Шофтим

Глава этой недели говорит, что мы должны поставить во всех вратах судей и надсмотрщиков.

Каждый из нас также может извлечь из этого урок, актуальный во все времена.

«Вратами» можно назвать и «врата» наших душ. Это наши глаза, рот, уши, поступки, речи и мысли.

В этом предложении говорится, что мы должны быть мудрыми и сильными. Мы должны использовать Тору, чтобы развивать нашу мудрость и силу, чтобы мы сами себе были судьями и надсмотрщиками, и не оказались сбитыми с толку как окружающим нас миром, так и нашими природными внутренними желаниями.

Но позже в этой же главе (18:13) мы встречаем абсолютно противоположное по смыслу предложение:

«Непорочен будь перед Б-гом».

Другими словами, не нужна ни мудрость, ни сила; просто «БУДЬ НЕПОРОЧЕН», с сердцем ребенка, и тогда ты будешь «С Б-гом».

Как Тора может требовать и того и другого?

Если мы должны быть себе судьями и надсмотрщиками, как же тогда мы можем быть непорочными? Но с другой стороны, если мы решили просто служить Б-гу, то почти невозможно быть хорошими судьями или надсмотрщиками.

Вот история, которая объясняет это.

Немного времени потребовалось идеям Беш"та, чтобы распространиться по всей России и Польше. Несмотря на противников и злые слухи, за несколько лет Беш"ту удалось собрать вокруг себя величайших искателей Истины и Святых Ученых своего поколения. Это были евреи, изучившие весь Талмуд и мистическую литературу, но все это ожило только благодаря Беш"ту.

Одним из них был величайший гений Рабби Дов Бер из Межерича. Выучив на память все книги Торы, напечатанные в то время, он с недоверием стал изучать работы Беш"та и в итоге стал его последователем.

Беш"т попросил его разъяснить таинственный отрывок из книги Зогар (мистической книги), в котором говорилось об ангелах.

Рабби Дов Бер, знавший этот отрывок, дал прекрасное и подробное разъяснение, но Беш"т сказал, что оно поверхностное.

Вдруг рабби что-то почувствовал; его ум открылся, и он «получил» более глубокое объяснение, но Беш"т и его отверг. Так повторялось несколько раз, пока Беш"т не попросил его сесть и выслушать правильное объяснение.

Когда Баал Шем заговорил, в комнате стало темно, а затем она, вдруг, наполнилась страшным огнем, вспышками молнии, раскатами грома, огромными ангелами-привидениями. Рабби Дов Бер чуть не умер от ужаса и страха.

«Мыслил ты правильно, - позже разъяснил Беш"т, -  но твоим объяснениям не хватало чувства».

Все ученики Беш"та были святыми гениями, которые в своей жизни жаждали только одного – знания Торы. А Беш"т был неиссякаемым источником, с помощью которого они могли утолить свою жажду.

Но все, что он открывал своим ученикам в простые дни, не могло сравниться со знаниями, получаемыми ими в Шабат (Шаббос).

Согласно мистическим учениям, Шаббос – это разрыв во времени, во время которого все тайны раскрываются на трех последовательно более высоких уровнях; вечер (начало дня в еврейском календаре), утро и день, когда кушаются три субботние трапезы.

Но к глубокому сожалению хасидов, во время первой (вечерней) трапезы Баал Шем уделял больше внимания разным простым людям; невежественным фермерам, ремесленникам, торговцам и так далее.

Казалось, что он придавал огромное значение этим людям и призывал их присоединиться к нему во время этой Субботней трапезы. Он усаживал их рядом с собой, давал пить из его личного кидуш кубка, и рассказывал о вещах, которых они никогда не могли понять.  Но его святые хасиды (ученики) никак не могли понять, зачем он это делает, и их это раздражало. Они утверждали, что этот безграмотный народ извлек бы ту же пользу, находясь и в задней части комнаты. Наконец, эти люди пришли только для того, чтобы увидеть лицо учителя, а  они, его ученики, должны находиться рядом с Беш"том, чтобы слышать каждое его слово и учиться у него.

Это произошло в Субботу, во время второй дневной трапезы (простой люд принимал участие только в вечерней трапезе, а утром и днем они ели со своими семьями). Баал Шем, вдруг, попросил своих верных учеников замолчать, и чтобы каждый из них положил правую руку на плечо своего соседа, образуя круг с Беш"том во главе. Беш"т замкнул круг, положив руку на плечо хасида, сидевшего по другую сторону, а затем попросил их закрыть глаза.

 Просидев в тишине минуту, хасиды услышали отдаленный хор, поющий псалмы.

Сначала звуки были едва различимы, но постепенно становились все громче и громче, пока пение не стало настолько сильным и красивым, что показалось, будто они поднялись в большой хор небесных ангелов в сопровождении божественной музыки. Никогда в жизни они не слышали такой музыки, полной совершенства и невообразимой гармонии. Она завладела ими, и этому было невозможно противостоять; желание было настолько сильным, что душа вот-вот вырвется наружу.

На пике этого экстаза Беш"т убрал руку, и музыка мгновенно прекратилась. Конечно же, хасиды были до глубины потрясены тем, что испытали, некоторые чуть не лишились чувств.

«Откройте глаза, идите сюда, я хочу показать, что вы услышали. Пожалуйста, следуйте за мной». Баал Шем встал, вышел из комнаты, затем из дома на улицу. Хасиды проследовали за ним до здания синагоги.

«Загляните внутрь и скажите, что вы там видите» - сказал он.

В синагоге сидели все простые люди, присутствовавшие на вечерней трапезе в прошлую Субботу. Они были увлечены чтением псалмов. Они вслух пели и произносили слова. У каждого был свой темп, своя глава, но они искренне открыли свои души Б-гу.

В одной главе была мольба о милосердии, в другой – восхваление Б-жьего величия, а в третьей – просьба о помощи. Зачастую они даже не понимали смысла произнесенных слов, но каждый читал от всего сердца.

«Вот что вы слышали», - объяснил Беш"т.  – «Вы слышали, какой сильный эффект имеют на небесах эти простые псалмы, если их читают от чистого сердца».

Вот ответ на наш вопрос.

Одной из главных задач, которую Беш"т пытался выполнить своим необычным, теплым путем служения Б-гу, Хасидут, было поощрять простых людей больше учиться  и становиться более образованными, а образованных людей становиться проще (Тмимут). Кажется невозможным, но именно в этом, учил Бешт, заключается суть иудаизма.

Поэтому, когда пятый Ребе Хабада организовал первые, впоследствии  распространившиеся по всему миру, ешивы, где в расписание было включено ознакомление с учением Баал Шем Това (Хасидус), он объявил, что ученики школ ешивы будут называться Тмимим (простые люди). И, сочетая в себе знание Торы (судьи), решительность (стражи) и простоту, они принесут спасение.

Ибо сочетание трех этих качеств – ЕДИНСТВЕННЫЙ путь к тому, чтобы привести Мошиаха.

Существует высказывание (Гайом Йом с.180) о том, что главным качеством Мошиаха будет простота (как у Мойше и даже больше), и лишь он будет в состоянии показать, насколько важно читать Тегилим с простотой (там же 141).

Это доказывает, необходимость чтения Псалмов царя Давида с песней и с открытым сердцем.

Известно, что Мошиах будет Судьей и Стражем «Изучать Тору, как его отец, царь Давид, и участвовать в Б-жьих сражениях (Рамбам, Малахим, глава 11)».

Да будем же читать Тегилим и изучать Тору, станем сильными и простыми, и тогда Гашем принесет нам всем счастливый новый год с…

Мошиахом Сейчас!!

 


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .