Мудрецы утверждают, что Авраам "узнал Творца своего в возрасте трех лет".
Но в Торе мы не находим никакой информации о его детстве. Не описаны и годы когда Авраам активно проповедовал веру в Единого Творца, и даже важнейшее испытание, в котором он был брошен в огненную печь.
Тора начинает описание жизни Авраама первыми словами нынешней недельной главы:
«И сказал Всевышний Авраму: «Уходи с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую Я укажу тебе».
А ведь в это время Аврааму было уже 75 лет!
В Торе нет ничего случайного, излишнего, нет и пропусков текста. Само слово Тора происходит от корня «повелевать».
Какое же повеление или поучение для каждого из нас следует из того, что ранние годы Авраама не описаны в Торе?
Все, что было с Авраамом до 75 лет можно объяснить рассудочно, обосновать логикой. Он постиг устройство мира и существование Творца в результате осмысления своего и общечеловеческого опыта.
Даже его готовность к самопожертвованию, к смерти в печи Нимрода можно объяснить логически.
Служение, основанное на интеллекте по природе своей ограничено, как ограничен самый мощный интеллект.
Повеление Всевышнего «Уходи с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего...» не обращены к интеллекту и необъяснимы для разума.
С этой заповеди, обращенной не к разуму, а к самой сущности души, «части Всевышнего», начинается еврейское служение, основанное не только на разуме, но и на том, что вне его и выше него.
Это, среди прочего, означает и то, что служение еврея Всевышнему может быть много выше степени его знакомства с Торой и уровня его знаний.
Изучение Торы является важнейшей заповедью и основой еврейской жизни.
Интеллектуальное обогащение не только необходимо для развития души и приближения ко Всевышнему, но и категорически обуславливает саму возможность вести праведный образ жизни (не зная законы Торы, невозможно их исполнять).
Поэтому все сказанное о служении, не основанном на знании и понимании не отменяет необходимость знать и понимать.
Просто этого недостаточно, чтобы полноценно осуществить еврейскую миссию. Ведь и великих интеллектуальных подвигов Авраама было недостаточно, чтобы быть «записанным в Тору» прежде, чем в возрасте 75 лет он перешагнул границы разума и логики.