Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Гисваадус Хукас-Болок 5719

בס»ד

«Гискашрус» 729

Гисваадус Хукас-Болок 5719

Тойрас Менахем 5719, ч. 3 стр. 69-76

Алеф

Мой тесть и учитель, Ребе, освобождение и день рождения которого мы сегодня отмечаем, рассказывал на фарбренгене:

Однажды он пошел на прогулку вместе со своим отцом, Ребе Рашабом, по одной из улиц Ростова (Ребе Райац назвал улицу, по которой они прогуливались), и Ребе Рашаб говорил с ним об одной глубокой идее в хасидизме, и эта идея захватила его настолько, что он не заметил, что его отец остановился, и продолжал идти дальше, обдумывая эту мысль, пока отец не позвал его, и тогда он повернулся и вернулся назад.

И Ребе Рашаб сказал тогда: различие между человеческим разумом и Б-жественным разумом – что человеческий разум начинает с постижения и из этого приходит к вере (т.е., что сам разум приходит к заключению, что он ограничен, и есть то, что выше него), а Б-жественный разум начинается от веры, и от этого приходит к постижению.

Место, где стоял тогда Ребе Рашаб, находилось рядом с тем зданием, где впоследствии расположилось ГПУ. И однажды, когда Ребе Райаца вызвали туда – в последующие годы – и начали задавать ему разные вопросы, то он сказал им среди прочего также это выражение, по поводу различия между человеческим разумом и Б-жественным разумом, которое он слышал от своего отца, когда они стояли рядом с этим зданием несколько лет назад.

Это говорит о том, что слово («ворт») праведника может вернуться и пробудиться («отозваться») много лет спустя.

Бет

Еще рассказывал мой тесть и учитель, Ребе, в один из фарбренгенов того периода, от имени своего отца, Ребе Рашаба:

Его отец, Ребе Магараш, иногда говорил «рейдн хсидус» («говорить хасидус), а иногда – «зогн хсидус» (сказать слова хасидизма).

Ребе Рашаб пытался понять, в чем состоит различие.

— Просто спросить – это порядок для «хицон», но – только после того, как пытаются понять самостоятельно насколько это возможно – тогда можно спросить –

И после того, как он трудился, чтобы понять самому различие между «рейдн хсидус» и «зогн хсидус» – после этого он спросил у своего отца, Ребе Магараша.

И сказал ему Ребе Магараш: «рейдн хсидус» – это говорить к «ушам слышащим», а «зогн хсидус» – это когда слушатели неспособны понять то, что говорится, но – это возвращается и пробуждается («отзывается») некоторое время спустя – если не в нем самом – то у его сына или внука.

И поэтому – сказал Ребе Магараш, когда я говорю о маамаре хасидизма, который слушатели были неспособны понять – то я использую выражение «гезогт хсидус», а когда я говорю про маамар хасидизма для «ушей слышащих» – то я использую выражение «герет хсидус».

Далет

И вот, в этом выражении по поводу различия между человеческим разумом и Б-жественным разумом – нужно понять:

Поскольку в них обоих есть и вера, и постижение – ибо также с помощью человеческого разума приходят к вере, и также с помощью Б-жественного разума приходят к постижению – то какая разница, с чего начать?

Но – здесь мы видим, что также порядок вещей важен.

Человеческий разум – это аспект «сотворенного», а Б-жественный разум – это аспект Творца. И это то, что требуют от каждого и каждого из Израиля, выйти из рамок «творения» и ввести себя в рамки «Творца».

И здесь значимо также изменение порядка:

Когда начинают с разума, тогда само основание уже ограниченно, поскольку разум ограничен, и поэтому, несмотря на то, что потом он приходит к вере, тем не менее, поскольку начало и основа – это ограниченный разум, то также его вера будет ограниченна, и т.е., что его вера будет только настолько, насколько это необходимо со стороны разума.

И два аспекта в этом:

А) Разум – это такая субстанция, которая может легко измениться, и само собой, когда он поймет своим разумом по-другому – то он потеряет веру.

Б) И более глубоко – кроме возможности изменения – сама идея веры, приходящей со стороны разума – ограниченна, поскольку она построена на ограниченном разума – то также и вера – ограниченна.

Однако, когда начало – это вера, то, поскольку вера – бесконечна, то, поскольку вера бесконечна – то также и постижение, приходящее со стороны веры – бесконечно, и это называется «широта постижения» («мерхав а-асага»).