Беседа Ребе
Вo время заключений брит бен абетарим, Аврааму было обещано, что его потомство будет обладать Землей Израиля. И в тот же самый час Всевышний сообщил Аврааму о том, что его сыновья будут страдать в изгнании – «...пришельцем будет потомство твое на земле не своей...»
Когда между двумя любящими царит полная, ничем не ограниченная любовь, они заключают между собой союз, обещают друг другу, что любовь их будет длиться вечно, не будет зависеть ни от каких изменений, которые могут случиться в будущем. И в дни, когда будет казаться, что для любви уже не осталось ни места, ни причины, «любовь, не зависящей от причин» не оставит их.
Заключая союз между собой, возлюбленные не думают о «черных днях» и не говорят о них. До чего же странно звучат в этих обстоятельствах слова о грядущем изгнании! Зачем же Всевышний говорит Аврааму о рабстве, которое ожидает его сыновей?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, приведем пример. Представим себе учителя, который любит ученика и всеми силами стремится передать ему сокровища мудрости. Ученик чувствует то особое внимание, которое уделяет ему учитель, и его желание учиться велико, – до такой степени, что во время урока ощущение слияния с учителем наполняет все его существование.
Но иногда случается, что неожиданно сверкнет в разуме учителя новая идея, и почувствует он, что если не сконцентрирует свою мысль на постижении этой идеи, то, едва сверкнув, это озарение уйдет. И вот учитель оставляет ученика на мгновение, углубляется в размышления свои.
Только что учитель обращался к ученику, дарил ему свет лица своего, питал своей мудростью и вдруг закрылся внутри себя, оставил его в одиночестве. В такие минуты ученик чувствует себя в изгнании.
Учитель знает, что происходит в сердце ученика. Но именно великая любовь к нему побуждает учителя сосредоточиться на постижении новой идеи. Ведь все желание его заключается в том, чтобы удостоить ученика новыми знаниями?!
Выходит, что «изгнание» ученика, существуют только на самом внешнем уровне. На внутреннем же уровне само погружение учителя в мысли свои – выражение безграничной любви, которой он любит ученика.
В восприятии народа Израиля изгнание является злом, «сокрытием лица Всевышнего». Однако на самом де именно в этом Всевышний выражает Свою любовь к народу Израиля! Посылая еврея в изгнание, Он дал ему открыл ему путь к будущему Освобождению. Потому и рассказал Творец Аврааму о предстоящем изгнании.