Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шабос паршас дворим (Тише беовв нидхэ) 5731

Эйхо йошво бодод гоир рабоси ам[1], и объясняет Адмур Цемах Цедек[2], что йошво бодод[3], это как сказано «Гавайе бодод йанхену[4]», «бэтах бодод эйн Яакойв[5]». И это происходит посредством «рабоси ам[6]», как будет объясняться дальше. И нужно понять, ведь «эйхо» — это язык удивления и потрясения, и по объяснению, что «йошво бодод» — это что Исроэл поднимутся на ступень Гавайе бодод йанхэну, аспект бодод (вне лагеря[7] в лучшую сторону), выше чем гишталшелус[8], в чем удивление и непонимание в этом. Также нужно понять связь этого объяснения с простым смыслом, что простое объяснение в эйхо йошво бодод, это как велико их падение и т.д., что поэтому читают эйхо в тише беов[9], что тогда было разрушение Храма, и какая связь простого смысла с объяснением Цемах Цедека, что йошво бодод — это в лучшую сторону. И это будет понятно после того, как сначала будет объяснено величие подъема (по объяснению Цемах Цедека на посук) в йошво бодод, что это аспект бетах бодод эйн Яакойв. Что диюк[10] бетах бодод эйн Яаков, (Яаков именно, это, как сказали Разал[11], не как Авраам, что сказано про него «гора»[12]… и не как Ицхак, что сказано про него «поле»[13], но как Яаков, что назвал его «дом»[14]. И, т.е., что достоинство бетах бодод эйн Яаков, которое будет в будущем мире, и, в особенности, в третьем Храме, это аспект как Яаков, которой назвал его «дом», что наследие Якова — это наследие без границ, аспект рааво дэраавин, и как сказали Разал, каждый, кто наслаждается в субботу, дают ему наследство без границ — наследство Якова… И это достоинство, которое будет в будущем, это посредством того, что этому предшествует йошво бодод во время изгнания. И это есть идея того, что Раза»л уподобили идею голус тому, что Одом горишойн был приговорен к изгнанию из Ган Эйден [что также, как Одом горишойн, который был творением рук Вс-вышнего, также и Израиль, которые были приговорены к изгнанию, это росток насаждений дело рук Вс-вышнего, хелек Элойка мимаал мамош], и также, как то, что одом горишойн был приговорен к изгнанию — это ради подъема, который будет после этого, вплоть до достижения (высоты, подъема) Дарования Торы, что это еще выше, чем то, что сказано «вайанихейгу беган эйден леовдо улешомро[15]», про Одом горишойн (как будет объясняться далее), и, т.е, также как в даровании Торы были семь поколений которые удалили Шхину снизу вверх, и потом были семь поколений, которые притянули Шхину сверху вниз, вплоть до того, что было Дарование Торы, подобно этому это также после матан Торйо, что должны были прийти в Эрец Исроэл и построить Храм, место, которое изберет Вс-всышний, что еще выше, чем даже Мишкан, про который сказано «воэсгалех боойгел[16]», были тогда несколько препятствий, пока был построен Храм, и после этого было разрушение первого Храма и пришли к возвышению (достоинству подъему) второго Храма, который выше, чем Первый Храм, и как сказано в Торе «годойл йигйе квойд габаит газэ гоахаройн мин горишойн[17]», что говорится о втором Храме, который были больше первого Храма по своим размерам и по своим годам, что достигнут после этого достоинства Третьего Храма, который будет построен в скором времени буквально, посредством Мошиах Цидкейну, что он еще выше, чем первый Храм и также, чем второй Храм, и, как сказали Хаза«л (что приводилось выше) «не как Авраам, что сказано про него «гора», и не как Ицхак, что сказано про него «поле», но как Яков, что назвал его «дом». И это также смысл продолжения посука, «гойсо кеалмоно[18]», но не алмоно, yе дай Б-г, ибо, поскольку намерение в опускании — это ради подъема, который будет после этого, это не есть настоящее опускание, и поэтому «гойсо кеалмоно» с «каф» уподобления.

Бейс

И идея объяснения в этом, как объясняет Адмур Рашаб, что конечная цель творения это то, что пожелал Вс-вышний, чтобы было у него Диро[19] в нижних мирах, что это намерение исполняется посредством работы душ Израиля, как сказано «с кем советовался (на все Творение целиком) — с душами праведников». И вот, в начале творения, мир в полноте своей был сотворен[20], икор Шхино в нижних была[21], что смысл икор шхино — это свет сойвев. Шхино это аспект света мемале, Шхино, ибо она присутствует и одевается[22] (в миры) но икор Шхино — это аспект света сойвев, и вплоть до света сойвев, который выше миров, и как объясняется подробно в гемшехе мааморей гилуло[23]. И, хотя притяжение света сойвев происходит посредством работы Одом горишойн, и нешомойс Исроэл именно, как объяснялось выше, тем не менее, сразу в начале творения мир был сотворен в своей полноте, т.е. (не то, что было притяжение икор Шхино практически, ибо это происходит посредством работы именно, но только) что был сотворен таким образом, что будет способен и готов к раскрытию света икор Шхино, а притяжение практически — это посредством работы именно. И это есть смысл того, что сказано «вайанихейгу беган эйден леовдо улешомро[24]», что посредством работы одом горишойн происходило добавление света в Ган Эйден, ибо Ган Эйден сам по себе — это аспект света мемале, (и то, что ойлом ал милуой нивро — это только что он был мокойм мухшор[25] для раскрытия света сойвев, как объяснялось выше) но только, что в самом аспекте света мемале, есть превосходство в Ган Эйден перед миром в общем, в двух вещах, первое, что свет, который одевается в миры — он из аспекта З»Т[26], а в Ган Эйден светит Г»Р[27], и второе, что в мирах — это только йедияс а-мциюс (знание о существовании) а в Ган Эйден — раскрытие сущности, но все это только в аспекте мемале кол олмин. «Вайанихейгу беган эйден леовдо улешомро» что посредством этого он притянет раскрытие света сойвев, аспект икор Шхино. Однако также работа (леовдо), которая была в Ган Эйден, она не сравнима с работой, которая после дарования Торы, и, как сказали Разал[28] по поводу заповедей, которые выполняли праотцы, что они были «рейхойс[29]». И хотя это сказано в отношении овойс[30], но, поскольку до Дарования Торы была гзейро[31] что «высшие не опустятся вниз, а нижние не поднимутся наверх[32]», — то также в отношении Одом горишойн[33] это было так. И, хотя ему было заповедано (что через это есть у него достоинство мецуво веойсе[34]) — по крайней мере в шести мицвойс — но приказание на это внизу перед матан Тойро это не как приказание после Матан Тойро, поскольку высшие не опустились еще вниз. И также в соответствии с тем что объясняется там в маамаре, что работа Одом горишойн была более возвышенна, чем служение овойс, ибо одом горишойн был творением рук Вс-вышнего, и находился в ган Эйден и т.д., тем не менее, ведь (как объясняется в маамаре там) это не достигает уровня «шемен турак шмехо[35]», притяжения сущности во время Матан Тойро. Однако, также работа после матан Тойро не достигает уровня раскрытия, которое было в бейс микдош[36] (и, в особенности, посредством леовдо улешомро, которое было в бейс микдош), «место, которое изберет Вс-вышний[37]», что тогда именно было сделано жилище для Него, благословен Он, постоянное жилище. И в самом Храме, наибольший аспект жилища для Него благословен Он, было во втором Храме, что, хотя во втором Храме недоставало пяти вещей[38], тем не менее, он был «больше … первого Храма в размерах (место) и в годах (время)» — понятий нижних со стороны самого мира. Однако основная идея жилища в нижних будет реализована в будущем мире именно, посредством Торы и мицвойс, которые будут исполнять тогда, что тогда будет исполнение мицвойс в полном совершенстве, как сказано, «и там будем делать перед Тобой как мицвойс рцойнехо[39]», «там» именно, и, как объясняет подробно Адмур Могараш.

Гимел

И вот, величие подъема, которое будет достигнуто в будущем, будет понятно из величия и удивительности работы во время изгнания, которая предшествует этому и является подготовкой и предисловием для этого[40]. Что вот, известно высказывание Алтер Ребе от имени Баал Шем Това на посук[41] «кейн бакойдеш хазисихо», галвай бизман габаис хазисихо», и, как известно в объяснении «вегоиш Мойше онов меойд микол гоодом ашер ал пней гоадомо[42]», что в особенности это, когда увидел Мойше поколение «пяток Мошиаха», что будут тогда множество гааломойс и гестейрим, и, тем не менее, будут учить Тору и исполнять мицвойс и таким образом, что добавлять и увеличивать и исполнении и свете мицвойс, то это служение привело к скромности и самоустранению у Мойше. И поскольку Мойше — эмес[43], и как сказали Разал, «качество эмес увидел[44]», то понятно из этого, что так это в действительности, что есть достоинство в работе во время изгнания, относительно работы Мойше. И из этого понятно величие подъема, который будет достигнут в будущем, поскольку это раскрытие Б-жественности будет после и посредством такой возвышенной работы. И с этим будет понятно также объяснение длительности этого изгнания, что поскольку это изгнание — это предисловие к самому высокому раскрытию, которое выше, чем «вайанихейгу беган эйден», сказанное про одом горишойн, чем Матан Тойро, Байис ришойн[45] и байис шейни[46], поэтому это изгнание продолжается столь долго, для того, чтобы посредством работы бней Исроэл в изгнания, достигнуть в скором времени буквально раскрытия Третьего Храма, что это есть наиболее высокое раскрытие, «бэтах бодод эйн Яакойв», наследство без границ.

Далет

И вот, для того, чтобы аспект бодод был притянут вниз и способом «йошво», гисъйашвус[47], должно быть притяжение в уровни седер гишталшелус[48]. И это то, что сказано «эйхо йошво бодод», что притяжение аспекта «бодод» вниз, и способом «йошво», бегисйашвус, происходит посредством «эйхо». Ибо але»ф указывает на несколько уровней один над другим. И как але»ф в «эход», — але»ф, который выше, чем хес и далет, семь небес и земля и четыре направления света, — але»ф — алуфой шел ойлом[49], но але»ф в Эйхо, алеф, который выше чем йуд, выше, чем идея десяти сфиройс (и следует сказать, что выше также, чем эсер сфиройс агнузойс), и этот алеф притягивается в йуд (который в эйхо), который указывает на десять сфиройс в Ацилус, и после этого в х»о (в эйхо) которая указывает на аспект малхус, и, в особенности, малхус, как она имеет отношение, или также, как она уже опустилась и одевается в БИ»А. И как известно различие между «зэ» и «кой», что «зэ» — это аспект «показывает пальцем и говорит «это»», и, подобно этому, также язык «зойс» (что это также подобно аспекту «зэ», но только зойс — это аспект нукво), что это аспект малхус, как она находится в Ацилус, а аспект «кой» — это малхус, и, в особенности, как она одевается в БИ»Я, аспект «кидмусейну». И это есть аспект «эйхо йошво бодод», что «бодод» — это аспект йохид[50], который выше также чем аспект эход[51], ибо але»ф здесь — (в эйхо) это «один, у которого нет другого», и также сына и брата нет у него, аспект атик, что нет в нем разделенности вообще, и, как известно в каболо, что зивуг (мад и ман) в атик происходит минэй увэй, и в будущем притянется также аспект бодод в раскрытии внизу и в устойчивости.

Гей

И вот, известно учение Магида, что в бодод есть два далета. Далет со стороны машпиа[52], и далет со стороны мекабель[53]. И на первый взгляд, ведь далет это аспект бедности (далус) — «далойси[54]», и как возможен далет со стороны машпиа, и объясняет там, что это, как сказали Разал, «больше чем теленок хочет сосать, мать хочет кормить его[55]», и, т.е., что есть желание и стремление в машпиа, дать гашпоо[56] в мекабел, и это есть аспект далет в машпиа. И, может быть, можно связать это с тем, что объясняется в вопросе «лемаасей йодехо тихсойф[57]». И вот, также, как желание (далет) в машпиа, в том, чтобы был восполнен хисоройн[58] в мекабел, также роцойн в мекабел должен быть, чтобы наполнился хисоройн кивйоойл, в машпиа, и, как известно в объяснении Магида в Мишне «не становятся молиться но только из койвед ройш», что молитва должна быть за койвед ройш, который Свыше, что Шхина говорит[59] «колани меройши колани мизройи». И также следует из объяснения Баал Шем Това на посук «зойс ошив эл либи ал кейн ойхил[60]» — «зойс» — это Шхина.

Вов

И это есть смысл посука «эйхо йошво бодод гоир рабоси ам…», «эйхо» — с удивлением, ибо Исроэл, которые были на уровне «ам», «гехолим оймемойс» и т.д., и «рабоси ам» (в буквальном смысле) множество разделенности, и множественность во мнениях, множество мнений — даас элйойн и даас тахтойн. Ибо вот, сказано «ки Кейл дейойс Гавайе», (дейос[61] — во множественном числе), и известно учение Алтер Ребе, что они должны быть соединены вместе, и еще выше этого, что верх и низ равны, «Ке-йл дейойс Гавайе[62] — что объединяет эти дейос вместе, и вот, она множественна в дейойс — высшее знание и низшее знание, и несколькими способами. Гойсо кеалмоно[63] – что муж ее ушел в заморские страны, аспект баало[64] – в искасьо[65], рабоси вагоим[66] – это аспект гислабшус[67] в аспекты 70 народов, сороси бамдинойс[68] – также сила hиснасъус[69] и тойкеф[70] – это – в мдинойс, hойсо ломас. Но все это – объясняется в лучшую сторону: сороси буквы «тишрей» что тогда происходит строительство малхус, чтобы быть сороси бамдинйос, hойсо ломас — это битуль дэ-каболас ол[71], что именно во время гээлем и гэстер когда она рабоси ом … сороси бамдинойс, именно тогда это битуль дэ-каболас ол, что hойсо ломас, что он не мциюс[72] для самого себя, и он только ломас[73], и как известно, что служение во время изгнания, и в особенности в иквесо димшихо[74], это не в аспекте мойхин[75] и не в аспекте мидойс[76], но только служение каболас ол (и как говорилось выше в объяснении веhоиш Мойше онов). И посредством этого именно достигается йошво бодод, раскрытие аспекта бодод, который выше чем гишталшелус, йохид, который выше также чем эсер сфиройс а-гнузойс[77] — способом йошво, и как объясняет Квойд Кдушас Адмур гоэмцои[78] в объяснении ант hу хад вело бехушбон[79], что это выше также, чем эсер сфиройс а-гнузойс. И с этим будет понятно соотношение двух объяснений в эйхо йошво бодод, простое объяснение, и объяснение Цемах Цедека, что это указывает на достоинство и раскрытие аспекта бодод, ибо раскрытие аспекта бодод, который выше чем гишталшелус, это посредством работы каболас ол во время изгнания именно, как объяснялось выше. И это есть эйхо йошво бодод, «эйхо» — язык удивления и потрясения, что придет от рабоси ом, оймемойс, и рабоси в этом и т.д., к бодод, который выше, чем гишталшелус, и таким образом, что йошво, — это аспект удивления (и еще следует сказать, что раскрытие и гисйашвус аспекта бодод, который выше, чем гишталшелус, это не по порядку сейдер гишталшелус, выше чем понимание и постижение. И поэтому также служение, посредством которого притягивается раскрытие аспекта бодод, это аспект работы тшуво, ибо идея тшуво — это служение, которое выше чем порядок гишташлелус в душе человека).

Заин

И вот, отношение аспекта бодод, аспекта йохид, к Яакову именно (как сказано бодод бетах эйн Яаков) — ибо объяснялось выше, что бодод — это аспект атик, который выше, чем две линии правая и левая, и, как сказано лейс смоло бегай атико[80], и поэтому раскрытие этого аспекта происходит посредством служения в кав а-шлиши[81] именно. И как сказано Цион бемишпот типодэ[82] и объясняет Адмур Цемах Цедек, что мишпот[83] это именно когда есть трое, и т.е., ХаГа»С. И т.е., что для того, чтобы сделать диро лой исборах, и таки образом, чтобы было совершенство в этом, это посредством служения во всех трех линиях именно, и как объясняет Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в Мишне «ал шлойшо дворим ойлом оймед[84]«, что посредством служения в трех линиях, Тойро, авойдо[85] и Гма»х[86], стоит мир, что исполняется намерение творения мира. И это есть также идея третьего храма. третьей линии, аспект наследия без границ — Якова, что в нем будет (также) сочетание ба»р и Бейс шамай. И это будет выше также как это было в ган Эйден микедем, т.е., как это было в ган Эйден перед грехом, и как известно в идее одом и Мошиах, что одом — это первые буквы одом Довид Мошиах, и соединение их — в порядке одо»м — что указывает на порядок и т.д., в отличие от этого про Мошиаха сказано «гиней йаскил авди йорум венисо веговаh меойд, меойд — это буквы одом, но в соединении, которое указывает на бли гвул, противоположность идеи цийур одом.

Хес

И вот, как говорилось выше, что раскрытие будущего притягивают посредством служения сейчас именно, что из этого ясно, что есть преимущество в служении сейчас также перед раскрытием в будущем, и как объясняет Квойд кдушас Мойри вехами Адмур в объяснении Мишны «йофо шоо ахас битшуво умаасим тойвим беойлом газе микол хайей ойлом габо[87]«, что, поскольку служение в тшуве и добрых делах в этом мире приводит (гойрем) к жизни будущего мира (включая также гилуим будущего), то необходимо сказать, что есть достоинство в служении этого мира также перед гилуим[88] будущего, ибо то, что является причиной — это более сильная вещь, чем то, что достигается посредством него. И также в идее таануг[89], что аспект нахало бли мцорим[90] Якова — это во время рааво дэравин[91] (аспект таануг) есть достоинство в служении сейчас именно? и как объясняет там перед этим, что таануг будущего это (в общем) нахас руах сотворенного, а таануг в тшуво и маасим тойвим в этом мире это (в общем) нахас руах бойрэ, нахас руах лефонай шеомарти венаасо рцойни.

И это есть идея того, что посредством наших дел и нашего служения сейчас притягивают, что в скором будущем будет построен и раскроется третий Храм, аспект бетах бодод эйн Яаков, что будет в нем также гискалелус[92] первого Храма и второго Храма, и тогда будет бодод йанхейну[93] (каждого и каждого из сынов Израиля) несмотря на то что (и посредством того, что) найдет его в земле пустынной и в сойгу[94] … (служение во время голус), и придет от мидбор к бодод йанхейну таким образом, как сказано перед этим канешер йоир киной[95], с милосердием и с жалостью, — чтобы в скором времени действительно придет избавление с добром и милосердием, и будет тогда полнота намерения нисаво акодойш борух гу лигйойс лой исборах диро батахтойним.

[1] «Как сидит в одиночестве город, полный народом» (Эйха 1, 1)

[2] Третий Любавичский Ребе

[3] Сидит в одиночестве

[4] «Вс-вышний один будет вести его» (Дворим 32, 12)

[5] «Безопасно, отдельно источник Якова» (Дворим 33, 28)

[6] «множество народа»

[7] «Бодод йейшев михуц лемаханэ» («В одиночестве будет сидеть {прокаженный}, вне лагеря») (Вайикро 13, 46)

[8] система миров

[9] пост 9 ава

[10] уточнение, акцент

[11] наши мудрецы, благословенна их память

[12] Когда Вс-вышний приказал Аврааму принести в жертву его сына Ицхака, на месте, где в будущем будет построен Храм, это место названо «гора» ([[Берейшис 22, 14]]) (прим. переводчика)

[13] «И вышел Ицхак беседовать {т.е. молиться см. Раши там} в поле ([[Берейшис 24, 63]])

[14] «Это дом Б-га, и это ворота небес» ([[Берейшис 25, 17]])

[15] «И поселил его в Ган Эйден (Райском саду) чтобы хранить его и обрабатывать его»

[16] «И Я находился в шатре»

[17] «Велика будет слава этого последнего Дома от первого»

[18] «Стала как вдова»

[19] «жилище в нижних мирах» Мидраш Танхума Насо 16, и приводится в хасидизме и объясняется во многих местах см. Тания гл. [[36]]

[20] Берейшис Раба 14, 7; 13, 3

[21] Берейшис Раба 19, 7

[22] Тания гл. [[41]]

[23] [[#916 Боси Легани 5710]]

[24] «И поселил его в Ган Эйден (Райский сад) чтобы обрабатывать его и охранять его»

[25] потенциально способен (раскрыть сойвев)

[26] семь нижних (сфирот)

[27] три высших (сфирот)

[28] Шир гаШирим Раба 1, 3

[29] «запах», т.е. заповеди праотцов были только в духовном аспекте

[30] (пра)отцы – Авраам, Ицхак и Яаков

[31] декрет, разделение

[32] Шмот Раба 12, 3; Танхума Воэйро 15

[33] Первый человек

[34] «заповедано и он исполняет» (Кидушин 31, 1)

[35] «Твое имя льется как масло» (Шир гаШирим 1, 3)

[36] Храм в Иерусалиме

[37] Дварим 12, 5 и еще.

[38] Йома 21, 2, и см. Ликутей Тойро Рош гаШоно 57, 3

[39] из молитвы (мусаф)

[40] Ибо совершенство, которое будет достигнуто тогда, зависит от нашей работы во время изгнания (Тания нач. гл. [[37]])

[41] «Так, в святилище да увижу я Тебя» ([[Тегилим 63, 3]])

[42] Бамидбар 12, 3

[43] истина

[44] Сангедрин 111, 1

[45] Первый Храм

[46] Второй Храм

[47] стабильность, устойчивость

[48] порядок миров. Система мироздания

[49] Господин мира

[50] «единственный»

[51] «один»

[52] дающий

[53] получающий

[54] «обеднел я» ([[Тегилим 116, 6]]; [[142, 2]])

[55] Псахим 112, 1

[56] влияние

[57] «К творению рук своих стремишься ты» (Иов 14, 15)

[58] недостаток, нехватка

[59] Мишна Сангедрин 46, 1 «Опозорил голову Мою, опозорил руку Мою»

[60] «Это отвечу сердцу моему, поэтому буду надеяться» (Эйха 3, 21)

[61] мн. число от «даас»

[62] букв. «Б-г знаний Вс-вышний»

[63] «стала как вдова»

[64] муж ее

[65] мир сокрытия (выше, чем мир раскрытия)

[66] «великая среди народов»

[67] облачение

[68] «властвовала над странами»

[69] возвышение

[70] сила

[71] подчинение, как принятие ига

[72] существование

[73] чтобы исполнять работу

[74] «Пятки Мошиаха»

[75] мозг

[76] эмоции

[77] десять сокрытых сфиройс

[78] Второй Любавичский Ребе

[79] «Ты один и не в счете»

[80] нет левой стороны в атик

[81] третья линия

[82] «Цион судом будет искуплен»

[83] суд

[84] на трех вещах стоит мир

[85] служение (молитва)

[86] добрые дела

[87] «Лучше один час в тшуве и в добрых делах в этом мире чем вся жизнь будущего мира»

[88] раскрытие

[89] наслаждение

[90] наследие без границ

[91] время особого благоволения (Минха субботы)

[92] соединение

[93] «(Вс-вышний) один будет вести его»

[94] хаос

[95] «Как орел пробуждает гнездо свое»