Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тецаве и Пурим

Этот раздел уникален, так как в нем ни разу не упоминается имя Мойше. (Но, в действительности, Мойше здесь описывается еще лучше, чем в любой другой главе, как мы увидим, с помощью Вс-вышнего.)

Одна из причин такого упущения заключается в том, что когда еврейский народ согрешил с эгелем (золотым тельцом) и Б-г хотел их уничтожить, Мойше сказал Б-гу, что пусть лучше его имя не будет упоминаться на протяжении всей Торы, чем он станет свидетелем наказания евреев. (Шмот 32:32).

В результате, Б-г простил еврейский народ, но он, также, убрал имя Мойше … только из этой главы (Баал а-Турим 27:20)

Но несколько вопросов здесь кажутся непонятными.

Во-первых, о грехе эгеля будет рассказываться в разделе СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛИ; все эти события произошли уже ПОСЛЕ того, как имя Мойше было вычеркнуто! (см. Рамбам 35:1)

Во-вторых, как мог такой аргумент Мойше убедить Б-га пощадить еврейский народ после совершения такого непростительного греха, как поклонение идолу с преднамеренно  злым умыслом?

В конце концов, они слышали непосредственно от САМОГО Вс-вышнего, что это запрещено, но они все равно это сделали.

И, наконец, если аргумент Мойше спас еврейский народ, почему его имя было стерто?

Я хотел бы ответить на этот вопрос с помощью такой истории.

Однажды, Баал Шем Тов (Беш»т) сидел со своими учениками, как вдруг, он «отключился». Его глаза были устремлены в угол потолка, но, было очевидно, что он видел что-то еще.

Его ученики уже привыкли к этому; их учитель жил в мире, где не было границ между прошлым и будущим, физическим и духовным; все это было для него единым целым.

Неожиданно, Беш»т встал и начал танцевать в неистовом восторге, кружась, вытянув вперед руки, и весело распевая.  Несколько секунд спустя, все его ученики танцевали вместе с ним, до тех пор, пока их силы иссякли.

Баал Шем сел, отдышался и объяснил причину своего неожиданного взрыва.

«Вчера ко мне пришла женщина, она плакала; она хотела иметь детей. Я увидел на Небесах, что ей суждено быть бездетной. Но я, все же, решил, что буду молиться за нее. Молитва может изменить даже самые страшные предписания, особенно, молитва с самопожертвованием.

Я сказал: «Б-же, делай, что хочешь, со мной, но я требую, чтобы ты дал этой женщине детей!» И это сработало! Решение было аннулировано, и Всевышним было провозглашено, что у нее будет потомство.

Но это было вчера. Только что, я получил вызов предстать перед Высшим судом, и после короткого совещания они постановили, что я должен дорого заплатить за свою назойливость; я потеряю место в раю, а когда умру, не получу никаких духовных наград!

«Вот почему я так счастлив», закончил Беш»т. «Отныне я могу служить Б-гу без вмешательства каких-либо скрытых мотивов!!»

Это объясняет, почему Мойше хотел, чтобы его имя было стерто из Торы.

Тора — это истинная внутренняя Воля и Мудрость Вс-вышнего, причина и основа всего Творения, квинтэссенция всего существующего. Не было человека, более связанного с Торой и более преданного ей, чем Мойше. Тора была всей его жизнью. Он оставался 120 дней без еды и питья, чтобы получить ее непосредственно от Б-га  и рисковал своей жизнью за каждую деталь.

Но его связь с евреями была еще глубже, ибо евреи выше Торы.

И Мойше не хотел, чтобы Тора прервала эту связь.

Звучит странно? Но ведь поэтому он разбил Скрижали, о чем говорится в следующей недельной главе (32:19), и Б-г даже похвалил его за это (Дворим 34:12).

Отсюда ясно, почему имя Мойше не упоминается в Торе ДО совершения греха с эгелем; потому что именно здесь он обрел силу, чтобы спасти еврейский народ. Здесь раскрывается его истинная сущность.

Большинство глав начинается повествованием от третьего лица, «И Б-г сказал Мойше и т.д.»

А эта глава начинается с того, что Б-г обращается ПРЯМО к Мойше:

«ТЫ прикажи Бней Исроэль (сынам Израиля)».

В Святом языке слово «тецаве» — «приказывать» также означает «соединять». Поэтому Тора здесь говорит нам, что сущность Мойше — его «ТЫ», была связана только с Бней Исроэль — еврейским народом. Вот почему он готов был пожертвовать чем угодно в следующей недельной главе, чтобы спасти его.

Это также объясняет, почему Б-г послушал его.

Мойше напомнил Б-гу (как мы это делаем на Рош Гашана), что евреи, хотя они нарушили заповеди Торы (не дай Б-г), все равно «связаны» с Ним и являются Его избранным народом.

Это также объясняет, какое особое отношение имеет раздел этой недели  к празднику Пурим.

Еще одна причина, по которой имя Мойше не упоминается здесь – это то, что это раздел всегда выпадает на дату, близкую к дате его смерти (7 Адара).

В Талмуде (Мегилла 13b) рассказывается, что Аман был уверен в своей победе в этом месяце по той же самой причине; это был месяц, когда скончался Мойше.

Но, несмотря на эту трагическую дату, Адар стал месяцем празднования радостного праздника Пурим… потому что Аман не знал трех вещей:

Во-первых, что эта дата — также и день рождения Мойше. Во-вторых, что жизнь и действие праведника в мире только возрастает после его смерти. И, последнее, но самое важное, что (в каждом поколении должен быть свой лидер, как Мойше и) Мордехай был Мойше своего поколения. 

Мордехай, как все истинные еврейские лидеры, «соединил» евреев с Б-гом: В дни правления Амана евреи могли спастись, просто сказав, что они не евреи, но Мордехай вдохновил их всех отказаться от этого. Подобно тому, как Мойше согласился быть стертым из Торы, также они, через 900 лет, были согласны пойти на смерть, но только не отречься от своего еврейского духа. И это закончилось большой радостью, как и в истории про Беш»та. 

И так будет и с нами, в этот Пурим!! Да прибудет со всеми нами «свет, Радость, счастье и слава» с приходом

Мошиаха Сейчас!!