Ваешев

Глава, читаемая в эту неделю, рассказывает о праведном Иосефе. Если попытаться выделить в этом сложном сюжете ведущий мотив, можно заметить, что Иосеф «опускается» в самые низкие и низменные места (яма, Египет, дом Потифара, тюрьма, дворец фараона), но остается и там самим собой - праведным Иосефом. Египет, страна, которой он правил, названа «эрват аарэц» - срамное место земли. Его миссия в этом мире - принести свет в самые темные углы. Кстати, намек на эту миссию можно найти и в его имени. Когда Рахэль давала ему имя, она объяснила свой выбор так: «Добавил (Иосиф) мне Всевышний другого* сына». Она сказала не «второго сына», а «другого сына». В этом и состоит его жизненная задача: превратить «другого» в «сына», приблизить далеких к истине.

И еще сказано о Иосефе, что он был «красив обликом и красив видом». Это кажущуеся повторение истолковывают как намек на «двойное совершенство» - в исполнении запретов и повелений Торы. Отсюда мы видим, что хотя деятельность Иосефа сфокусирована на «другом», в основе все равно лежит его собственное внутреннее совершенство, без которого и «другому» ничем не поможешь.

Весь народ Израиля назван по имени Иосефа. Поэтому каждый из нас должен видеть в нем пример для подражания. С одной стороны, все внимание должно быть сфокусировано на помощи «другому», в особенности, если он «другой-далекий». Но помочь может только тот, кто не идет на компромиссы с жизнью и не уступает ни на йоту во всем, что касается его собственного духовного совершенства.

С другой стороны, никто не вправе сказать: прежде позабочусь о себе, достигну высокого духовного уровня, потом буду думать о «другом».

* В иврите «другой» (ахэр) имеет отрицательный оттенок: далекий, чуждый, даже враждебный.

 

«Ваешев»

Говорит Мидраш: «Прежде чем родился первый поработитель - фараон, родился последний спаситель» -Перец, от потомков которого произойдет Машиах. Рождением Переца Всевышний создал, говоря языком Мидраша, «свет Машиаха» и, тем самым, ограничил египетское изгнание и все последующие изгнания вплоть до сегодняшнего - «послал лекарство прежде болезни». «Свет Мошиаха» дает евреям силу на то, чтобы, даже находясь в голусе, «прорвать» [»лифроц» -отсюда и имя Перец] все границы и продолжить, несмотря ни на что, служение Всевышнему, приблизить приход Машиаха, про которого сказано: «Поднялся прорывающий (порец) пред ними».

Имя Зораха – брата Переца – также намекает на будущее Освобождение: «Царство Машиаха в будушем воссияет [»израх» - отсюда имя Зорах] во всем мире.» Все населяющие мир будут наслаждаться этим светом, как сказал пророк: «И будут идти народы к свету Твоему, и цари к блеску сияния Твоего!»

Сказано, что Зорах сравнивается с солнцем, а Перец -с луной. «Солнце» - пример служения праведников Всевышнему. Луна же намек на служение «баалей тшува» -возвратившихся ко Всевышнему с дурного пути. Подобно тому, как луна уменьшается в начале месяца и наполняется светом - возвращается к своей красоте в середине месяца, «баалей тшува» возвращаются ко Всевышнему.

В свете этого становится понятно, почему именно от Переца, соответствующего Луне, произошел царский дом Давида, из которого должен произойти Машиах. Ведь, как говорит «Зоар»: «Машиах придет, чтобы вернуть праведников к тшуве».

На связь Машиаха с «баалей тшува» и на «возвращение праведников к тшуве» намекает и само имя родоночальника семьи Машиаха - Переца, обретшего свое имя в момент, когда он «прорвался [парац]» из чрева матери прежде своего брата-близнеца Зораха, первым «высунувшего руку наружу». Особенное, чудесное свойство тшувы заключается в том, что она прорывает все границы! Это раскрытие высшей духовной силы, заключенной в еврее. Поэтому и говорится в Талмуде: 'Там, где стоит совершивший тшува - абсолютные праведники не могут стоять».

Запись опубликована в рубрике: .