Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хайей Сара

«Аврагам же стал стар, пришел в лета, и Вс-вышний благословил Аврагама во всем». В Торе нет лишних слов, ее язык не содержит стилистических изысков, в том числе и тавтологий. В приведенном же выше стихе из недельной главы, как кажется на первый взгляд, мы находим именно такой — тавтологический — оборот: «стал стар, пришел в лета». Важно понять, в чем разнятся эти два описания старости, какую информацию несет нам каждый оборот. По мнению мудрецов, закен («старый») следует понимать как «богатый знаниями и опытом». В Танахе можно найти не один пример, когда относительно молодой человек причисляется к зкеним («старейшинам») — и таким образом подчеркивается его мудрость. Второе выражение — ба ба-ямим — («пришедший в лета» — точнее, «в дни») отмечает иной аспект долголетия: деятельную полноту прожитой жизни. «Пришедщим в дни» Тора называет человека, каждый день жизни которого был полон исполнения заповедей и совершения добрых дел. Казалось бы, синонимическая пара описаний счастливой старости перекликается с известным сопоставлением изучения Торы и исполнения заповедей. Первая сфера деятельности человека изменяет, совершенствует, в первую очередь, его самого. Мудрец поднимается со ступени на ступень, обогащая интеллектуально и эмоционально свою душу. Это, разумеется, оказывает благотворное влияние и на его окружение, и на весь мир, но фокусируется процесс именно на внутреннем мире человека. Исполнение же заповедей возвышает и душу, но направлено, главным образом, вовне. Именно к этой сфере деятельности можно в полной мере отнести известное определение высшей цели Творения: «Сделать низший из миров жилищем для Вс-вышнего». С некоторой долей упрощения, возвращаясь к описаниям старости в приведенном выше стихе, можно сказать, что «старик» — это тот, кто много и успешно поработал над собой, а «пришедший в дни» — тот, кому удалось преобразить мир.

О старости праотца сказано, что он «стал стар, пришел в лета, и Вс-вышний благословил Аврагама во всем». Одним из аспектов универсального, всеобъемлющего благословения Вс-вышнего Аврагаму было дарование ему гармоничной, счастливой старости, подводящей итог многотрудной и праведной жизни. Что еще можно пожелать человеку, приближающемуся к закату? Аврагам, действительно, благословен «во всем». Но может ли его пример иметь личное значение для каждого из нас? Мудрецы учат нас, что «дела праотцев — знак потомкам их». Не только Аврагам, но и любой человек может удостоиться счастливой старости, если на жизненном пути не забудет ни о душе своей, ни о мире, в котором он живет.