Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Дварим

Всевышний не ограничен физическими рамками пространства, времени и материи. Неудивительно поэтому, что Моше был поражен повелением построить Храм, в котором Всевышний будет «обитать».

В нашем мире (мир — олам от слова ээлем — сокрытие) присутствие Всевышнего скрыто, неявно. Он раскрывается, обнаруживает Себя только в мгновения, когда человек служит Ему. Итак, откровение требует служения. Но можно было, научив людей правилам служения, разрешить его повсеместно. И везде, где человек служит Всевышнему, происходило бы Его откровение.

Главная служба состоит в принесении жертв, как материальных (животные, птица, вино, вода, соль, злаки, плоды), так и духовных (молитва). Материальные жертвоприношения разрешены только в иерусалимском Храме, поэтому вот уже скоро два тысячелетия этот путь служения недоступен нам. Но даже духовное жертвоприношение – молитва, которая разрешена практически в любом месте – проходит через Храм (сегодня -через место, на котором стоял Храм), и поэтому по еврейскому закону молящийся должен стоять лицом к стране Израиля, в самом Израиле – лицом к Иерусалиму, а в Иерусалиме – лицом к Храмовой горе. Но почему молитва связана с определенным местом (направлением)?

Ответы на все поставленные вопросы мы находим в правиле, известном из кабалы: «Чем выше объект, тем ниже он может опуститься».

Всевышний действительно безграничен, именно поэтому Ему нельзя дать определение (определение есть ограничение).

Храм как материальный объект имел размеры и координаты. С другой стороны, мы знаем, что в нем было место (в Святая святых), где правила материального мира были нарушены. Сумма расстояний от двух противоположных стен до Ковчега было в точности равно расстоянию между этими стенами. Таким образом, Ковчег как бы не занимал места, хотя его размеры известны и были в точности выдержаны мастерами.

Именно в этом месте – пространственном и надпространственном одновременно – и проявлялось в наибольшей степени присутствие Б-га.

Только в Храме, ограниченный определенным местом и построенный в безграничности Всевышнего, не подлежит никаким ограничениям до такой В Всевышний повелевает: «Сделайте Мне Храм и я поселюсь в них» («Шмот», 25:4). Не «в нем» (в Храме), а «в них», в людях.

Превратить себя в Храм – значит не только жить по Торе, но и в любом, сколь угодно будничном и материальном занятии искать близости Всевышнего.