Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайишлах

«И были у меня бык и осел, мелкий скот, раб и рабыня», — мидраш говорит: «осел — хамор» — это намек на дни Машиаха, о котором сказано: «нищий, едущий на осле».

Яаков намекает Эсаву на приход Машиаха. Но почему именно словом «хамор»? Это слово намекает на «материальный мир» — хомер (материя).

Сказано в Талмуде: «В одном месте написано что Машиах придет «…с облаками небесными», в другом месте — что он будет «нищим, сидящим на осле». Заслужили — «с облаками небесными», не заслужили — «нищий, сидящий на осле».

«Пиркей деРабби Элиезер» говорит, что осел Машиаха это осел, принадлежавший когда-то Моше, а еще прежде Аврааму.

Авраам «открыл две тысячи лет Торы», Моше же принял Тору на горе Синай и передал ее Израилю, а цель дарования Торы должна быть раскрыта Машиахом.

И все трое сливаются в одно, «оседлав одного осла». Впрочем, каждый из них использует осла по-своему: Авраам погрузил на его спину дрова для жертвоприношения, Моше посадил на осла жену и сыновей. И только Машиах едет на его спине сам.

Зачем вообще нужен осел? Для того чтобы человек мог добраться до цели, которой не может достичь пешком. Так же и в духовном смысле «хомер» — материальность — а точнее, ее «берур» — извлечение из материального искр духовного — может привести к результатам более высоким, нежели чисто духовная деятельность. Хомер-хамор донесет душу туда, куда ей самой не по силам добраться «пешком». Материальность груба, но недаром сказано: «Большие результаты — силами быка».

В дни Авраама в мире не было Торы и извлечение духовных искр из материального ограничивалась извлечением пользы из него. В дни Моше появилась возможность извлечь духовное из материальной стороны человека.

И только с приходом Машиаха исполнится сказанное: «Нищий, сидящий на осле» — весь материальный мир окажется «тягловым животным» для духа и самые высокие «слои души» «хайа» и «ехида» обогатятся из материальных источников.