«И было два года спустя...»
Этим стихом начинается глава, рассказывающая об освобождении Йосефа из тюрьмы, об «истечении» - микец - срока его заточения.
Само слово микец связано с понятием ограничения -края, границы, предела: кец.
Несмотря на то, что Йосеф был в тюрьме, олицетворении всех возможных ограничений, душа его оставалась на воле. Тора, хранимая им в сердце, не только светила ему в тюремной тьме и дарила безграничную радость и наслаждение - она даровала ему свободу, над которой обстоятельства материального мира не властны. Ограничениям тюрьмы не удалось ограничить его на самом деле.
И потому кец в заточении не оказал на судьбу Йосефа существенного влияния. Как только он был освобожден из тюрьмы, ему была дарована почти царская власть над Египтом.
Тюрьму, в которой находился Йосеф, Тора называет местом, где томились «заключенные царя». Это намекает на ограниченный материальный мир, куда еврейские души - дети Всевышнего, Царя вселенной -спускаются для того, чтобы, облачившись в ограниченные материальные тела, изучать в нем Тору и исполнять заповеди. Эти души тоже можно назвать «заключенными Царя».
Подобие мира тюрьме в особой степени очевидно во времена изгнания. И мы должны помнить о примере Йосефа и знать, что существование какого-либо ограничения чуждо нам, поскольку по своей сути евреи не подвластны ограничениям.
И потому нет сомнения, что сегодняшние ограничения - лишь временные, и назначение их - осветить мир светом Торы и заповедей даже тогда, когда уровень его чрезвычайно низок. И с выполнением этой миссии в один миг все изменится и наступит полное и окончательное Освобождение.
Так же, как Йосеф «из тюрьмы вышел править», весь наш народ вскоре удостоится счастья выйти из «тюрьмы» изгнания, подняться и прийти к состоянию «царских сыновей» - сыновей «Царя царей над царями» -Всевышнего.
И тогда каждый достигнет положения Йосефа: «Без него не поднимет человек ни руки ни ноги»!