привести к ошибкам, от которых кабалат-ольник путь свободен.
Таков внутренний смысл благословения, данного Ашеру: с одной стороны, ему обещана великая мудрость, с другой - его кабалат оль будет властвовать мудростью.
Вспомним, что колено Ашера на марше в пустыне было частью колонны Дана - «арьергарде всех колонн». Об этом арьергарде сказано, что он «возвращал все потерянное другими колоннами». На языке духовных символов это означает, что именно кабалат-ольника могут исправить духовные ошибки всего народа.
Ваехи
«И созвал Яаков сыновей своих и сказал: соберитесь и поведаю вам, что случится с вами в конце дней...»
[«Ваехи» 49:1]
«Хотел Яаков раскрыть сыновьям «конец дней», – говорят наши мудрецы, - но удалилась от него Шхина».
Перед своей смертью Яаков хотел открыть сыновьям конец Изгнания, - времена Машиаха. Но «...удалилась от него Шхина», - Всевышний не позволил Яакову раскрыть сыновьям эту тайну.
Но зачем вообще намеривался Яков поведать сыновьям срок Освобождении, которое должно было наступить через несколько тысяч лет? На первый взгляд, напротив, раскрытие этого должно было привести к падению духа народа. Так зачем же Яаков хотел раскрыть срок «конца дней»?
Говорится в книге «Зоар»: «если бы [евреи] удостоились» - народ Израиля заслужил бы это, - освобождение из Египта было бы осуществлено Машиахом, и он совершил бы полное Освобождение еврейского народа, навсегда введя евреев в Землю Израиля. Однако, к тому моменту еврейский народ не заслужил Освобождения. Отсюда можно понять, что Яаков, собирался раскрыть евреям «конец» египетского рабства, рассказать сыновьям, что если они могут удостоиться полного Освобождения уже при выходе из Египта! В действительности, желание Яакова не осуществилось. Шхина «удалилась от него».
Это известие могло пробудить народ и привести к особому старанию в изучении Торы и выполнении заповедей, а в результате этого - к полному Освобождению. Однако, в таком случае, добрые дела, заслуги, тора и заповеди еврев были бы не результатом свободного выбора и бескорыстного служения, а следствием слов Яакова. Иными словами, праведность была бы пробуждена не «снизу», из душ людей, а «сверху» - обещанием Всевышнего.
Сокровенная воля Всевышнего заключается в том, чтобы еврей по собственной воле, по искренней душевной жажде избрал путь праведности, собственными силами, уровень за уровнем поднимался в святости до тех пор, пока не достигнет совершенства.
Потому и не было дано Яакову открыть сыновьям весть Освобождения, чтобы не были они «как рабы, служащие за плату». Именно через сознательный и бескорыстный выбор и должно прийти истинное Освобождение.