Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ки-таво

Беседа 1

«Когда ты придешь в землю, которую Всевышний дает тебе, и овладеешь ею и поселишься в ней, то возьми первые плоды земли и положи в корзину и пойди на то место, которое изберет Всевышний». Еврей должен быть весел. Баал-Шем-Тов как-то сказал в день своего рождения:  «Еврей рад тому, что удостоился служить Всевышнему». Так говорит и царь Давид:  «Служите Всевышнему в радости». А чем еще наполнена жизнь еврея, если не служением Творцу?!  Вот и оказывается,  что все дни еврея — в радости.

Все заповеди надо исполнять с радостью, но есть некоторые, о которых Тора говорит отдельно и подчеркнуто, как об источниках радости. И нынешняя недельная глава начинается повелением: «И радуйся всему добру, которое дал тебе Всевышний».

Это сказано о приношении первых и лучших плодов в Храм, «пред Всевышним». Храм разрушен — в наши дни невозможно исполнить эту заповедь в соответствии с законом Торы. Но в Торе нет лишних слов и лишних заповедей. Чему же учит нас заповедь, которую мы не можем исполнить? «Когда придешь в землю, которую Всевышний дает тебе…» — когда ты приходишь туда, куда Всевышний долго вел и направлял тебя, знай, что ты пришел туда не зря, твоя миссия — освятить это место, сделать его духовным, чистым. Это касается не только

Святой земли: Цемах-Цедек говорил: «Преврати то место, где ты находишься в Эрец Исраэль». Как это сделать? Все лучшее, все первое — Всевышнему. Не только виноград и финики приносит еврей в Храм — первые утренние часы изо дня в день посвящает он служению Всевышнему. И это тоже — «первые плоды».

Все лучшее и первое – Всевышнему, сказали мы, но важно помнить и о повелении Торы приносить бикурим с радостью в сердце. Эта радость не просто сопровождает еврея — она суть его жизни, его жизненная энергия. Всевышний да дарует нам добрый и сладкий год, год Избавления и радости.

Беседа 2

«И будет так: когда придешь ты в страну, которую Б-г дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьми первые плоды земли, которые ты соберешь в стране твоей, и положи в корзину, и… приди к когену, который будет в те дни, и поставит ее коген перед жертвенником Б-га… И радуйтесь – ты, и левит, и пришелец, который с тобой, – всем благам, которые дал Б-г тебе и дому твоему».

Заповедь о бикурим, первых плодах урожая, заключается в следующем: тот, кто выращивает на своей земле плодовое растение, относящееся к одному из семи видов, которыми славится земля Израиля, должен принести первые плоды урожая в Храм когену. Так человек выражает свою благодарность Творцу за все, что есть у него. Поэтому заповедь эта должна быть исполнена с радостью.

Собственно говоря, заповеди можно исполнять по-разному. Можно отделаться минимальными усилиями, «поставить галочку». Можно ту же заповедь выполнить с любовью, с пониманием, не жалея ни сил, ни времени. Во втором случае человек словно вкладывает в заповедь самого себя.

Все содержание заповеди о первых плодах – победить заложенное в человеке с рождения стремление оставить лучшее себе (инстинктивный эгоизм) и воспитать в себе способность отдавать с радостью.

Мы живем в последние дни изгнания, вот-вот будет отстроен Храм и мы снова будем выполнять заповедь о первых плодах.

Но и в дни, когда Храмовая гора пребывает в запустении и поругании, мы можем и должны исполнять заповедь о бикурим на духовном уровне.

Человек может превратить самого себя в бикурим — первый, отборный плод. Каждое его действие, слово и мысль должны быть максимальной реализацией всего лучшего в нем. И это относится не только к священным занятиям – изучению Торы и выполнению заповедей, — но и к повседневным, будничным делам, которые тоже можно превратить в «бикурим», как сказали мудрецы: «Все дела твои будут во имя Небес».

И пока не пришло Освобождение, каждый из нас, исполняя эту заповедь в духовном ее аспекте, должен относиться к любому своему действию так, будто он входит в Храм и ставит перед когеном корзинку с лучшим из лучшего…