Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Предисловие к комментарию на Мишну

Весь Израиль имеет долю в будущем мире, как сказано и народ твой… Я хочу говорить здесь о многих величайших и важнейших основах веры. Знай, что мнения знатоков Торы разделяются по поводу того блага, которое приходит человеку за исполнение заповедей, которые заповедал нам Вс-вышний через Моше, пророка своего, и того зла, которое найдет нас, если мы будем нарушать их…

…И из того, что тебе следует знать, в понимании слов мудрецов[1] разделились люди на три группы:

Первая, и это большинство из тех, кого я видел, верят в них по их буквальному смыслу, и никоим образом не предполагают, что есть в них какой-то сокрытый смысл, и самые невозможные вещи для них возможны и действительны. И они поступают так, ибо они не постигли мудрости, и далеки от разумения, и нет в них достаточного совершенства, чтобы самостоятельно пробудиться, и не нашли человека, который был бы способен пробудить их, и они считают, что мудрецы, да будет благословенна их память, не имели в виду во всех своих словах ничего кроме того, что они поняли по своему разумению из них и что они по их простому смыслу. И хотя видно из некоторых их слов, что это преувеличение и это противоречит здравому смыслу, так, что если бы это рассказали по простому смыслу даже простым людям, и тем более мудрецам – они удивились бы, вдумавшись в это, и сказали бы: как такое может быть, что есть в мире человек, который будет так думать, или который будет верить, что это правильная вера, тем более – что это понравится ему. И эта группа – нищие разумом, и следует огорчаться их глупости, ибо они почитают и возвышают мудрецов по своему разумению, а в действительности же они унижают их до земли, и даже не понимая этого. И жив Вс-вышний, что эта группа уничтожает красоту Торы и затемняет ее сияние, и представляют Б-жественную Тору противоположно тому, что в ней имеется в виду, ибо Вс-вышний сказал в цельной Торе, «когда будут слушать все эти законы, и скажут, однако, как мудр и понятлив этот великий народ», а эта группа рассказывает слова мудрецов таким образом, что когда слышат это остальные народы – говорят на это «однако как глуп и испорчен этот малый народ», и большая часть тех, кто делает это – это проповедники, которые объясняют и сообщают простому народу то, чего они сами не понимают, и кто бы дал, чтобы, если уже они не понимают и не постигают, хотя бы чтобы они молчали, как сказано: «кто бы дал, чтобы вы молчали, и считалось бы это вам мудростью», или хотя бы говорили: «мы не постигаем намерения мудрецов в этом высказывании, и не знаем, как его объяснять», но они считают, что они понимают его, и стараются сообщить и объяснить простому народу, то, как они сами поняли своим слабым умом, а не то, что сказали мудрецы, и толкуют всему народу толкования из трактата Брахот и из трактата Хелек и из других трактатов по простому их смыслу слово в слово.

И вторая группа – также многочисленна, и это те, кто видели слова мудрецов или слышали их, и поняли их по их простому смыслу, и решили, что мудрецы не имели в этом в виду ничего, кроме того, что понятно из буквального смысла их слов, и они приходят, чтобы объявлять их глупцами, и позорить их, и возводят напраслину на то, в чем нет ничего предосудительного, и смеются над словами мудрецов, и считают себя умнее их, и думают, что мудрецы – простолюдины, тупоумные и глупцы, не знающие совершенно жизни, так, что они не способны постичь никакой мудрости, и большинство тех, кто спотыкается в этом искажении – относятся к мудрости врачевания или к тем, кто наблюдает за движением звезд, ибо они в своих мыслях представляют себя чрезвычайно мудрыми и постигающими, и считают себя обладателями отточенного разума и философами, и насколько же они далеки от человеческого образа в глазах истинных мудрецов и философов. И они еще глупее первой группы, и это проклятая группа, ибо они отвечают великим мудрецам и главам Израиля, мудрость которых выяснилась мудрым, а эти глупцы, если бы они трудились в постижении мудростей, пока не познали бы как следует упорядочить и записать слова Б-жественной мудрости, и подобные им из вещи… и постигли бы практическую часть философии – тогда бы они поняли – или мудрецы – истинные мудрецы или нет, и тогда прояснился бы им смысл их слов.

И третья группа, это они, жив Вс-вышний, их так мало, что невозможно даже назвать их группой, но это все равно как сказать про солнце, что это «вид», а оно только одно, и это те люди, которым прояснилось величие мудрецов, и насколько глубок их разум, и они постигли общий смысл их слов, указывающий на очень глубокие и истинные вещи, несмотря на то, что они малочисленны и разбросаны на протяжении их сочинений – они указывают на их совершенство, и на то, что они постигли истину, и прояснилось также для них, что невозможное невозможно, а возможное обязано существовать. И они познали, что мудрецы –не простолюдины, говорящие глупости, и выяснилось у них, что в их словах есть раскрытое и сокрытое, и что во всем, что они говорят, из вещей невозможных, они говорили об этом загадками и притчами, ибо таков путь великих мудрецов, поэтому величайший из мудрецов начал свою книгу словами «постичь притчу и гиперболу, слова мудрецов и их загадки», и известно…



[1] Имеются в виду агадот Талмуда (прим. переводчика)