Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Цав

Если вы могли заметить, почти в каждой синагоге есть «Вечный Огонь». Иногда это маленькая лампада, свисающая с потолка перед Арон кодеш[1], или просто маленькая лампочка на стене, но он всегда присутствует там.

Вы знаете, что источник этого обычая – в посуке[2] из главы Торы, которую мы изучаем на этой неделе?

«Огонь постоянный будет гореть на жертвеннике, не погаснет» (Вайикро 6, 6).

Этот посук относится ко времени, когда в Храме на жертвеннике горел костер, так что эта традиция кажется устаревшей на 2000 лет.

Кроме этого, этот посук на первый взгляд избыточен: если огонь должен быть вечным, разве не очевидно, что его не следует гасить?

Но, на самом деле, он не устаревший, и не избыточный.

Чтобы объяснить это, я расскажу историю о Рабби Менделе Футерфасе.

Рабби Мендель провел несколько лет своей жизни, тяжело трудясь в сталинских лагерях, но, будучи хасидом, он старался извлечь урок из всего, что слышал или видел, как лучше служить Гашему. 

А некоторые из лучших уроков давали ему очень необычные учителя.

Например, один из заключенных утверждал, что он канатоходец.

Рав Мендель не верил ему, ибо не мог себе представить, зачем человеку тратить время на то, чтобы ходить по канату и рисковать собственной жизнью, падая вниз головой, когда можно просто ходить по земле, как все люди.

Но когда жестокого Сталина не стало, и власти ослабили давление на лагеря, кто-то из лагерных товарищей предложил отпраздновать это. Тогда канатоходец решил воспользоваться случаем и продемонстрировать свои способности.

Он где-то нашел длинную толстую веревку, прикрепил ее сначала к одной стене здания на высоте более трех метров над землей, затем протянул ее к другому зданию на расстоянии почти четырнадцать метров и закрепил на той же высоте. Несколько часов он провел на высокой лестнице, проверяя, подтягивая и закрепляя, пока, наконец, все не было готово.

Вокруг собралась толпа, он снял туфли и воодушевясь, не медля, взобрался вверх по лестнице на канат.

Рав Мендель заинтересовался одним из первых, и он объяснил, что случилось:

«В начале он встал на канат, сделал несколько шагов, потерял равновесие и упал. Но он знал, как падать; как кошка. Он подождал несколько секунд, снова взобрался и снова упал, тем же способом. Но потом он наловчился и стал ходить, а затем начал танцевать, перепрыгивая с ноги на ногу в ритм хлопающим зрителям.

 «Затем он дошел до конца, повернулся вокруг себя, и, танцуя, прошел к тому месту, откуда начал. Под аплодисменты и крики толпы он спустился вниз.

«Пожав каждому руку, он подошел ко мне, и произнес с улыбкой удовлетворения на лице:

«Итак, Рабби, что ты теперь думаешь?»

«Я сказал ему, что поражен и не перестаю удивляться, как ему удалось пройти по такому тонкому канату и не упасть? Он попросил угадать, и я высказал несколько предположений, пока, наконец, он не раскрыл свой секрет:

«Я всегда сосредотачиваю взгляд на точке, к которой я иду, и даже не допускаю мысли о том, чтобы упасть».

«Несколько секунд он подождал, пока я обдумаю услышанное, а затем спросил: — «А хотите узнать, что для меня труднее всего?» Когда я пожал плечами, он, с победоносным видом ответил: — «Поворачиваться вокруг! Когда разворачиваешься, на секунду теряешь из виду цель! Нужно много времени, чтобы научиться поворачиваться вокруг!»

«Я сразу же уловил смысл» – заключил Рав Мендель.

«Если хочешь служить Б-гу, и успешно, нужно всеми своими помыслами устремиться к цели и», добавил он, «Цель заключается в том, чтобы выполнять все наставления Ребе; привести Мошиаха».

 

Теперь мы видим, как уместно наше предложение и важно каждое слово.

Баал Шем Тов объяснил это так: «Огонь постоянный будет гореть на жертвеннике, не погаснет».

 «Вечный огонь» (вечное, сильное желание служить Вс-вышнему) будет «гореть на жертвеннике» (должен всегда гореть в твоих мыслях и в сердце). «Он НЕ должен гаснуть…»Тогда все «НЕ» и все отрицательное, немедленно исчезнет.

Другими словами, предложение передает нам послание канатоходца; если мы будем постоянно, всем сердцем и душой думать о цели; чтобы желать увидеть Б-га, который предстанет перед нами (как это уже было, когда мир был только сотворен (до греха Адама), и потом на горе Синай (во время Дарования Торы), в Святом Храме, и так будет снова во времена царствования Мошиаха), тогда мы все будем твердо стоять на ногах и не упадем. Наше желание погасит все злые силы, не только в нас самих, но и, в конце концов, во всем мире!! (Нет ничего более своевременного и действенного, чем это!)

Затем вечный свет действительно осветит не только синагогу, но и весь мир…

С приходом Мошиаха Сейчас!

 

 

 

 

 



[1] Ковчег, в котором кхранятся свитки Торы

[2] стих