Дварим

Из бесед Любавичского Ребе

Глава заканчивается повелением, данным воинам колена Реувена и Гада, «идти в бой впереди народа Израиля». Раши поясняет: «Они были силачами, мужественными воинами, а потому были поставлены во главе войска, как сказано: «сокрушат руку и голову».

Сыны Реувена и Гада имели два боевых порядка: они шли впереди войска отдельной боевой единицей (авангард) и в самом войске Израиля заполняли первые ряды атакующих.

В терминах духовного служения мы тоже знаем два пути ведения боя. Первый из них, соответствующий готовности Гада и Реувена идти впереди войска, - самоотверженное служение (месирут нефеш), которое выше рассудка и коренится в самой сердцевине души.

Поведение же остальных колен, то есть готовность идти в бой, не принимая на себя никакой экстраординарной ответственности и избегая риска, соответствует служению в соответствии с разумом.

Потому-то и возложена на авангард миссия «сокрушить руку и голову».

Если бы рамки рассудка и логики ограничивали борьбу со злом, мы никогда бы не сумели добиться полной победы над ним. Для этого необходимо порой подняться над здравым смыслом, достичь уровня тотального самозабвения и самоотверженности.

Но и этого недостаточно: резкое усилие месирут нефеш дает ударный результат, но для его закрепления требуется длительное (менее яркое и эффектное) усилие интеллекта. В рамках нашей аллегории (сыны Гада и Реувена) этому усилию соответствует второй боевой порядок авангарда: в шеренгах войска.

Таков путь служения: первыми в бой идут силы сокровенного ядра души. Вслед за их сокрушительным ударом в схватку вступает медленно (ежедневным «серым» усилием) продвигающаяся пехота изучения Торы и исполнения заповедей. Парадоксальным образом и в этом, казалось бы, не героическом усилии, оказывается необходимым самоотречение. И первые шеренги пехоты заполняют бойцы месирут нефеш. Чтобы лень и косность не обескровили повседневное будничное служение еврея.

Более того, можно было бы ожидать, что первый путь служения будет расценен, как более важный, «героический». Но из учения хасидских учителей мы знаем, что порядок восхождения именно таков, как в словах Раши: первая ступень - штурмовое усилие элитного подразделения, вторая - более высокая ступень - повседневное стабильное усилие направленное на самосовершенствование.

Ликутей Сихойс, т. 9. стр. 1-13.

Запись опубликована в рубрике: .