Глава начинается удивительной историей о том, как фараон видел сны и не нашел среди египетских жрецов и мудрецов никого, кто мог бы их истолковать. Разумеется, не было среди них пророков, но что помешало им наплести фараону что-нибудь правдоподобное о семи тучных и семи худых коровах? Почему они отказываются толковать сон? Почему срочно посыпают за Иосифом?
О одной стороны, толкование Йосефа кажется очевидным: семь тучных коров и семь полных колосьев естественно ассоциируются с годами изобилия, а худые - с голодными годами.
Но именно эта очевидность толкований Йосефа ставит нас в тупик: если все это так просто, почему мудрецы Египта оплошали?! Более того, почему сам фараон не разгадал свои сны? Ведь едва услышав толкование Йосефа, он принял его и поверил в его истинность.
И еще один вопрос: едва закончив толкование сна, Йосеф тут же дает фараону совет: найти мудрого человека, который подготовит Египет к голодным годам. Это не только неожиданный поворот сюжета, но и неслыханная дерзость. И наши дни трудно представить себе, чтобы человек столь низкого социального статуса (узник, раб) осмелился давать непрошеные советы главе государства. В дни же фараонов это было и вовсе странно.
Как это часто бывает, ответы можно найти в подробностях, на которые читатель, обычно, не обращает внимания. Фараон видит во сне, что семь тучных коров и семь худых стоят на берегу вместе. Поэтому мудрецы фараона и он сам пытались найти толкование, в котором голод и изобилие были бы синхронны.
Йосеф не был смущен этим, напротив, его замечание о необходимости найти мудреца, который подготовит Египет к голоду, не было непрошеным советом. Эти слова - продолжение толкования снов. Именно потому, что во сне тучные и худые коровы стоят на берегу Нила вместе, Йосеф говорит о необходимости найти человека, который сможет "поставить рядом", скоординировать эти семилетия
Понимая это, фараон не воспринимает слова Йосефа как дерзость, а принимает их с той же верой, как и остальные слова толкования. В глазах фараона, Йосеф вовсе и не предстает советчиком. Он - "переводчик" снов, не более, чем интерпретатор.
В то же время, следует помнить, что сны фараона, как и все, о чем говорит Тора, непременно имеет отношение и к нам, к нашему поколению. Ведь Тора - вечное учение и нет в ней места архаизмам.
Что же говорят сны фараона нашему поколению? Соседство прошлого и будущего, галута и Избавления может служить уроком правильного понимания мира и нашего места в нем. Дни изгнания не должны пройти бесполезно, в отрыве от мысли о будущем. В этом мире мы должны запастись тем, чем он богат, заповедями и добрыми делами, чтобы было что взять с собой туда, где мы не сможем надеть тфилин и дать бедному цдаку.