Глава «Толдот» рассказывает о рождении Яакова и Эсава, о том, как Эсав пренебрег первородством и продал его за чечевичную похлебку, о борьбе за последнее благословение отца. Яаков «отнимает» у брата благословение хитростью, выдавая себя за Эсава.
Хорошее ли это свойство - хитрость? Точнее, в каких обстоятельствах она не только допустима, но и необходима?
Наше отношение к материальным благам, к миру, в котором мы живем, должно нести в себе элемент хитрости, обмана. Еврей ест, пьет, работает, приобретает, теряет, словом, живет жизнью этого мира. Но все это для него, как «одежды Эсава». Надевая их, Яаков становится внешне похож на брата, но для него важно не дать этой одежде прирасти к телу. Подлинная сущность еврея и его предназначение - служение Вс-вышнему не только в таких духовных аспектах, как молитва и изучение Торы, но и в самых обычных делах: еде, торговле, семейной жизни.
Известна история о том, как раби Шмуэль из Любавичей продемонстрировал детям различие в природе простых действий еврея и нееврея. Он спросил слугу Бенциона: «Ты ел сегодня?» - «Да, ел». - «Хорошо ел?» - «Что значит «хорошо»? Мне хватило, слава Б-гу». - «А для чего ты ешь?». - «Чтобы жить». - «А для чего ты живешь?» - «Чтобы быть хорошим евреем и исполнять Волю Б-га», - вздохнул Бенцион.
Раби Шмуэль позвал кучера Ивана и спросил его: «Ты сегодня ел?» - «Да». - «Хорошо ел?» - «Да». - «А для чего ты ешь?» - «Чтобы жить». - «А зачем ты живешь?» - «Чтобы пить и закусывать», - ответил Иван с улыбкой.
Рабби Шмуэль отпустил Ивана и обратился к сыновьям: «Теперь вы видите, что еврей по самой своей природе ест, чтобы жить, и живет, чтобы быть хорошим евреем и делать угодное Б-гу. И при этом еще тяжело вздыхает: «Искренне ли я живу только для Б-га?»
Другие живут, чтобы пить водку и закусывать и при этом улыбаются,' предвкушая плотские удовольствия -предел их мечтаний. Повседневные заботы соблюдающего Тору еврея есть некая «хитрость», «одежды Эсава», ибо в глубине души он желает совершенно другого. Казалось бы, к чему же хитрости? Пусть каждый делает то, для чего он создан. Пусть Эсав будет Эсавом, а Яаков - Яаковом. К чему рядиться в чужие одежды?
Но если все материальные аспекты жизни будут оставлены Эсаву, Яаков йе сможет исполнить свою миссию в этом низшем из миров, не сможет превратить его в место, достойное Вс-вышнего. Еврей должен совершать духовное служение именно через материальные реалии и действия, а потому и приходится ему надевать одежды Эсава.