בס"ד
108
От Баал Шем Това. То, что нужно ехать к праведнику, и недостаточно читать книги мусара [1]. Объясняется в Торе, ксойв зойс зикоройн басейфер весим беозней Йегошуа [2], ибо, хотя сказал ему записать в книге, и было бы достаточно этого, тем не менее, он должен "вложить в уши Йегошуа", что должен говорить с ним лицом к лицу, ибо основное – то, что слышат от праведника, как говорится в Мидраш Раба на посук веато Исроэл шма эл hахуким [3], пример царя, который дал две короны своему сыну, и потерял одну, и осталась только одна. Сказал ему царь – сейчас береги корону, которая осталась у тебя, поскольку одну ты уже потерял и т.д. см. там. Так Исроэл – были у них две короны – наасэ [4] и нишма [5], и из-за греха, когда сделали тельца, потеряли одну, и это – наасэ, и осталась у них только нишма, поэтому предупреждает их Вс-вышний, веато Исроэл шма, что смотри сейчас, чтобы по крайней мере сохранить корону нишма, которая осталась у тебя, поэтому, когда человек учит в книгах, что это аспект наасэ, нет в этом такой силы, чтобы пробудить его, ибо испортилась в Израиле корона наасэ. Но когда слышат из уст праведника, это аспект нишма, что это корона, которая осталась у них.
[2] "Запиши это (для) памятования в книгу и внуши Йеhошуа" (Бешалах 17, 14)
[3] "И ныне, Исраэль, слушай законы" (Воэсханан 4, 1)
[4] мы сделаем
[5] мы поймем