"И были у меня бык и осел, мелкий скот, раб и рабыня", - мидраш говорит: "осел - хамор" - это намек на дни Машиаха, о котором сказано: "нищий, едущий на осле".
Яаков намекает Эсаву на приход Машиаха. Но почему именно словом "хамор"? Это слово намекает на "материальный мир" - хомер (материя).
Сказано в Талмуде: "В одном месте написано что Машиах придет "...с облаками небесными", в другом месте - что он будет "нищим, сидящим на осле". Заслужили - "с облаками небесными", не заслужили - "нищий, сидящий на осле".
"Пиркей деРабби Элиезер" говорит, что осел Машиаха это осел, принадлежавший когда-то Моше, а еще прежде Аврааму.
Авраам "открыл две тысячи лет Торы", Моше же принял Тору на горе Синай и передал ее Израилю, а цель дарования Торы должна быть раскрыта Машиахом.
И все трое сливаются в одно, "оседлав одного осла". Впрочем, каждый из них использует осла по-своему: Авраам погрузил на его спину дрова для жертвоприношения, Моше посадил на осла жену и сыновей. И только Машиах едет на его спине сам.
Зачем вообще нужен осел? Для того чтобы человек мог добраться до цели, которой не может достичь пешком. Так же и в духовном смысле "хомер" - материальность - а точнее, ее "берур" - извлечение из материального искр духовного - может привести к результатам более высоким, нежели чисто духовная деятельность. Хомер-хамор донесет душу туда, куда ей самой не по силам добраться "пешком". Материальность груба, но недаром сказано: "Большие результаты - силами быка".
В дни Авраама в мире не было Торы и извлечение духовных искр из материального ограничивалась извлечением пользы из него. В дни Моше появилась возможность извлечь духовное из материальной стороны человека.
И только с приходом Машиаха исполнится сказанное: "Нищий, сидящий на осле" - весь материальный мир окажется «тягловым животным» для духа и самые высокие «слои души» "хайа" и "ехида" обогатятся из материальных источников.