В детстве Цемах Цедек был потрясен словами комментария «Бааль гa-турим»: «Яаков прожил в Египте свои лучшие годы». Вернувшись из хедера, он спросил деда, Алтер Ребе: как можно поверить в то, что жизнь на грешной земле Египта, «срамного места всей земли», была милее Яакову, чем все прошедшие годы, даже годы, проведенные в родительском доме?!
Ответил ему дед: «Сказано, что Йегуда пошел в Египет перед караваном Яакова, чтобы «подготовить землю Гошен». Мидраш говорит, что отец послал его основать в Египте йешиву, в которой дети и потомки Яакова будут изучать Тору.
Через изучение и распространение Торы можно всякое место сделать благословенным. Так и вышло, что на скверной земле Яаков прожил свои лучшие годы».
Так ответил Алтер Ребе. Но к чему вообще это сложное объяснение? Яаков оплакивал Йосефа и вдруг узнал, что тот жив. Всевышний подарил ему еще семнадцать лет жизни рядом с любимым сыном. Надо ли удивляться, что он счел эти годы лучшими в своей жизни?
И если этого мало, можно добавить, что Яаков не просто рад «воскресению из мертвых» Йосефа. Он счастлив, что и в порочном Египте Йосеф уцелел духовно, остался тем самым еврейским мальчиком, которым был, когда они расстались на Святой земле. Яаков видит лицо Йосефа и говорит: теперь я знаю, что ты жив. Но по тексту совершенно ясно, что знал Яаков об этом и раньше, с той самой минуты, как из Египта пришел караван с этой новостью. Итак, что же увидел Яаков в лице Йосефа, что заставило его осознать, что сын жив?
В «Ор гa-хаим» сказано, что на лице Йосефа и в его глазах Яаков увидел живой еврейский дух. Значит, Йосеф не просто уцелел и выжил, значит, он воистину жив!
Все сказанное заставляет задать вопрос: почему в своем ответе Алтер Ребе говорит только о йешиве? Египет по-еврейски называется Мицраим, от корня цар - узкий, ограниченный, стиснутый. Это земля, в которой (по самой природе ее) познание Б-гa изначально загнано в узкие рамки. Миссия же человека состоит в преодолении всех преград и снятии всех ограничений в духовной сфере. Цемах Цедек знал о радости Яакова, вызванной тем, что Йосеф жив не только физически, но и духовно. Не об этом он спросил отца. Вопрос заключался в следующем: как Яаков мог счесть лучшими годы, когда его познание Всевышнего было втиснуто в узкие рамки Египта? Ответ Алтер Ребе таков: изучение Торы выводит человека за рамки природных ограничений. Он больше не принадлежит ни своему месту, ни своему времени. Для него нет Египта. Для него сама йешива - Эрец-Исраэль.