Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Берейшис

С Б-жьей помощью

В этой недельной главе содержится идея всей Торы: Б-г хочет, чтобы человек стал Его компаньоном. Поэтому Он создал Небеса и Землю (духовное и физическое) и все препятствия, которые исходят от них.

Я покажу это на следующей истории.

Примерно двести лет назад жил знаменитый Цадик по имени Рабби Нафтоли из Ропшиц.  Кроме того, что он был большим знатоком Торы, изучил труды раввинов всех поколений, включая и мистические, был большим «Баал Цдоко» — любил помогать другим. Каждое утро, вернувшись домой после молитвы, они снимал талес и тфиллин, и сразу же покидал свой дом снова. Рабби шел собирать пожертвования. Потом он раздавал деньги бедным людям, которые собирались в его доме каждый день, и только после этого садился завтракать. Работа была нелегкой: богатые с трудом расставались со своими деньгами, а те, кто победнее, не могли дать много. Но Цадик был счастлив, что служит Гашему, исполняя  эту важнейшую заповедь.

Однажды после того, как он закончил обход домов, раздал деньги, и уже собирался омыть руки, чтобы сесть  за стол, Рабби услышал стук в дверь. Он обернулся и увидел, что еще один бедняк заглядывает в дом. Рабби подошел к двери, открыл ее и сказал: «Мне жаль, я только что раздал все деньги. Приходите  завтра, мой друг, сегодня я должен учить Тору». Но грустный взгляд бедного человека заставил Рабби отложить полотенце и пойти собирать деньги снова.

Однако на сей раз дело шло трудно. В каждом доме его встречали сердитым взглядом, а иногда и резкими словами: «Что, целый день Вы только и ходите вокруг моего дома и собираете деньги? Вы только что были здесь, Вы забыли? Скажите мне, Вы ходите в другие дома или только ко мне?», и т.д.

Он собрал только часть того, что собирал обычно, но, счастливый, возвратился домой. Отдал благодарному человеку деньги, пожелал ему хорошего дня и снова взял полотенце, чтобы омыть руки и сесть завтракать. Но, как только подошел к умывальнику, услышал, как за дверью кто-то громко кашляет.

В дом Цадика вошел незнакомый человек: «Я знаю, Рабби, знаю. Я пришел поздно, правда? Я знаю, что Вы заняты. Я не хочу беспокоить Вас, не дай Б-г, Рабби. Нет, нет, я приду завтра. Я только хочу с кем-нибудь поделиться своими проблемами. Это не займет много времени. Я обещаю…»

Рабби кивнул головой. «Моя жена плохо себя чувствует, — заговорил незнакомец, — и доктора говорят, что ее жизнь в опасности. Моя дочь растет, и у меня нет денег на ее свадьбу. А самое страшное: мой дом  вчера рухнул». Тут человек начал плакать, и Рав Нафтоли снова отложил полотенце, надел пальто и пошел собирать цдоку.

Но на сей раз все было иначе. Когда хозяин первого дома открыл дверь (третий раз за день), вместо того, чтобы проклинать Рав Нафтоли, встретил его с распростертыми объятиями: «Мне жаль, что я  так плохо встретил Вас перед этим, — извинялся он. — Теперь я вижу, что Вы настоящий цадик, если посещаете меня снова после того, что я сделал. Ведь Вы заботитесь о бедных, а не о самом себе! И вместо рубля, как обычно, я дам Вам десять рублей!» В следующем доме и всех остальных произошло тоже самое. Но только теперь Рабби не был счастлив. Он отдал человеку деньги и сказал, немного хмурясь: «Слушайте, мой друг, деньги ваши, я не возьму их назад, обещаю. Но скажите мне правду: вы солгали, не так ли?! Ваша жена не больна и история о вашей дочери и упавшем доме – ложь?!»

Человек промямлил в ответ, отводя глаза: » Я не солгал, Рабби, я просто немного преувеличил, но не солгал, нет. Моя жена на самом деле не в форме – она беременна. А в Еврейском Законе сказано, что когда женщина готовится рожать, ее жизнь находится в опасности, и Вы можете даже нарушить Шабос.»

— А что же со свадьбой вашей дочери? 

— Ей сейчас только пять лет, но я всегда говорю: «Зачем ждать до последней минуты?  Никогда не знаешь, что может случиться завтра.» Правда, Рабби? И мой дом, действительно, не полностью разрушился. Но мое кресло-качалка, которое я нашел на свалке в прошлом месяце, сломалось полностью, и это повергло меня  в ужас!

Потом посетитель подумал секунду и добавил: «Скажите мне, Рабби, как Вы узнали? Как Вы узнали, что я не сказал правды? И если знали, то почему Вы все-таки пошли собирать для меня деньги?!»

Рав Нафтоли ответил просто: «Каждый раз я собираю деньги с большим трудом, потому что на пути святости всегда возникают преграды. Но когда я просил деньги для Вас, все шло очень легко, слишком легко. И я подумал: «Что-то здесь не так, я не исполняю мицву». Так я пришел к простому решению: Вы мне солгали».

В действительности существует две большие проблемы, которые Творение создает для служения  Вс-вышнему: духовная и философско-физическая, но с ними можно разобраться, если хотя бы немного понять первое предложение Торы.

Духовная — Идолопоклонство. Например, полтора миллиарда человек исповедуют х-ство.

Однажды ко мне подошли три миссионера. Я подождал, пока они сделают паузу, чтобы перевести дыхание, и затем спросил: «Скажите, как Вы думаете, Б-г духовен?»

Они изумленно посмотрели друг на друга, затем на меня — с состраданием и ответили в унисон: «Почему нет, конечно! Он — дух, и Он — путь и т.д. и т.д.»

Я с жалостью посмотрел на них и покачал головой: «Почему вы удивляетесь?! Разве Вы не знаете первое предложение Библии?»

Они смутились еще больше, а я продолжил: «Писание говорит: «В начале Б-г создал Небеса и Землю». «Земля» означает физический мир, а «Небеса» – миры духовные. Итак, — продолжил я, — Наш Б-г не духовен. Он СОЗДАЕТ духовность! Или, проще говоря, — закончил я, указывая сначала на себя, а затем на них, — Наш Б-г создает вашего бога! »

Они снова посмотрели друг на друга, повернулись и ушли.

Вторая проблема сотворения мира — философско-физическая. «Научно доказано», что существующему миру потребовались бы триллионы лет, чтобы достичь сегодняшнего уровня развития, а не шесть дней, как говорит Тора.

Один раз я разговаривал с известным физиком. Он высмеивал версию Торы о создании мира. Я спросил его, что, по его мнению, существовало перед первоначальной материей. Он объяснил, что есть множество теорий, но он придерживается следующей: существовала некоторая форма энергии, возможно даже духовная, а перед энергией — вакуум или какая-то форма небытия.

Тогда я спросил его, как он думает, что труднее создать: сложную вселенную из простой энергии, или простую энергию из небытия?

— Очевидно, последнее, — ответил физик.

— И сколько времени на это понадобилось бы?

— Очевидно, не требуется времени вообще.

— Таким образом, — закончил я, — вопрос с точки зрения Торы звучит наоборот. Не «как Б-г создал вселенную ТАК БЫСТРО», а «почему это продолжалось столь ДОЛГО»? Почему Б-г растянул создание мира на целых шесть дней? Ведь Он мог сделать это в одно мгновение». (Подробный ответ на этот вопрос есть в работах Рабеим Хабада, называемых Хасидус)

Кроме того, если Б-г или НЕЧТО, как это называют ученые, действительно, создавал что-то из НИЧЕГО, и делал это ни в каком времени, то значит, что в основе всей вселенной лежит … «НИЧТО»!

Это похоже на наличие нулей в вашем банковском счете. Неважно, сколько Вы имеете нулей, все равно Вы не имеете ничего. Если так, то какая сила постоянно держит Создание, выглядящее как «что-то»?

Это напоминает мне шутку о Хелмских мудрецах. Когда в городе появился первый поезд, они решили объяснить удивленному народу, как состав движется без лошадей: «Первый вагон толкает тот, что едет за ним», —  говорили они благодарной толпе. «Но что же толкает второй вагон? » – раздался сзади нахальный молодой голос. Мудрецы посовещались и терпеливо объяснили, что второй толкается третьим. Толпа зааплодировала. Эта сцена повторялась девяносто девять раз (в составе было 100 вагонов). Пока, наконец, у последнего вагона мудрецы и толпа не потеряли терпение. Нахальный нарушитель спокойствия опять задавал свои вопросы. «Послушайте, молодой человек! – сказали мудрецы. — Мы ответили на девяносто девять процентов ваших вопросов. На сотый отвечайте сами!»

Все это и даже больше содержится в первом предложении Торы. (В мистической книге «Tikuney Zohar» имеется семьдесят объяснений одного слова «Берейшис!»)

Это одна из главных причин, почему мы с нетерпением ожидаем прихода МОШИАХА КАЖДУЮ СЕКУНДУ. Мошиах объяснит и cделает понятным много больше, чем было достижимо до него. (Как Раши истолковывает второе предложение Шир гаШирим «Он поцелует меня поцелуями его уст».)

Любой, кто хочет познакомиться с «Новой» Торой, которой будет учить Мошиах, пожалуйста, обращайтесь к местному Раввину Хабада.

Мошиах СЕЙЧАС!

© Ор Тмимим 2000.