Глава Хайей Соро (отредактировано)

В сегодняшней главе сказано: "и умерла Сара в Кирьят Арба, он же – Хеврон, в земле Ханаан[1]". Объясняет Зогар, что "Сара" указывает на тело, а "Авраам" – на душу.

Более подробно: "и умерла Сара – это тело. В Кирьят Арба[2] - поскольку тело состоит из четырех основ. Он же – Хеврон - поскольку, пока человек жив, все четыре основы соединены вместе. И пришел Авраам – душа – оплакивать Сару – тело" (как объясняется там, что также после смерти душа все еще связана с телом).

Эта идея – что Сара указывает на тело, а Авраам – на душу, должна быть применима ко всей Торе. И на первый взгляд, нужно понять: если Сара указывает на тело, а Авраам – на душу, что же тогда означает: "Все, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса[3]"?

2

Это станет понятно, если сначала объяснить известное учение Баал Шем Това, основанное на стихе[4]: "когда ты увидишь осла врага твоего…[5]" – в отношении того, что служение Вс-вышнему должно быть основано на работе именно вместе с телом:

"Когда ты увидишь осла" – если ты вглядишься в свою материальность[6], в свое тело - ты увидишь, что она "враг твой", поскольку оно ненавидит душу, стремящуюся к Б-жественности и к духовности, ибо в начале жизни человека и в начале служения тело и душа ненавидят друг друга.

"Лежит под своей тяжелой ношей". "Тяжелая ноша" – это иго Торы и заповедей. "Его (тела) ноша", ибо заповеди даны только душам, облаченным в тела, поскольку цель – очистить тело. Тем не менее, ему (телу) это кажется "тяжелой ношей", и оно не желает этого. Само собой – оно "лежит под своей ношей".

"И ты прекратишь помогать ему". Ты можешь подумать: если тело "лежит под своею ношей", то, наверное, нужно заняться служением, ориентированным только на духовность, а тело сломить посредством постов и истязания плоти. Говорят ему: "помогая, помоги вместе с ним", поскольку нужно очистить и исправить именно тело.

3

В чем идея?

Кроме того, что заповеди были даны именно душам, облаченным в тела – также сами заповеди облачаются именно в предметы материального мира.

Не только заповеди, связанные с практическим действием, но также и заповеди, которые являются "обязанностями сердца" – такие, как любовь к Вс-вышнему и страх перед Вс-вышним, и "обязанностями разума" – такие, как заповедь веры в Единство Вс-вышнего - даже эти заповеди должны исполняться материей сердца и мозга.

Например: заповедь любви к Вс-вышнему. Подобно тому, как в материальности "добрый слух утучняет кость[7]", как рассказывается в Геморе[8], что от доброй вести кости стали шире, - также и любовь к Вс-вышнему, "близость Б-га – благо мне[9]", которую человек чувствует в своем сердце, должна проявляться в его теле.

И то же – в отношении страха перед Вс-вышним: мало того, что мозг или даже сердце должны сжаться от страха, но и в самой материи мозга и сердца должен быть ощутим Б-жественный страх.

Также на это есть у нас пример от наших учителей.

Известна история про Алтер Ребе, как однажды во время молитвы (в Рош аШоно или в Йом Кипур), дойдя до слов "увехейн тейн пахдехо[10]" – он начал кататься по земле, говоря "пах…", "пах…", ибо от великого страха перед Вс-вышним он не мог закончить слово. Прошло какое-то время, пока он смог завершить слово "пахдехо".

Еще история про Ребе Цемах Цедека: в первые годы его руководства, он как-то сидел с хасидим на фарбренгене. Принесли спирт[11], и он выпил один стакан, и еще один, и приказал налить третий стакан. После этого он провел рукой по лбу, и было совершенно не заметно, что он пил спирт.

Потом Цемах Цедек объяснил, что он задумался о величии Вс-вышнего, и на него напал страх, а "страх отрезвляет от крепкого вина[12]". Страх перед Вс-вышним был для него настолько ощутим, настолько "материален", что нейтрализовал воздействие спирта.

То же самое – в отношении любви.

Рабби Менахем Нохум из Чернобыля – говорил, что он растолстел от того, что отвечал "омейн йеhей шмей рабо…[13]". Мысль о "Его великом имени" которое "благословенно вовек и во веки веков", ибо Б-жественный свет притягивается[14] во все миры, в том числе и в материальный мир действия – пробуждала в нем такую любовь и наслаждение, что он растолстел.

4

Обдумывая все "кавонос[15]" заповеди, но не исполняя заповедь практически; например, обдумывая все тайные смыслы заповеди тфилин, но практически не накладывая их – не только не исполняют заповедь, но даже совершают грех – поскольку не исполнена заповедь тфилин.

Но если практически накладывают тфилин, не имея при этом необходимых "кавонос" – или потому, что не знают этих "кавонос", или знают, но не задумываются о них – это наказуемо, поскольку должно присутствовать также намерение заповеди, но сама заповедь исполнена.

У одного из внуков Цемах Цедека должен был быть брис[16]. В Любавич было тогда два моэля. Один был старый, знал писания Аризаля[17] – все или не все, но то, что относится к заповеди обрезания – он знал. А второй был молодой, специалист, но гораздо более "простой еврей", чем первый. Цемах Цедек сказал, что нужно взять второго, и объяснил причину – потому что нужно просто, физически, отрезать крайнюю плоть[18].

И это смысл того, что сказано в Писании: "Все, что скажет тебе Сара, слушай ее голос", по объяснению Зогара, что "Сара" указывает на тело:

Основная цель Творения – материальный мир. Сейчас эта цель сокрыта, но в будущем это раскроется, вплоть до того, что душа будет получать питание от тела. Праотцам, как известно, "Вс-вышний дал попробовать вкус будущего мира в этом мире[19]", поэтому Аврааму было сказано "все, что скажет тебе Сара - слушай ее голос".

***

5

То, что говорилось выше, что основная цель Творения – материальный мир, подчеркивается также в порядке проверки здоровья человека перед призывом в армию. В основном проверяется физическое здоровье, а состояние души учитывается лишь настолько, насколько это имеет отношение к физическому здоровью. Поэтому, если по своему душевного состоянию он не входит в число тех, кто имеет признаки "шойтэ[20]"… ("ночующий на кладбище[21]" и т.д.), и тело его здорово – его призывают в армию.

И следует добавить, что душевное состояние само по себе не только не важно для мобилизации в армию, но наоборот, иногда даже является недостатком. Как сказано: "сила души – слабость тела[22]".

И следует отметить также псак дин[23], "каждый, кто принимает на себя иго Торы – снимают с него иго царства и иго заботы о заработке[24]". Посредством принятия ига Торы душа становится сильнее, и само собой, тело становится слабее. Как сказали РаЗаЛ[25], что Тора называется "ойз ветушио[26]", "ойз[27]" – усиление Б-жественной души, и "тушио[28]" – ослабляет силу животной души.

[В этом псак дине ("каждый, принимающий на себя иго Торы – снимают с него иго…") не ставится условий относительно времени принятия ига Торы. Даже если его уже призвали идти в армию через два-три дня – это еще не окончательно. Если он примет на себя – сейчас – иго Торы – освободят его от ига царства и ига заработка[29]].

Почему при призыве в (материальную) армию не так важно духовное состояние, как физическое? – Поскольку таков порядок в духовности, в армии Вс-вышнего:

Основная работа в исполнении заповедей – это практическое действие, "действие – это основное[30]", связанное с телом, и не в такой степени – духовное намерение, связанное с душой. Как говорилось выше, что даже если у него будут все кавонос, но не будет практического действия, он не исполнит своей обязанности, но когда он исполняет заповедь практически, даже без кавонос, - его берут в армию Вс-вышнего.

Нужно только остерегаться таких вещей, которые являются признаками "шойтэ", как "ночующий на кладбище". Смысл этого в духовности: в течение дня он занимается Торой и заповедями, но ночью, когда его душа поднимается наверх, он оставляет свое тело ночевать на кладбище, место клипойс[31], которые называются "мертвыми". И подобно этому – "теряющий то, что ему дают[32]", что в духовности это означает, что он теряет аспект "ма", - силу битуль[33] и каболас ол[34], которую даруют ему Свыше.

6

В общем, нужно знать, что поведение хасидим затрагивает также Ребе.

В маамаре Адмура Рашаба[35], который он сказал в своей последний день рождения в этом мире (20 хешвана), начинающемся словами "Смухим лоад[36]" 5680, он приводит слова Зогара[37] "авол самах до эзер[38]". В общем, есть различие между "самах" и "эзер", ибо "самах" означает, что поддерживают его, чтобы не упал больше, а "эзер" – когда он обновляется посредством помощи и поддержки. Но здесь Зогар объясняет, что здесь смиха[39] подобна помощи, когда нижний поддерживает высшего.

Что это означает для нас? – То, как мы ведем себя (поведение "нижнего") затрагивает также Ребе ("высшего").

И как известна история про хасида р. И.М. из Полтавы, когда он вошел на йехидус[40] к Ребе Могарашу[41], и сказал ему Адмур Могараш: "когда есть Ребе – есть хасиды, но – хасиды, которые занимаются авойдо[42]". И завершил: "хасиды, когда они были хасидами и "людьми дела" в служении - они укрепляли Ребе.

И из этого понятно насколько велика ответственность хасидим, связанных (мекушорим) с Ребе, поскольку их поведение затрагивает Ребе. Поэтому, если он ведет себя не так, как нужно, не дай Б-г, - он не только "наносит увечье самому себе[43]" (хотя он не имеет права делать так, но он свободен от наказания), но также "наносит увечье другому", и это наказывается по закону Торы. И в нашем вопросе, "другие" – это общая душа и т.д. и т.д., и его ответственность очень велика.

(Ликутей Сихойс т. 1 Хайей Соро)

(לקו"ש כרך א' פ' חיי שרה)


[1] Берешит 23, 2

[2] Букв. "город четырех"

[3] Берешит 21, 12

[4] Кетер Шем Тов, приложения, симан 16 (приводится в "hайом йом" 28 швата)

[5] Шмот 23, 5

[6] Баал Шем Тов объясняет, что "хамор" – осел, можно трактовать как "Хомер" – материя, материальность.

[7] Мишлей 15, 30

[8] Гитин 56,2

[9] (Теhилим 73, 28)

[10] "И потому – дай страх перед Тобой…" (Из молитвы в Дни Трепета)

[11] В оригинале – "найнцикер" – т.е., 90-градусный спирт

[12] Бава Батра 10,1

[13] "Амен. Да будет Его великое имя благословенно вовек и во веки веков…" (Из молитвы "каддиш")

[14] "меворах" – "благословенный" объясняется в хасидизме, как идея притяжения Б-жественного света в миры

[15] Букв. "намерение". Тайный каббалистический смысл заповеди

[16] Брис мило – букв. "союз обрезания"

[17] Рабби Ицхак Лурия, величайший каббалист 16 века, учение которого лежит в основе учения хасидизма

[18] "мэ дарф пошут ин гашмиюс опшнайдн" (идиш)

[19] Бава Батра конец гл. 1

[20] Букв. "дурак"

[21] Хагига 3, 2

[22] Сефер hа-мааморим 5709, стр. 63

[23] Законодательное постановление раввинского суда

[24] Авот гл. 3 Мишна 5

[25] Мехилта Бешалах 15, 2

[26] "Сила и мудрость" (Иов 12, 16)

[27] Сила

[28] Здесь объясняется от языка "mateshes" – "ослаблять"

[29] Эти слова, по-видимому, обращены к одному из присутствующих, которому предстоял призыв в армию (издательство).

[30] Авот гл. 1 Мишна 17

[31] Букв. "оболочки". В каббале и хасидизме – синоним противоположности Святости

[32] Хагига 4, 1

[33] Подчинение и самоустранение

[34] Принятие ига (Небесного царства)

[35] Пятый Любавичский Ребе

[36] Утверждены они во веки веков (Теhилим 111, 8)

[37] ч. 1 35, 1

[38] "Самох здесь означает "помощь" (арам.)

[39] Поддержка

[40] аудиенция

[41] Четвертый Любавичский Ребе

[42] Букв. "работа, служение". В хасидизме: работа над собой, направленная на исправление моральных качеств и служение молитвы.

[43] Бава Кама 83, 2

Запись опубликована в рубрике: .