Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Заповеди, выполнение которых связано с Эрец Исраэль

ЗАПОВЕДИ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ СВЯЗАНО С ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Предисловие

Книга, которую читатель держит в руках, в оригинале была выпущена после смерти автора. Ее издатели, решившие дополнить текст книги, сделали такое предуведомление:

Целью автора книги, Хафец Хаима, было составление полного списка заповедей, обязательных к исполнению в настоящее время, который уместился бы в небольшой сборник, удобный для читателя. Тем самым он хотел облегчить, а значит, и поощрить изучение и постоянное повторение исполняемых заповедей. Без учебы и повторения нельзя ни запомнить их, ни исполнить. Во время написания книги автором большинство евреев мира жили вне пределов Эрец Исраэль и им не надо было соблюдать заповеди, связанные с проживанием в Святой земле. Но теперь ситуация изменилась. Многие евреи соблюдают законы Торы, проживая именно в Эрец Исраэль. И мы уверены, что, если бы эта книга составлялась сейчас, ее автор обязательно включил бы в нее все заповеди, связанные с Землей Израиля. Поэтому, проконсультировавшись с великим учителем Торы равом Я. Каневским, мы добавили заповеди, соблюдение которых связано с Эрец Исраэль.

III ЗАПОВЕДИ СВЯЗАННЫЕ С ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

1.2. 3. 4.

Заповедь, повелевающая оставлять пеа от урожая зерновых

Заповедь, повелевающая оставлять пеа на деревьях

Заповедь, повелевающая оставлять лекет от урожая зерновых

Заповедь, повелевающая оставлять олелот и перет в винограднике

Сказано в Торе: «Когда будете жать жатву на вашей земле, не дожинай до края своего поля и опавшего при своей жатве не подбирай. Своего виноградника не обирай дочиста, оставшиеся отдельные ягоды в винограднике не подбирай: бедному и пришельцу оставь их» (Ваикра 19:9-10).

Край поля или сада называется пеа. Упавший на землю при косьбе колос называется лекет. Оставшиеся на ветвях грозди винограда называются олелот. Олелот — ягоды винограда, представляющие собой небольшую гроздь, не такую густую, как остальные; ягоды на ней расположены редко и не касаются одна другой, отдельная ягода — перет.

В стихе Торы перечислены все «дары», которые хозяин обязан оставить для бедняков. Причем хозяин не имеет права выбирать, кто из бедняков может прийти на его поле во время жатвы или войти в его виноградник во время сбора урожая. Но если бедняки не приходят, чтобы взять то, что им принадлежит по закону Торы, то хозяин не обязан оставлять эту часть урожая для диких зверей и птиц, равно как не обязан компенсировать беднякам стоимость «даров» деньгами.

Эти заповеди обязаны выполнять в Эрец Исраэль — по закону Торы, а за ее пределами — по указанию мудрецов. Однако некоторые мудрецы считают, что закон относится только к странам, непосредственно граничащим с Эрец Исраэль и в которых, по указанию мудрецов, положено отделять труму и десятины (см. ниже 11-ю и 14-ю заповеди).

Эти заповеди обязаны соблюдать мужчины и женщины.

5. Заповедь, повелевающая оставлять забытый сноп

Сказано в Торе: «Когда будешь жать на своем поле и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его: пусть он будет для пришельца, сироты и вдовы, чтобы благословил тебя Всевышний, твой Б-г, во всяком деле твоих рук» (Дварим 24:19). Оставленный на поле сноп называется шихеха.

Закон подобен предыдущей заповеди относительно пеа.

Подобно тому как существует закон о забытых в поле снопах, дано и указание о забытых участках нескошенных хлебов и несобранных плодах деревьев.

6. Заповедь, запрещающая собирать урожай со всего поля, чтобы немного осталось и для бедных

Сказано в Торе: «Не дожинай до края своего поля» (Ваикра 23:22).

То же самое касается сбора плодов на деревьях: всегда надо немного оставить для бедных. Мудрецы привели численные данные для оставляемого урожая: владельцы поля обязаны оставить не менее одной шестидесятой урожая. Тому, кто увеличит долю, оставляемую им в виде пеа (края поля или сада), обещано, что его доля в грядущем мире тоже вырастет.

Условия соблюдения заповеди: урожай идет в пищу; если оставить его в поле в неубранном виде, то он не испортится; урожай собирается целиком, а не по частям, после чего закладывается на хранение.

Впрочем, некоторые мудрецы считают, что, по закону Торы, сказанное относится исключительно к сбору зерна, винограда и маслин, идущих на изготовление оливкового масла.

7. Заповедь, запрещающая при уборке зерновых и вязании снопов собирать упавшие колосья, чтобы немного осталось и для бедных

Сказано в Торе: «Опавшее от своей жатвы не подбирай» (Ваикра 23:22). Упавший колос — лекет. Заповедь, повелевающая его оставлять, приведена выше (в группе первых четырех). Наша заповедь запрещает хозяину урожая поднимать его.

Запрет касается одного упавшего колоска или двух. Однако три колоса, упавших вместе, принадлежат хозяину поля.

8. Заповедь, запрещающая собирать оставшиеся ягоды в винограднике, чтобы немного осталось и для бедных

Сказано в Торе: «Свой виноградник не обирай дочиста» (Ваикра 19:10). Оставшиеся на ветвях грозди винограда называются олелот. Олелот — ягоды винограда, представляющие собой небольшую гроздь, не такую густую, как остальные; ягоды на ней расположены редко и не касаются одна другой.

Сказанное относится только к винограднику.

9. Заповедь, запрещающая подбирать одиночные ягоды после сбора винограда

Сказано в Торе: «Оставшиеся отдельные ягоды в винограднике не подбирай: бедному и пришельцу оставь их» (Ваикра 19:10). Перет — одна или две ягоды, упавшие с виноградной кисти во время сбора урожая. Три ягоды, упавшие вместе, — не перет; они принадлежат хозяину.

Сказанное относится только к винограднику.

10. Заповедь, запрещающая подбирать забытый на поле сноп

Сказано в Торе: «Забыв сноп на поле, не возвращайся за ним» (Дварим 19:10). Забытый на поле сноп — шихеха.

Закон о «забытых снопах» относится к забытым нескошенным злакам и плодам деревьев[1]; их необходимо оставить для бедных.

11. Заповедь, повелевающая отделять труму для коэна

Сказано в Торе: «Первую (часть урожая) от своего хлеба, своего вина и своего масла… отдавай ему» (Дварим 18:4). Отделяемая в пользу коэна часть урожая называется трума.

По закону Торы, даже одного зерна пшеницы достаточно для выполнения заповеди — независимо от величины урожая. Но мудрецы постановили отделять намного больше: средний человек (не жадный и не особенно щедрый) должен отделить в пользу коэна пятидесятую часть своего урожая.

Пользоваться трумой разрешается только коэнам, но и они не могут ее есть в состоянии ритуальной нечистоты. В наше время, когда в состоянии ритуальной нечистоты пребывает весь народ, труму надо сжигать, поэтому владелец урожая имеет право выделить для трумы любую, даже мизерную, часть собранных плодов.

По причине того, что современные коэны не имеют твердого установленного, законного статуса коэна, труму необязательно отдавать коэну; хотя отделять ее необходимо.

По закону Торы, сказанное относится только к зерну, вину и оливковому маслу, но есть мудрецы, считаюшие, что заповедь Торы касается всех плодов.

По указанию мудрецов, та же заповедь касается любого урожая, выращенного на земле и который не пропадет, если его оставить в поле или в саду в неубранном виде.

По закону Торы, заповедь действует только в Эрец Исраэль. Некоторые мудрецы добавляют: даже в наше время. Но другие авторитеты утверждают, что заповедь действует только в эпоху, когда весь еврейский народ находится в Эрец Исраэль.

Все же, по мнению всех авторитетов, эта заповедь обязательна для выполнения в Эрец Исраэль — по крайней мере, по указанию мудрецов. Также по указанию мудрецов она действительна для земель, близких к Эрец Исраэль.

Эту заповедь обязаны соблюдать мужчины и женщины.

12. Заповедь, повелевающая после отделения трумы отделять одну десятую часть оставшегося урожая и отдавать ее левиту

Сказано в Торе: «Десятину сынов Израиля, которую возносят в воздаяние Всевышнему, назначил Я в удел левитам» (Бемидбар 18:24). Десятая часть урожая, оставшегося после отделения трумы, принадлежащая левиту, называется маасер ришон (первая десятина).

Заповедь относится ко всему, всегда и везде, где применим закон о труме.

13. Заповедь, повелевающая левитам отделять в пользу коэнов десятую часть от того, что они получают сами

Сказано в Торе: «Когда будете брать от сынов Израиля десятину, которую Я вам дал… то возносите от нее воздаяние Всевышнему: десятину от той десятины» (Бемидбар 18:26). Это отделение называется трумат маасер.

Закон подобен закону о труме (см. 11-ю заповедь).

14. Заповедь, повелевающая после отделения первой десятины отделять вторую десятину в первый, второй, четвертый и пятый года семилетнего цикла

Сказано в Торе: «Отделяй десятину от каждого урожая своего посева… и ешь перед Всевышним на том месте, которое Он выберет» (Дварим 14:22-23).

Закон заключается в том, что хозяин урожая должен отнести вторую десятину — маасер шени — в Иерусалим, где расположен Храм, и съесть ее там. Правда, эту часть урожая можно выкупить за деньги вне Иерусалима и принести только деньги, чтобы все купленное на них съесть в пределах Иерусалима. Впрочем, если вторая десятина становится ритуально нечистой, то ее можно выкупить даже в Иерусалиме.

В наше время, когда нет Храма, вторую десятину не едят даже в Иерусалиме. Поэтому еврей должен выкупить ее монетой стоимостью в прута (самая мелкая из монет), которую затем бросает в море. Практически происходит следующее: еврей выбирает монету для выкупа второй десятины и выкупает ее каждый раз на стоимость, равную прута, — до тех пор пока монета не используется до конца.

15. Заповедь, повелевающая после отделения первой десятины отделять десятину для бедных в третий и шестой года семилетнего цикла

Сказано в Торе: «К концу трех лет выноси каждую десятину своего урожая этого года и клади в своих воротах, чтобы пришел левит, ибо ему нет части и удела с тобой, (как) и пришельцу, сироте и вдове, что в твоих воротах» (Дварим 14:28-29). Десятина, отделяемая для бедных, называется маасер ани.

Обязанность отдавать десятину бедным существует и в наше время. Если возникло сомнение, надо ли отделять десятину от данных плодов, — еврей должен отделить ее, но не обязан отдавать ее бедным. Общее правило: тот, кто на что-то претендует, должен доказать обоснованность своих претензий; в нашем случае бедный должен привести доказательства, что от данных плодов еще не отделили десятину для бедных.

16. Заповедь, повелевающая посвятить Всевышнему плоды с дерева четвертого года посадки

Сказано в Торе: «В четвертый год все его плоды да будут посвящены восхвалению Всевышнего» (Ваикра 19:24). Плоды с дерева на четвертый год после его посадки называются нета реваи.

Стих Торы говорит, что плоды, которые появились на дереве в четвертый год со времени его посадки, хозяин должен съесть в Иерусалиме — подобно второй десятине (см. 14-ю заповедь).

В наше время такие плоды надо выкупить за монету стоимостью прута, подобно второй десятине.

По закону Торы, эта заповедь действует в Эрец Исраэль и касается всех плодовых деревьев. Относительно действия заповеди вне пределов Эрец Исраэль мнения авторитетов разошлись. Некоторые утверждают, что этот закон вне пределов Эрец Исраэль действителен только для виноградников.

Эту заповедь обязаны соблюдать мужчины и женщины.

17. Заповедь, повелевающая исповедоваться перед Всевышним после отделения всех «даров» от урожая

Сказано в Торе: «Когда закончишь отделение всех десятин от

своего урожая в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове… то скажи пред Всевышним, своим Б-гом: убрал я священное из дома» (Дварим 26:12-13). Такое обращение называется видуй (исповедь).

Когда делают видуй? Во время дневной молитвы Минха в последний день праздника Песах на четвертый и седьмой годы семилетнего цикла.

Каков порядок отделения «даров» от урожая в наши дни? Хозяин урожая отделяет все «дары» от своего урожая, после чего делает следующее: если у него остались трума (11-я заповедь) или трумат маасер (13-я заповедь), он отдает их коэну; если остался маасер ришон (12-я заповедь), отдает ее левиту, если маасер ани (15-я заповедь) — бедным. Если остались маасер шени (14-я заповедь) или нета реваи (16-я заповедь), а также деньги от их выкупа, то должен их уничтожить: бросить в море или сжечь.

Закон об исповеди относительно десятин действует, согласно большинству авторитетов, исключительно в период существования Храма. Кроме того, если еврей нарушил хотя бы один из законов о труме или десятинах, то он больше не может делать видуй; а поскольку у нас нет уверенности, что за все эти годы мы не нарушили ни один из приведенных законов, то в наше время нет обязанности делать видуй. Впрочем, существует обязанность отделять «дары» и уничтожать их (или деньги выкупа), как было объяснено. Уничтожение проводят накануне последнего дня праздника Песах или, как считают некоторые, накануне первого дня Песах.

Эту заповедь обязаны соблюдать мужчины и женщины.

18. Заповедь, запрещающая есть плоды урожая, от которых не отделены трума и десятины

Сказано в Торе: «Да не опорочат святынь сыновей Израиля, которые те вознесут Всевышнему» (Ваикра 22:15). Стих говорит о плодах урожая, от которых надо отделить труму и десятины, но их все еще не отделили. Такой урожай называется тевель, и он запрещен для еды.

Нарушивший заповедь карается смертью по решению Небесного суда. Мидраш говорит: «Тот, кто ест тевель, подобен тому, кто ест невела и трефа» (см. 86-ю и 87-ю запрещающие заповеди). Т.е. тевель уподобляется — по своей порочности — другим видам запрещенной пищи. Поэтому покупающий продукты у человека, которому нельзя доверять относительно десятин (даже во времена, когда большинство простых людей отделяют десятины, как было раньше), должен сам отделить труму (11-я заповедь) и трумат маасер (13-я заповедь), а также все виды десятин, и выкупить маасер шени (14-я заповедь).

Сказанное относится ко всем плодам, которые подлежат отделению трумы и десятин, и обязательно как для мужчины, так и для женщины.

Запрещено скармливать тевель скотине или получать пользу от его уничтожения. Запрещено продавать тевель кому-либо, кроме человека, заслуживающего доверие, — да и то только в случае необходимости.

19. Заповедь, запрещающая изменять порядок отделения трумы и десятин

Сказано в Торе: «С первыми плодами своего урожая и с его посвященной долей не запаздывай» (Шмот 22:28), — т.е. не задерживай того, что обязан сделать прежде всего.

Правильный порядок действий таков: сначала отделяют бикурим (первые плоды урожая) — в те времена, когда заповедь обязательна для исполнения; затем отделяют труму; затем из того, что осталось, отделяют маасер ришон; после этого из оставшегося отделяют либо маасер шени, либо маасер ани.

20. Заповедь, повелевающая отказаться от плодов земли в седьмой год

Сказано в Торе: «На седьмой год оставь ее в покое, не трогай ее» (Шмот 23:11). В последний год каждого семилетия нельзя шести сельскохозяйственные работы.

Запрет нарушается также тем человеком, который на седьмой год закрывает свой виноградник или свое поле, не позволяя войти желающим взять плоды, выросшие в этот год[2]. Таким же нарушителем является тот, кто хранит урожай седьмого года в своем доме.

Еврей должен относиться к плодам урожая седьмого года, как к святыне: не торговать ими и не портить их, поскольку сказано: «Да будет суббота земли вам в пищу» (Ваикра 25:6). Мудрецы толковали этот стих таким образом (см. трактаты Псахим 526 и Авода Зара 62а): написано «в пищу», что значит — не для продажи или порчи.

Заповедь соблюдается только в Эрец Исраэль. Для нашего времени, по одному мнению, она является законом Торы, по другому мнению — указанием мудрецов.

Эту заповедь обязаны соблюдать мужчины и женщины.

21. Заповедь, повелевающая отдыхать в седьмой год от обработки земли и от ухаживания за деревьями

Сказано в Торе: «Отдохнет земля — суббота Всевышнему» (Ваикра 25:2).

Заповедь соблюдается только в Эрец Исраэль. Для нашего времени, по одному мнению, она является законом Торы, по другому мнению — указанием мудрецов.

Эту заповедь обязаны соблюдать мужчины и женщины.

22. Заповедь, запрещающая обрабатывать землю в седьмой год

Сказано в Торе: «На седьмой год да будет для земли суббота покоя, суббота Всевышнего: свое поле не засевай…» (Ваикра 25:4).

Заповедь соблюдается только в Эрец Исраэль. Для нашего времени, по одному мнению, она является законом Торы, по другому мнению — указанием мудрецов.

Эту заповедь обязаны соблюдать мужчины и женщины.

23. Заповедь, запрещающая ухаживать за деревьями в седьмой год

Сказано в Торе: «В седьмой год… свой виноградник не обрезай» (Ваикра 25:4).

По закону Торы, наказание малкот получают за посев, подрезку, жатву в поле или сбор винограда. За другие виды работы на земле, а также за все работы, являющиеся подвидами указанных основных категорий, наказание — макот мардут по постановлению мудрецов.

24. Заповедь, запрещающая в седьмой год собирать обычным образом урожай в поле, который вырос сам по себе

Сказано в Торе: «Что само вырастет на твоей жатве — не сжинай» (Ваикра 25:5). Выросшее само по себе называется сфихим.

Запрещено косить сфихим на всем поле, укладывать урожай в стога, молотить его с помощью быков. Нельзя косить сфихим также для ухаживания за землей, но можно косить так, как обычно косят никому не принадлежащие участки, — без предварительной подготовки, собирая на них за один раз небольшое количество сфихим, чтобы обмолотить собранное и съесть. Таков закон Торы.

Но наши мудрецы запретили есть сфихим. Запрет установлен из-за грешников: чтобы никто не засевал свое поле тайно, а затем, когда урожай вырастет, съедал его, утверждая, будто он вырос сам по себе. Поэтому мудрецы запретили есть все, что вырастает само по себе в седьмой год, — кроме плодов деревьев и травы, которую большинство людей не сеют, а также таких сфихим, которые выросли в местах, где обычно не сеют. Аналогично, если нееврей купил земельный участок в Эрец Исраэль и засеял его в седьмой год, то плоды его урожая разрешены еврею, поскольку мудрецы запретили сфихим только из-за евреев-грешников, но неевреям Тора не заповедует отдыхать от работ на земле в седьмой год, так что нет смысла налагать запрет на такие сфихим.

25. Заповедь, запрещающая в седьмой год собирать обычным образом те плоды, которые выросли сами по себе

Сказано в Торе: «Виноград с твоих охраняемых лоз не снимай» (Ваикра 25:5).

Запрещено собирать плоды с деревьев, как собирают обычный урожай; также запрещено собирать плоды для того, чтобы дерево лучше росло и плодоносило.

Что можно делать? Инжир урожая седьмого года не срезают специальными ножницами, однако их можно срезать ножом. Виноград давят не в давильне, а, например, в корыте. То же касается и других вещей: все, что можно изменить[3], — меняют, чтобы показать, что снимаемые плоды никому не принадлежат.

26. Заповедь, запрещающая селить идолопоклонников на нашей святой земле

Сказано в Торе: «Да не поселятся они в твоей земле, а то введут тебя в грех против Меня» (Шмот 23:33).

Кроме того, запрещено продавать идолопоклонникам дома и поля в Эрец Исраэль, поскольку сказано (Дварим 7:2): «Не давайте им жительства» — не поселяйте их на своей земле. Правда, разрешено сдавать им дома для складов, — но не для жилья! Иначе они разместят идолов внутри домов, а в Торе сказано: «Не вноси скверны в свой дом» (Дварим 7:26).

Во времена, когда действует закон о йовеле (пятидесятом годе), запрет не касается нееврея, принявшего на себя обязательство выполнять Семь заповедей, которые завещаны всем потомкам Ноаха. Такой нееврей называется гер-тошав; ему разрешается продавать дома и поля. Но в наше время, когда закон о йовеле не действует, запрещено продавать дома и поля любому нееврею.

Эту заповедь обязаны соблюдать всегда мужчины и женщины.

[1] Со всеми условиями, упомянутыми выше. Повторим их: урожай идет в пищу: его можно хранить на поле или в саду в несобранном виде; сбор всего урожая ведется не по частям, а единовременно, после чего плоды складывают на хранение.

[2] Тем самым он как бы объявляет, что считает себя владельцем всего, что выросло на его земле в седьмой год. Тора запрещает такое владение.

[3] По сравнению с обычным способом сбора и обработки.