Хорошо известно, даже пятилетнему ребенку, только начинающему изучать Тору, что говорит Раши о первом стихе Торы:
«Сказал раби Ицхак:
"Следовало бы начать Тору со стиха "Этот месяц для вас - начало месяцев" («Шемот» 12, 2), который является первой заповедью, данной Израилю. Почему же Тора начинается с Берейшис? Ибо если скажут народы мира Израилю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов", то (сыны Исраэля) скажут им: "Вся земля принадлежит Всевышнемй.... по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам".
Прежде всего, следует понять слова Раши: Тора не является сборником рассказов или учебником истории. Само название книги «Тора» происходит от корня, означающего «указывать», «повелевать».
Тора - книга Закона. На основании этой посылки р. Ицхак делает удивительный вывод: первая книга Торы и часть второй (вплоть до двенадцатой главы) - «излишни». «Следовало бы начать Тору со стиха: «Этот месяц для вас - начало месяцев» («Шемот» 12, 2), который является первой заповедью, данной Израилю».
Возникает вопрос, неужели целая книга добавлена к Торе и изменен естественный порядок текста, только для того, чтобы нам было что ответить народам мира?!
Следует предположить, что сказанное в, казалось бы, излишнем, начале Торы важно и служит практическим указаниям не только для народов мира, но, в первую очередь, и для народа Израиля.
Люди склонны делить свою жизнь на две сферы: духовную и светскую.
Естественной кажется им религиозная регламентация духовной жизни. Но вторжение законов Торы в повседневные будничные дела воспринимается порой как недопустимое или излишнее.
Вернемся к словам Раши: земля семи народов - символ светской, «земной» жизни.
Когда в душе еврея раздается нееврейский вопрос (вопрос народов мира): почему земля должна быть отдана еврейству (почему и светская жизнь должна регламентироваться Торой?), - следует вспомнить слова раби Ицхака.
Он говорит: все создано Всевышним и принадлежит Всевышнему. Наша светская жизнь подчинена законам Торы в той же степени, что и жизнь духовная.
Ответ на вопрос: правомочно ли «вторжение» Торы в наши повседневные дела, - состоит в пересмотре самого вопроса. Деление жизни на религиозную и нерелигиозную сферу неправомочно и противоречит вере в то, что все сущее сотворено Всевышним и подчинено ему.