Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайеце

«И вышел Яаков из Беер-Шевы и пошел в Харан». Название города, из которого вышел Яаков, — Беер-Шева (дословно: «колодец семи» или «колодец клятвы») — Тора объясняет двояко: «клятва» — союз, заключенный Авимелехом и Авраамом у колодца; «семь» — намек на седьмой колодец, вырытого Ицхаком, сыном Авраама, после заключения мира с Авимелехом. Оба толкования намекают на спокойствие и благополучие народа Израиля. Слова, завершающие стих: «…пошел в Харан» — намекают на состояние противоположное («ха-ран» от корня «гнев»).

Почему милосердный Всевышний «гонит» еврея из благополучной Беер-Шевы в бурлящий гневом Харан, почему не дано еврею спокойно сидеть в «шатре Торы»?! В качестве ответа на этот вопрос Тора приводит рассказ о жизненном пути Яакова. Яаков был первым из праотцов, всесыновья которого последовали его путем. В Талмуде говорится: «Не как Авраам, из которого вышел Ишмаэль, и не как Ицхак, из которого вышел Эсав, но как Яаков, ложе которого цельно». Когда Якову пришла пора жениться — «строить дом в Израиле», ему было велено выйти из Беер-Шевы, оставить ешиву Шема и Эвера и следовать в Харан. Яаков, родоначальник еврейского народа, казалось бы, должен был оставаться в Беер-Шеве. Почему же ему было велено он покинуть Беер-Шеву и прийти в Харан — место сокрытия Б-жественности, место, где легко давалось совершение грехов, а выполнять заповеди было тяжело. Именно благодаря тому, что Яаков устоял в этом испытании, он и построил дом в Израиле, и мудрецы говорят, что «ложе его цельно» — все дети Яакова пошли его путем, стали праведниками, родоначальниками колен Израиля.

Этот рассказ — урок каждому еврею: именно благодаря столкновению с испытаниями и их преодолению еврей может построить настоящий еврейский дом, светлый и теплый, привести в мир детей, которые не оставят путь отцов. Намеревающийся построить дом в Израиле — еврейскую семью — может подумать: «Хватит. До сегодняшнего дня я достаточно учил Тору, молился и заботился об исполнении заповедей. Сейчас, когда я вынужден столкнуться с «внешним» миром: кормить семью, заботиться о детях, — я должен оставить все это и отдаться изучению обычаев той страны, в которую иду». На это отвечает Тора: нет! Теперь-то и пришло время молитвы, как сказано: «ва-ифга ба-маком» — «обратился к молитве».