И Я стал для них малым храмом

О центральной синагоге и доме учения Любавич в Любавич («770»)

 

На посук[1] «И Я стал им малым храмом в странах, что пришли туда» - что также вне Земли Израиля («в старанах, что пришли туда»), в месте и во время изгнания, существует «малых Храм», подобие «Большого Храма, который в Иерушалаиме[2]», «Второй после Храма[3]» - приводится в Геморе[4], «сказал рабби Ицхак, это синагоги и дома учения, которые в Вавилоне, а р. Элиезер сказал, это дом рабейну[5] в Вавилоне»

И следует сказать, что рабби Ицхак и рабби Элиезер не спорят, т.е. что также по мнению называются все синагоги и дома учения в Вавилолне «микдаш меат[6]», и также по мнению р. Ицхака основа и совершенство «микдаш меат» это в бейс рабейну[7]:

Титул «рабейну» - ибо учит Торе учеников, и «бейс рабейну» (дом, в котором наш учитель обучает Торе своих учеников) – это дом учения. И, само собой, это также синагога (дом, в котором собираются учитель и ученики на молитву), поскольку учеба и молитва должна быть в одном месте, как говорится далее в продолжении сугии[8] «я учу Тору в синагоге[9]».

И особое достоинство в (синагоге и доме учения, который в) «бейс рабейну» относительно остальных синагог и домов учения – как объясняют ХаЗаЛ[10] «что означает посук[11] «любит Вс-вышний врата Сиона более всех селений Якова», любит Вс-вышний врата, отмеченные галахаой, более синагог и домов учения… со дня что был разрушен Храм, нет у Вс-вышнего в его мире, но только четыре локтя галахи», «ибо в то время, что стоял Храм, была там лишкат газит, что оттуда выходит закон, по решению Сангедрина, а с ними, безусловно, Шхина присутствует, а сейчас, когда разрушен бейс гаМикдош, эти четыре локтя галахи… установленное место,  из которого выходит закон для людей города[12]  (и поэтому также молитва она именно в этом месте[13]), что это есть идея «бейс рабейну[14]».

И со стороны особого достоинства (синагоги и дома учения) бейс рабейну, относительно остальных синагог и домов учения в Вавилоне, он является главным «микдаш меат», который дает Вс-вышний Израилю во время изгнания, вместо большого Храма, который в Иерусалиме.

Бейс

И следует привести доказательство  существования различных уровней в «микдаш меат» - из того, что говорится в начали сугии (о присутствии Шхины в Израиле во время изгнания) «всюду, что ушли в изгнание, Шхина с ними, когда были изгнаны в Египет, - Шхина с ними, когда были изгнаны в Вавилон – Шхина с ними… в Вавилоне где… сказал Абайе:  «в синагоге Гуцл[15] и в синагоге Шоф вейосив[16] в Негардоо, и не говори, там и там, но иногда там, а иногда там[17]».

Новость в том, что «Шхина с ними» (также в изгнании) это – раскрытие Шхины… в особых местах, так же как в Мишкане и в Микдаше[18], и это место – в синагогах и домах учения, которые называются «микдаш меат, как далее говорится в продолжении сугии.

И в соответствии с этим следует сказать, что в продолжении слов Геморы «В Вавилоне где – в синагоге Гуцл и в синагоге Шоф вейосив в Негардоо» (особые синагоги Вавилона) говорится о раскрытии Шхины более высоким образом, чем раскрытие Шхины в остальных синагогах и домах учения в Вавилоне («место, где никар (чувствуется, заметно), что она присутствует там[19]»), и, более того, что есть особое место (одно единственное – эход йохид умейуход), которое вместо Микдаша который в Иерусалиме («место, которое изберет Вс-вышний[20]»), в котором есть основное присутствие и раскрытие Шхины, что поэтому «не говори там и там (в синагоге Гуцл и в синагоге Шоф вейосив в Негардоо), но иногда здесь, а иногда здесь, в одном месте именно.

И этот аспект подчеркивается в названии места, «синагога Шоф вейосив в Негардоо» - ибо «Шоф вейосив» означает, что «переместился Храм и остановился там[21]», то есть, что раскрытие Шхины, которое было в Храме в Иерусалиме (а не в другом месте), переместилось и установилось в особом месте в Вавилоне, вместо Храма в Иерусалиме[22].

И отсюда понятно также в отношении микдаш меат в продолжении сугии – что кроме общей идеи микдаш меат которая есть во всех «синагогах и домах учения в Вавилоне», существует главный «микдаш меат», вместо «большого Храма который в Иерусалиме», «дом рабейну в Вавилоне», «что переместился Храм и остановился там».

Гимел

И еще, и главное, - что особое достоинство в микдаш меат, который в «бейс рабейну», продолжается также  (и в еще большей степени) «когда они будут освобождаться из изгнания», что тогда (как говорится в продолжении сугии) «в будущем синагоги и дома учения, которые находятся в Вавилоне, будут установлены в Эрец Исроэл»:

Присутствие Шхины в каждом месте, куда были изгнаны Исроэл, посредством «микдаш меат» «в странах, что пришли туда» (подобие присутствия Шхины в Храме в Иерусалиме), это только во время изгнания, но после того, как «будут избавлены[23]», «вернется раскрытие Шхины в Иерусалим, и не останется там, в тех местах, где евреи уже находились в изгнании[24]», т.е. что не будет присутствие Шхины в месте вне земли Израиля, на котором стоял «малый Храм[25]», ибо «малый Храм перенесется с этого места и будет установлен в Эрец Исроэл, в большом Храме, который в Иерушалаим.

И поэтому «сказали в мидраше, в будущем будет Храм размером с Иерусалим, что в этом мире, … ибо в Иерусалиме, который будет отстроен в будущем, будут собраны в Храме вместе все места синагог, которые были в этом мире[26].

И как указывается также в посуке[27] «и Я приведу их на гору святую Мою и я возвеселю их в доме молитвы Моем… будет назван для всех народов», «дом молитвы – это будущий Храм, «в этом мире в изгнании он назван для всех народов, т.е. синагоги которые находятся во всей земле народов, что они будут установлены в будущем в земле Израиля и соединены с Храмом[28]».

И в соответствии с этим добавляется еще более в величии достоинства «микдаш меат» - ибо поскольку «В Иерусалиме, который в будущем будет отстроен, будут соединены в Храм воедино все синагоги, которые были в этом мире», «следовательно сейчас в изгнании… синагога это место самого будущего Храма[29]».

И следует сказать, что соединение синагог, находящихся во всей земле народов («малый Храм») в будущем Храме будет в соответствии с различием уровней между ними – что особые синагоги, у которых есть особое достоинство относительно других синагог (как «синагога в Гуцл и синагога Шоф вейосив в Негардоо», «дом рабейну в Вавилоне»), будут предшествовать в соединении с Храмом, что они будут соединены буквально с Храмом (касаются и прилеплены к нему и не разделяет их пространство)[30], и через них и с помощью них будут соединяться с Храмом все остальные синагоги которые в земле народов.

Далет

И более того следует сказать – что будущий храм (который «отстроенный и совершенный раскроется и придет с небес[31]») раскроется сначала в том месте, где «переместился Храм и остановился там» во время изгнания («дом рабейну в Вавилоне»), и оттуда переместится на его место в Иерусалим:

Присутствие и раскрытие Шхины в главном «малом храме» в  Вавилоне («что переместился храм и остановился там») это также «когда они будут избавлены» - как объясняется в продолжении сугии, что «также когда они будут избавлены Шхина с ними, как сказано «вешов Гавайе Элойкехо эс швусхо[32]», не сказано «вегейшив[33]», но «вешов[34]», учит тебя, что Вс-вышний возвращается вместе с ними («эс швусхо» как «им швусхо[35]») из изгнания», т.е., даже в последний момент изгнания Шхина находится там, где находятся евреи в изгнании, «что переместился храм и остановился там», и оттуда возвращается Вс-вышний со всеми сыновьями Израиля в Храм в Иерусалиме, чтобы установить и раскрыть там свое присутствие вовеки веков.

И поскольку «Вс-вышний возвращается с ними из изгнания», из «малого храма» («дом рабейну в Вавилоне»), «что переместился храм и остановился там», следовательно, в этом месте начинается и происходит освобождение Шхины, ее раскрытие во всей силе и совершенстве (не только как «малый храм»), что это есть идея будущего храма.

 Другими словами: также как возвращение Шхины начинается с того места, где она находится в изгнании, также возвращение будущего храма (что его смысл – это присутствие и раскрытие Шхины) начинается с того места, что «переместился храм и остановился там» во время изгнания, что там он раскрывается сначала, и после этого перемещается на его место в Иерусалим.

И может быть можно сказать, что на это есть указание в языке Рамбама (в законах царя Мошиаха) «и построит храм на его месте» - ведь на первый взгляд – зачем нужно сообщать нам здесь, что строительство храма оно «на его месте»? А с другой стороны, почему он не указывает место явно: «и построит храм в Иерусалиме»? – ибо «его место» указывает также на место, где находится царь Мошиах во время изгнания (до того, как он Мошиах бевадай»), т.е., что находясь в изгнании (что там он находится и ждет и стремится освободить сыновей Израиля и Шхину с ними из изгнания), строит царь Мошиах (малый) Храм. Что он подобие и пример храма в Иерусалиме (как синагога Шоф вейосив», «что переехал Храм и остановился там») в качестве подготовки к будущему Храму, и оттуда вернется (вместе с Вс-вышним и сыновьями Израиля) в Иерусалим.

Гей

И следует добавить в объяснении достоинства «бейс рабейну шебебовел», что его достоинство относительно «синагог и домов учения в Вавилоне», оно (кроме  достоинства синагоги и дома учения в доме рабейну) оно также со стороны того, что это «бейс рабейну» (рабейну – наш учитель (просто) всего Израиля, глава поколения, и рабейну шебебовел, учитель всего изгнания), дом главы поколения, что «ганоси гу гакойл[36]».

Основный смысл присутствия Шхиы в Храме оно в Израиле (со стороны достоинства Израиля, Израиль и Вс-вышний – одно целое), как сказано «и сделают мне Храм и я буду присутствовать в них, «в нем» не сказано, но «в них», и подобно этому относительно Б-жественного присутствия во время изгнания (В Вавилоне где… в синагоге…» «малый храм»), как это подчеркивается в начале темы «приди и смотри, как любимы Исроэл перед Вс-вышним, что во всякое место, куда они изгнаны, Шхина с ними», и болеее того. раскрытие Шзхины в Храме это потому. Что в нем собираются бней Исроэл, как сказано «когда приходят все  Исроэл видеть лицо Вс-вышнего Б-га твоего, в месте, которое он изберет», и подобно этому в синагогах и домах учения, что в них собираются десять человек из Исроэл, что «на всяких десятерых присутствует Шхина».

И это также одно из объяснений, что синагоги и дома учения в Вавилоне называются «микдош меат» - ибо в храме. В котором собирались все бней Исроэл, раскрывалась общая Шхина, которая называется кнесес Исроэл, источник кнесес Исроэл внизу, в отличие от этого. В синагогах и домах учения в странах, что пришли туда, в кадоим государстве и государстве, городе и городе, в которых собираются десятеро из Исроэл, присутствует и раскрывается на них только часть кивйохойл от Шхины.

И в соответствии с этим следует объяснить достоинство «бейс рабейну шебебовел» - что поскольку это есть установленное место (дом) главы поколения, ганоси гу гакойл», что включает в себя все поколение, есть в нем присутствие и раскрытие общности Шхины (не только честь, которая присутствует и раскрывается над десятерыми из Исроэл), подобие и пример раскрытия Шхины в Храме, «что переехал Храм и остановился там», и от него притягивается присутствие и раскрытие Шхины во всех синагогах и домах учения в странах, что пришли туда, как Храм, из которого свет выходит для всего мира.

И следует сказать, что дом главы поколения, который заключает все поколение, это подобие и пример «Талпийойс», «Тел шекол пийойс пойним бой», как объясняют РаЗаЛ относительно Храма.

И еще и главное – достоинство «бейс рабейну шебебовел» относительно геула.

«Рабейну», руководитель поколения, он также Мошиах (освободитель Израиля) в поколении, как Мойше рабейну (первый носи), первый избавитель он же последний избавитель», как известно, что в каждом поколении есть «один, достойный по своей праведности быть избавителем, и когда придет время, откроется к нему Вс-вышний, и пошлет его…», и логично сказать, что это глава поколения, как объясняется в Геморе относительно р. Йегуда гаНоси, «сказал Рав: если среди живых он, то это как Рабейну гакодойш» «если Мошиах из тех, кто живы сейчас, то несомненно, это рабейну гакодойш, глава поколения.

И отсюда ясно, что основной смысл «бейс рабейну шебебовел» - это геула из Бовел, через то. что дается сила на общность служения Израиля, сделать из Бовел (хуц лоорец) Эрец Исроэл, как известное выражение «делай здесь (вне Израиля) эрец Исроэл», что это выполняется прежде всего через строительство синагог и домов учения (микдаш меат) в странах. Что пришли туда, и из них притягивается святость во всей земле народов, и через это ускоряют и приближают и приводят исполнение обещания  «в будущем земля Израиля распространится по всем странам», что весь мир целиком будет тогда на уровне Эрец Исроэл сейчас, и тогда Эрец Исроэл будет на уровне Иерусалима сейчас, и это то, что сказали, что в будущем Иерусалим распространится по всей земле Израиля, что в нм будут установлены синагоги и дома учения что в Вавилоне, соединены с Храмом.

И поскольку основной смысл 2бейс рабейну шебебовел» это собирание всех синагог и домов учения в Вавилоне чтобы установить их в Эрец Исроэл, связаны с Храмом,  - «он (не только основной «малый храм в Вавилоне, что переехал Храм и остановился там», но также) место самого будущего Храма, что в нем раскроется будущий Храм, и оттуда вернется в Иерусалим.

Вов

В соответствии с этим следует объяснить, как говорилось выше, относительно «бейс рабейну шебебовел» в нашем поколении – дом (синагога и дом учения) Квойд Кдушас Мойри веХами адмур Носи Дойрейну:

И сначала следует привести выражение Квойд кдушас Мойри вехами Адмур что «десять изгнаний была изгнана Любавич», из Любавич [что там было раскрытие внутренней части Торы, как она была объяснена способом понимания и постижения (йиспарнесун) через учение хасидизма Хабад в течение нескольких поколений] в Ростов, из Ростова в петербург, и из Петербурга была изгнана за границы той страны, в Латвию, и потом в Польшу, и вплоть до изгнания в Америку, и в самой Америке в нескольких местах, вплоть до установленного места в «бейс рабейну», его синагога и его дом учения, центр Любавичского движения в течение десяти дет (целая эпоха) последних (все идет за завершением) Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур Носи дойрейну при его жизни в этом мире, и также после гисталкус кдушо лой зозо мимкоймо, и наоборот, способом «маалин бакойдеш», «идет и добавляет», до прихода праведного избавителя.

И подобно этому относительно изгнания общности сыновей Израиля – что в нашем поколении находится большинство сыновей Израиля в Америке, и следует сказать, что это одна из причин того, что также глава поколения (что ганоси гу гакойл) жил и находился десять лет в Америке, и оттуда занимался распространением Торы и еврейства и распространением источников наружу во всех остальных странах, что пришли туда сыновья Израиля, через его учеников и посланников во всех концах мира.

И поскольку «всюду, где изгнаны, Шхина с ними», следовательно, в этом последнем изгнании, что большинство сынов Израиля вместе с главой поколения находились в Америке, Шхина также ушла в изгнание в галут Америка, и в самой Америке (Бовел) где? – в микдаш меат бейс рабейну, что он подобен «бей кништо бэГуцл и бей кништо дэшоф вейосив в Негардоо», что переехал Храм и остановился там» (вместо Храма в Иерусалиме), и от него притягивается присутствие Шхино во всех синагогах и домах учения во всем мире.

И следует сказать объяснение в этом, - ибо в этом поколении, последнем поколении изгнания и первом поколении избавления, когда завершают и «наши дела и нашу работу все время изгнания», сделать из земли народов землю Израиля, также в само низком месте земли народов, нижнее полушарие (в котором не было дарования Торы), что через то. что поднимают самое низкое место, поднимают также остальные места земли народов, и это выполняется посредством бейс рабейну, который находится в нижнем полушарии, что от него свет выходит для всего мира, чтобы сделать из всего мира (вплоть до самого отдаленного уголка на краю земли), землю Израиля, что это смысл того. что сказано «в будущем земля Израиля распространится по всем странам», и «в будущем Иерусалим распространится по всей земле Израиля», что в нм будут установлены все синагоги и дома учения во всем мире и будут присоединены к Храму, в будущем полном избавлении  через Мошиах цидкейну, глава поколения, что он Мошиах (избавитель Израиля) в поколении (как говорилось выше п. 5), и еще, и не менее важно, что он – глава – носи – учения Хасидизма, что посредством распространения ее наружу («когда распространятся твои источники наружу», вплоть до «хуцо», что невозможно быть еще более «хуцо», во всех краях земли), приводят Малко Мшихо.

И в соответствии с этим понятно величие достоинства «бейс рабейну» - главный «микдаш меат» в последнем изгнании, «что переехал микдаш и остановился там», и поэтому «он сам место будущего храма», и более того, в нем раскроется будущий храм, и оттуда вернется в Иерусалим (как говорилось выше п. 4).

Заин

И следует добавить, что это указывается также в имени  «Бейс рабейну» нашего поколения:

«рабейну» - два его имени указывают на геула: первое имя – Йосеф  – на имя того. что «байойм гагу йойсейф Гавайе шейнис йодой, ликнойс эс шэар амой ашер йишоейр мейАшур умиМицраим… умеийей гайом… веосаф нидхей Исроэл унфуцойс Йегудо йекабейц мейарба канфойс гоорец», а второе его имя – Ицхок – на имя смеха и радости, что совершенство этого будет в истинном и полном избавлении через Мошиах цидкейну, как сказано в Писании «оз йимолей схойк пину», «оз» именно, в будущем, когда скажут Ицхаку (именно) «ты – отец наш».

И «бейс (рабейну)», его номер – 770, и на имя этого установлено его имя, как он называется в устах всего Израиля, «770», что этот номер это гиматрия «порацто», на имя «уфорацто йомо вокейдмо вецофойно вонегбо», что это указывает, что из этого дома свет выходит на весь мир, и способом ломания преград, что все четыре страны света поднимаются до уровня Эрец Исроэл («в будущем земля Израиля распространится по всем странам»), включая и в особенности, что все синагоги и дома учения что во всем мире, устанавливаются в Эрец Исроэл и соединяются с Храмом, в истинном и полном избавлении через Мошиах цидкейну, про которого сказано «порацто олэхо порец», и  объяснили РазаЛ, «это Мошиах, что сказано «оло гапойрец лифнейгем».

И следует связать эти два аспекта – указание в содержании номера 770 («бейс рабейну») с именем (первым) Рабейну, которое указывается в посуке «йойсеф Гавайе шейнис йодой…»:

Номер 770 указывает на совершенство числа семь – семь, как каждый включает в себя десять (совершенство счета), семьдесят. И более того. как каждый состоит из ста (десять раз десять), семьсот, и вплоть до соединения их вместе, семьсот семьдесят.

И объяснение в этом:

Число семь связано с существованием мира, что сотворен за семь дней, семь дней строительства (семь мидот), и связан также с очищением мира с помощью работы Израиля, которые подразделяются на семь типов, семь уровней в служении Вс-вышнему (семь мидот), семь свечей в светильнике (меноре). И в соответствии с этим, совершенство числа семь (семьсот семьдесят) указывает на совершенство работы Израиля в очищении мира, посредством нашей работы и наших дел все время изгнания, что тогда избавляются из изгнания и возвращаются и приходят в Эрец Исроэл.

И, выражаясь языком Писания, в котором указывается связь и отношение первого имени рабейну к геула – «в тот день добавит Вс-вышний руку свою, чтобы приобрести остаток народа его, который останется из Ашура и из Мицраим и Патроса и из Куш и из Эйлам и из Хамас…», освобождение сынов Израиля из семи стран, и добавляет в Писании «и из морских островов», что это означает нижнее полушарие, что, когда поднимается самый нижний уровень, поднимаются само собой все остальные страны, которые выше его, все семь стран, общность всего мира.

И следует сказать, что в совершенстве числа семь (семьсот семьдесят) указывается также совершенство работы Ребе в течение всей его жизни, семьдесят лет (5640-5710), и вплоть до завершения и совершенства его работы в седьмое десятилетие в нижнем полушарии (из дома. Номер которого 770), включая также продолжение работы в годы после этого. Посредство м седьмого поколения. «кол гашвиин хавивин» - что через это достигается совершенство наших дел и нашей работы все время в течение изгнания, во всех семи странах мира. И немедленно сейчас «йойсейф Гавайе шейнис йодой… веосаф нидхей Исроэл», через то, что «порацто (гимтрия 770) олэхо порец», «оло гапорец лифнейгем».

Хес

И во всем этом добавилось особое подчеркивание в последнее время:

Работа по распространению Торы и еврейства источников наружу из бейс рабейну («770») идет и продолжается и с большей и большей силой также после (десяти последних лет в) его жизни в этом мире, более сорока лет (5710-5750), и способом «дал Вс-выший вам  сердце чтобы занть. И глаза – видеть и уши – слышать», и следовательно, бейс рабейну («770») он в аспекте Талпийойс, «тейл шекол гапийойс пойним бо», более пятидесяти лет (5700-5750), «ад ойлом».

И это подчеркивается в еще большей степени когда мы видим воочию, что идет и добавляется в большей и большей степени  в числе сынов Израиля, приходящих в бейс рабейну, «беров ам гадрас мелех» (включая также «ман малхей рабонон», и в особенности Носи (мелех) поколения), и становится необходимо расширить и увеличить еще больше бейс рабейну, вплоть до увеличения и расширения, которое способом разрушения преград, порацто (гиматрия 770), как строительство нового дома.

И в соответствии со сказанным выше о величии достоинства «бейс рабейну шебебовел» - что 2переехал Храм и отстановился там», и «он сам место будущего храма», и вплоть до того. что в нем раскроется будущий храм и оттуда вернется в Иерусалим,  - понятно величие заслуги каждого и каждого из Израиля участвовать самому м поддерживать материально (и каждый кто дает больше – тот прославлен), в строительстве «бейс рабейну шебебовел», как подготовка для того, что опустится и откроется будущий Храм немедленно сейчас действительно.

И время важно, - в год цадик, как подчеркивается в тегилим мизмор цадик (который относится к этому году), что начало его «Гавайе моойн ато гойисо лону бедойр водойр», что означает (также) синагоги и дома учения, и его завершение и окончание «виги нойам Гавайе Элойкейну олейну… умаасей йодейну койненегу», что означает раскрытие Шхины в Мишкане и (Микдаше).

И да будет воля Вс-вышнего. Что еще перед увеличением и расширением 2бейс рабейну шебебовел», раскроется и спустится с неба будущий Храм, микдош, Гавайе, койнену йодехо, третий Храм, тройной храм (что включает также мишкан и первый Храм и второй храм), который раскроется сначала в «бейс рабейну шебебовел», что также он «тройной дом», синагога (молитва), дом учения (Тора), и дом добрых дел(гмилут хасадим), и оттуда вернется в Иерусалим, вместе со всеми синагогами и домами учения во всем мире, что будут установлены в Земле Израиля и в Иерусалиме, соединены с Храмом, и вместе со всеми сынами Израиля со всех краев земли, как сказано: «вагавиойсим эл гар кодши весимахтим бевейс тфилоси… ки бейси бейс тфоило йикорэ лехол гоамим», «нохойн йигйе гар габаис газе беройш гегорим венисо мигвоойс, веногару эйлов кол гагоим», веголху амим рабим, веомру леху венаалэ эол гар Гавайеэл бейс Элойкей Яакойв, вейойрейну мидрохов венейлхо беорхойсов, ки миЦийон тейцей Тойро удвар Гавайе мИрушолоим», «Тойро хадошо мейити тейцей», немедленно сейчас буквально.

 

 

(работа над переводом продолжается)

[1] Йехезкель 11, 16

[2] Мецудат Давид на посук

[3] Таргум Йонатан и Раши на Посук

[4] Мегила 29, 1 – и в продолжение сугии объясняет про синагоги и дома учения посук «Вс-вышний, пристанищем был ты нам в поколении и поколении», т.е. даже когда Храм не существует, будет пристанищем нам в синагогах…» (Хидушей агадот Магаршо), и см. далее п. 8

[5] рав (Раши)

[6] малый храм

[7] дом нашего рава (учителя)

[8] и подобно этому в Брахот 8, 1: «я всегда молюсь там, где я учу Тору»

[9] другая версия там «Я учу Тору только в синагоге, где я молюсь»

[10] Брахот там

[11] Тегилим 87, 2

[12] Хидушей Агадот Магаршо там

[13] «когда я услышал об этом… со дня что был разрушен Храм, нет у Вс-вышнего в его мире, но только четыре локтя галахи, я стал молиться только там, где я учил Тору» (Брахот там)

[14] подобно Сангедрину – «судья, который будет в те дни» (Шойфтим 17, 9) «бейс дин, который в твоем поколении» (Рамбам, законы мамрим начало гл. 2)

[15] Синагога Гуцл находится близко к бейс мидрашу Эзры Сойфера, ниже Негардоо (Орух, «шоф»). И см далее сноска $37

[16] (название места и) построил его Йехания и его люди из камней и праха, что принесли с собой в изгнание, чтобы выполнить то. что сказано в Писании «ибо возжелали рабы твои камни ее, и прах ее возлюбили» (Тегилим 102, 15) (Раши (и в Эйн Яков)). И Раши Рош гаШана 24, 2: Название места это, и есть, которые объясняют, что был разрушен, а потом снова отстроен, и всегда Шхина находилась там, и Йехания и его изгнание построили его, что принесли с собой из камней Иерусалима, и про них сказано «ибо возжелали рабы твои камни ее». И в Орух там: «построили ее из камней и праха, что принесли с собой из Храма… и назвали ее Шоф веЙосив, т.е. что переместился Храм и остановился там»

[17] Объяснение с т.зр. кабалы см. Ликутей Леви Ицхак к Зогар ч. 3 стр. 262

[18] Хидушей Агадот Магарша там. – и добавляет что «в версии текста в Эйн Яков приводит также были изгнаны в Эйлам Шхина сними, как сказано «и я установлю трон свой в Эйламе» (Йермиягу 49, 38), т.е. особое место для раскрытия Шхины

[19] Раши на Эйн Яков там

[20] гл. Ръэй 12, 5 и еще

[21] Орух там (приводится в Хидушей Агадот Магарша)

[22] И поэтому это основное место раскрытия Торы «установленное (постоянное) место, из которого выходит гойроо (закон, учение) для людей города, подобно лишкат газит в Храме. И см. Рамбан Милхамот в конце гл. 4 Ктубот

[23] из галута Эдомского, но когда уже были освобождены из галута Вавилонского, осталось там раскрытие Шхины, ибо во время Абайе, что это было несколько сот лет спустя после того, кок были освобождены из Вавилона, и все еще оставалось там раскрытие Шхины в синагоге (Хидушей Агадот Магарша, там)

[24] Магаршо Хидушей Агадот там

[25] «И поэтому, синагоги в  Вавилоне, с условием они построены», когда разрушен (храм) …помогает условие.. для тех, которые в Вавилоне.. ибо ведь в то время, что придет избавитель в скором времени в наши дни, они потеряют свою святость» (Тосафот начальная фраза «батей кнесийот» - Мегила 28, нач. стр. 2).

[26] Хидушей Агадот Магаршо там (Тегилим 122, 3: «Иерусалим, отстроенный, как город собранный вместе»)

[27] Йешайя 56, 7

[28] Хидушей Агадот Магарша там

[29] там же

[30] подобно лишкат газит (место, где находился Сангедрин) в Храме – что ты должен посадить Сангедрин рядом с жертвенником (Йерушалми макот гл. 2  галаха 6 и еще)

[31] Раши и Тосфот Сука 41, в конце стр. 1 и еще

[32] Ницовим 30, 3: Этот посук можно перевести двояко: по-простому «и вернет Вс-вышний Б-г твой пленников твоих», но поскольку «шов» означает вернулся, то этот посук переводят «и вернется Вс-вышний Б-г твой с пленниками твоими»

[33] «и вернет»

[34] «и вернется»

[35] «с пленниками твоими»

[36] глава – это все (Раши Хукас 21, 21)

Запись опубликована в рубрике: .