בס"ד
Алеф
Говорилось несколько раз, по поводу имен, которыми называются главы Торы, - что несмотря на то, что по простому смыслу установлены эти имена на имя начала главы, но, поскольку эти названия установлены в соответствии с обычаем Израиля, что "Тора он", то это, безусловно, совершенно точно (как все аспекты Торы).
И из доказательств на это – из названия недельной главы, главы Толдойс:
Начало главы это "Веэйлэ толдойс Ицхок", так же, как начало второй главы в Торе, "Эйлэ толдойс Нойах". И, поскольку обе главы начинаются теми же словами, "(и) эти порождения", то, чтобы называть их (по их началу) именами, которые различат между ними, подобало бы называть первую на имя слова, которое наиболее близко к началу главы, - "толдойс", а вторую – чтобы отделить ее от первой, назвать ее именем, которое будет отличаться от имени, которое уже дано первой, - (порождения) Ицхака.
И поскольку установлен и распространился обычай Израиля (как это напечатано во всех хумашим, и подобно этому в календарях), что первую называют именем "Ноах", а вторую – именем "Толдойс", понятно, что эти имена (не по первому слову, или первому отличающемуся слову, но) таким образом, чтобы это имя было наиболее точно.
И объясняется в другом месте, что эти имена ("Ноах" для первой главы, и "Толдойс" для второй главы) соответствуют содержанию глав:
Содержание "Эйлэ толдойс Нойах" – это (не история рождения его сыновей ("Толдойс") в буквальном смысле Ноаха, ибо об этом уже говорилось в конце главы Берейшис, и повторяется здесь как деталь в содержании главы) – история жизни Ноаха, и поэтому называется по его имени "Ноах"; а содержание главы "Эйлэ толдойс Ицхок" – это (не история жизни Ицхака, ибо многие события, и основные события: рождение, акейда, шидух и нисуин, они в главах (Ваейро и Хайей Соро) перед этим, но) история рождения его сыновей, как объясняет Раши, "Яков и Эйсав, о которых говорится в главе", и поэтому называется "Толдойс", что означает (по простому смыслу) – сыновья.
Бейс
И следует добавить и объяснить также в отношении смысла названий глав самих по себе (кроме их отношения к содержанию главы) – ибо, поскольку они стали частью Торы, включая также "Тора" от языка "гойроо" – "указание к действию", следует выучить указание в служении человека своему Творцу также из названий глав самих по себе, и в нашем случае, глава "Толдойс", что "Толдойс" - это (не есть первая идея, в первый раз, когда можно воспользоваться этим именем, но – вторая идея), после "Ноах".
И сначала следует объяснить, - что в смысле имен "Ноах" и "Толдойс" (безотносительно к содержанию глав, но – собственно смысл имен) в отношении к учению и указанию в служении человека, "Толдойс" указывает на "(основные порождения праведников) добрые дела", а "Ноах", имя человека, указывающее на его сущность, относится к рождению существования, (подобно смыслу "Толдойс" буквально), что тогда он называется именем.
И требуется объяснение:
Алеф) Соответствие (во внутреннем смысле) смысла имен, как они сами по себе, со смыслом главы, ведь на первый взгляд, они противоположны друг другу, ибо: в "Ноахе" – смысл имени относится к самой сущности существования (рождение) человека (подобно буквальному смыслу "Толдойс"), а смысл главы относится к добрым делам, как объясняет Раши (простой смысл Торы) – "научить тебя, что основные порождения праведников – добрые дела", и противоположность этому в "Толдойс" – что смысл названия относится к добрым делам, а смысл главы относится к рождению ("Толдойс" в буквальном смысле), как объясняет Раши, "Яков и Эйсав, о которых говорится в главе".
Бейс) и главное – объяснение урока и указания из того, что глава "Ноах" находится перед "Толдойс", и из того, что "Толдойс" идет после "Ноах":
В отношении "Ноах" – поскольку имя человека, которым он называется при его рождении, не имеет отношения (на первый взгляд) к его работе в "добрых делах" ("порождения праведников") – что означает идея "Ноах" (перед "Толдойс") в служении человека?
И в отношении "Толдойс" – поскольку она идет после "Ноах" (и еще несколько глав между ними), необходимо сказать, что не имеется в виду ("порождения праведников) добрые дела" (просто) в начале служения, но имеется в виду более высокий уровень в "добрых делах", который приходит после "Ноах" (и остальных глав между ними), и нужно объяснить содержание и смысл этого уровня в служении человека.
На первый взгляд, можно сказать, что "Ноах" указывает на состояние покоя (покой души и покой тела), чтобы работа по исполнению Торы и заповедей была как нужно, подобно тому, что пишет Рамбам по поводу материальных обещаний в Торе, для того чтобы "мы могли спокойно изучать мудрость и исполнять заповеди", и поэтому порядок, что "Ноах" предшествует "Толдойс", ибо, для того, чтобы могла быть работа "Толдойс" (добрые дела), необходимо предпослать этому состояние "Ноах" (покоя). Но, более логично сказать, что предшествование "Ноаха" "Толдойс" это не только (во времени) из-за необходимости этого аспекта, но это истинное предшествование (в Торе), предшествование в достоинстве.
Гимел
И следует сказать идею объяснения в этом:
Различие между главой Ноах и главой Толдойс это подобно различию между временем перед Дарованием Торы и после Дарования Торы – как известно, что подготовка и начало Дарования Торы было посредством работы Авраама, и в особенности, посредством обрезания, и после этого было рождение Ицхака (который родился от святой капли), и, следовательно, что в главе Толдойс, "вээйлэ толдойс Ицхок бен Аврогом Аврогом гойлид эс Ицхок" (первый, чье существование и история его жизни было полностью после подготовки и начала Дарования Торы) , начинается работа, связанная с Дарованием Торы, и в главах перед этим, и в особенности в главе Ноах, что (только) в конце ее (только) рождается Авраам, это работа перед Дарованием Торы.
И смысл этого в служении Израиля (после Дарования Торы) – что "Ноах" укаызвает на существование Израиля перед (раньше и выше) Торы, а "Толдойс" указывает на служение Израиля в исполнении Торы и заповедей, что посредством этого приходит их существование (как оно предшествует Торе) в реализации и в раскрытии, как будет объяснено далее.
Далет
И объяснение этого вопроса:
Приводится в Тоно двей Элийогу: "Две вещи предшествовали миру, Тора и Израиль, и я не знаю, кто из них раньше; когда он говорит "прикажи сынам Израиля", "говори сынам Израиля", говорю я, Исроэл – раньше" – что это предшествование в основном – в достоинстве, т.е., что достоинство Израиля выше, чем достоинство Торы.
Однако, для того, чтобы достоинство Израиля пришло в практическом раскрытии, требуется исполнение Торы – как приводится в Тоно двей Элиягу "пример земного царя, у которого есть сыновья в доме его, и есть у него раб-старик среди них, который учит его сыновей путям красивым и делам добрым… так слова Торы… перевешивают Исроэл в сторону заслуг, воспитывают их в заповедях и приводят их к жизни будущего мира", т.е., что посредством Торы раскрывается практически достоинство Израиля.
И объяснение в этом:
Основное достоинство Израиля состоит в самом их существовании, "Израиль и Вс-вышний – одно целое", даже без исполнения Торы и заповедей, "пути красивые и дела добрые", как в примере земного царя, у которого есть сыновья, что его любовь к сыновьям - это сущностная любовь, даже когда нет у них "путей красивых и дел добрых" (и наоборот, в сыновьях, у которых есть "красивые пути и добрые дела", что подобает любить их также со стороны разума, не заметна в такой степени сущностная любовь). Однако, эта сущностная любовь относится к Сущности Его, благословен Он (ибо Исроэл – это одно с Сущностью Его), и не (в такой степени) к существованию самого Израиля, их собственному достоинству.
И посредством того, что Исроэл исполняют Тору и заповеди, что видят их достоинство в "красивых путях и добрых делах" – приходит их достоинство со стороны сущности ("сыновья") также в аспект раскрытия ("добрые дела и красивые пути"), т.е., что в их достоинство со стороны аспекта раскрытия, притягивается и проникает сущность.
[И, хотя сущность несравнима с раскрытием, и безусловно, отсутствие раскрытия не уменьшает сущности, и наоборот, сущность находится в сокрытии, поскольку раскрытие не есть сосуд для восприятия сущности, но, с другой стороны, поскольку сущность не ограничена никаким ограничением, невозможно сказать, что будет обязано быть в сокрытии именно, но, безусловно, может прийти также в раскрытии, и поэтому, истинный смысл раскрытия сущности – в притяжении в практической реализации и в раскрытии именно].
Гей
И, подобно этому, в самом существовании Израиля, - души в теле:
Также, как в отношении Торы и Израиля, доказательство приводится из того, что сказано в Торе "прикажи сынам Израиля, говори сынам Израиля" (что Тора – ради Израиля, приказание Израилю), что Исроэл предшествовали, следует привести доказательство из этого также в отношении души и тела, что поскольку заповеди Торы не имеют отношения к душе, когда она находится в Ган Эйден, но только после того, как она опускается вниз, чтобы одеться в тело, следовательно, тело предшествует, и ради него создана душа (и тем более, весь порядок миров).
И объяснение в этом – в соответствии с тем, что известно, что выбор Ацмус – он в материальном теле именно:
Есть достоинство в выборе также относительно "сына", ибо в сыне, что любовь отца к нему – это природная любовь, связь между ними – со ступени, что есть там место (тфисас мокойм) для любви к сыну (достоинство сына), а не от Сущности Его, благословен Он, действительно, в отличие от этого, выбор, нет в ней тфисас мокойм выбираемой вещи совершенно, но только, что так он выбрал свободным выбором , который происходит от Сущности Его действительно.
И подобие этого в различии между душой и телом, - что душа – это "часть Б-га Свыше буквально", часть, что посредством нее схватывают Сущность, как сказано, сыновья вы Вс-вышнему Б-гу вашему, также как сын, что он часть сущности отца, ее связь с Вс-вышним она с такого уровня, на котором есть тфисас мокойм достоинству сына, а не от Сущности Его буквально, в отличие от этого, тело, что со стороны него самого нет в нем достоинства ("физическое тело, подобное в своей материальности телам народов мира"), но, что Вс-вышний выбрал его свободным выбором, который от Его Сущности, благословен Он, следовательно, связь – она со стороны Сущности Его буквально.
И более подробно:
Выбор сущности он также в душе, ибо, само то, что душа – это сын для Вс-вышнего, это потому, что так Он выбрал своим свободным выбором, но, поскольку в душе есть достоинство "сына", не видно в ней выбора Сущности, и посредством ее опускания и одевания в тело (в котором нет достоинства, но только выбор Сущности), раскрывается в душе выбор Сущности.
И, с другой стороны, достоинство выбора тела относится к Сущности Его, благословен Он (выбирающий), но не к телу (выбираемому), что со стороны него самого нет в нем достоинства (также после выбора), и посредством того, что душа (в которой есть достоинство "сына") одевается в тело, чтобы давать ему жизнь, и очищать его посредством исполнения Торы и заповедей, делается достоинство также в теле, что раскрывается в нем выбор Сущности, таким образом, что этот выбор относится к нему и раскрывается в нем.
И после того, как выбор Сущности раскрывается в теле (посредством того, что душа одевается в него чтобы очистить тело посредством исполнения Торы и заповедей), тогда раскрывается также в душе (посредством тела), что она не только "сын", но есть в ней выбор Сущности.
[И в соответствии с этим следует объяснить содержание идеи, что в будущем мире душа получает питание от тела, - ибо в наше время, время работы по очищению тела, основной акцент делается на том, что раскрытие света души (достоинство гилуим) притянется и проникнет в тело, а в будущем мире, после окончания бирурим, будет основной акцент на раскрытии сущности, которая выше, чем гилуим, что поэтому будет ощущаться в душе, что ее связь со Вс-вышним – она не (только) со стороны ее достоинства, но (также и в основном) со стороны Сущности Его, благословен Он, буквально, что это чувство приобретает душа от тела, в котором раскрывается выбор Сущности].
И следовательно, что в существовании Исроэл, души внутри тела, и их работы в исполнении Торы и заповедей, раскрывается связь Исроэл с Вс-вышним всеми способами: со стороны Сущности – выбор Сущности; со стороны гилуим – достоинство "сына", и достоинство "путей красивых и дел добрых"; и со стороны обоих их вместе – что выбор Сущности раскрывается и проникает в достоинство "сына" и в "красивые пути и добрые дела", т.е., что сущность она также в раскрытии (что в этом подчеркивается истинный смысл сущности, что она не ограничена идеей сокрытия, но приходит также в раскрытии, как говорилось выше п. 4).
Вов
В соответствии с этим следует объяснить отдельные детали в "Ноах" и "Толдойс" в служении человека:
"Ноах" (перед Толдойс) – указывает на сущностное достоинство Израиля, что они предшествовали Торе, связь Израиля с Вс-вышним со стороны сущности действительно, которая выше, чем связь со стороны гилуим посредством "красивых путей и добрых дел". Но, истинное совершенство достигается тогда, когда сущность проникает и притягивается также в аспекте гилуим – "Толдойс" после Ноах, которое указывает (не только на добрые дела вообще, но) на добрые дела, которые приходят как следствие (после) раскрытия сущности действительно.
И следует сказать, что эта идея укаызвается также в каждой из этих двух глав (Ноах и Толдойс) в отдельности:
В названии главы "Ноах", которое указывает на сущность, - добавляет и подчеркивает Раши, что "основные порождения праведников – добрые дела", т.е., что главное – это что сущность притягивается и проникает в аспекте гилуим, "добрые дела".
[Но, что "добрые дела" в аспекте "Ноах" – поскольку это в основном в духовности, в возвышенных аспектах, а не в простых материальных делах, в которых самих по себе нет достоинства, то это аспект гилуим, а не сущность, а притяжение сущности ("онойхи"), которая выражается в аспектах простых и материальных, - это во время Дарования Торы, начало которого в (добрых делах, которые в) главе Толдойс].
И в названии главы "Толдойс", которое указывает на гилуим, ("пути красивые и дела добрые") – добавляет и подчеркивает Раши аспект "Толдойс" по простому смыслу ("Яков и Эйсав, о которых говорится в главе"), сущность "порождений Ицхака" (по простому смыслу, рождение существования), которое раньше и выше чем аспект гилуим, т.е., что в "добрых делах" ("Толдойс" в духовном служении), которое со стороны аспекта гилуим, проникает и притягивается и раскрывается сущность ("Толдойс" в буквальном смысле).
Заин
И следует добавить и объяснить более подробно в главе Толдойс, - "И эти – порождения Ицхака", "Яков и Эйсав, о которых говорится в главе":
И сначала следует объяснить, что поскольку Ицхак – это первый еврей, что все его существование и его жизнь протекали после начала подготовки к Дарованию Торы, следует сказать, что все дела Ицхака, и тем более, главные его дела, "Толдойс Ицхак", Яков и Эйсав, есть в каждом и каждом из Израиля, - что Яков указывает на душу, а Эйсав указывает на тело (как известно, что Яков и Эйсав в своем корне – это тикун и тогу, МА и БаН, и также душа и тело – это МА и БаН).
И следует сказать, что выбор со стороны ацмус в вещи, которая сама по себе не имеет никакого достоинства, выражается в предшествовании Эйсава (тело) Якову (Душа) "первый… Эйсав" (и следует добавить, что достоинство Эйсава указывается также в "адмойни" – буквы "меойд", бли гвул, и также в адерес сейар, которая указывает на 13 тикуней дикно).
И поскольку именно в одевании души внутрь тела, чтобы очистить его посредством исполнения Торы и заповедей, притягивается и раскрывается выбор ацмус в теле (и после этого также в душе) также со стороны аспекта гилуим (как объяснялось выше п. 5), поэтому, Эйсав просит у Якова, чтобы дал ему "мин гоодойм гоодойм газэ", т.е., что посредством Якова (душа) раскроется ("газэ") в Эйсаве (тело) достоинство бесконечности ("гоодойм гоодойм", буквы "меойд" дважды), которое есть в выборе сущности.
И в соответствии с этим следует объяснить, диюк языка Раши в объяснении посука "Веэйлэ толдойс Ицхок", "Яков и Эйсав (Яков раньше Эйсава), о которых говорится в главе" (хотя в главе Эйсав предшествует Якову), ибо раскрытие ("вээйлэ") сущности ("толдойс") происходит посредством того, что душа ("Яков") одевается в тело ("Эйсав"), для того, чтобы очистить его посредством служения исполнения Торы и заповедей ("о которых говорится в главе"), что посредством этого раскрывается выбор ацмус (в теле, и посредством этого раскрывается также выбор в душе).
[И в продолжение этого приходят главы после этого: глава Вайейцей – "И вышел Яков из Беер Шевы и пошел в Харан", работа Якова по очищению Лавана, и глава Вайишлах – "И послал Яков посланников перед собой к Эйсаву, брату своему" – очищение Эйсава, и вплоть до главы Вайейшев, "И поселился Яков", "жить в покое", что в этом подчеркивается совершенство аспекта "Ноах" (от языка "покоя") в практической реализации, по окончании и завершении работы, что это есть аспект награды, "награда за заповедь (это есть) заповедь (сама), что основа ее и совершенство ее это нахас руах (ноах от языка нахас руах) Творца, (которое притягивается и раскрывается и проникает в нахас руах сотворенных)].
Хес
И в соответствии с тем, что известно, что недельная глава имеет отношение к содержанию времени – следует связать вышесказанное с содержанием месяца кислев, в который читается глава Толдойс:
Идея месяца кислев подчеркивается в праздниках, которые в нем – праздник в его окончании и завершении, дни Хануки, и праздники учения хасидизма, йуд тес кислев и йуд кислев, что общее между ними это аспект шемен, масла, чудо масла в Хануку, которое указывает на внутреннюю Тору, аспект шемен в Торе, которая раскрылась в учении хасидизма в месяц кислев, способом "йофуцу майанойсэхо хуцо", "у входа в его дом снаружи" (как говорилось выше).
И идея в этом – что "масло" указывает на сущность вещи, ("эссенция"), что поэтому оно проникает в каждую вещь, что притягивается и проникает всюду, вплоть до самого низкого места (снаружи), поскольку в притяжении и раскрытии внизу именно подчеркивается раскрытие сущности действительно, также как сущность аспекта "Ноах" раскрывается в "Толдойс" именно, "Яков и Эйсав, о которых говорится в главе", как объяснялось выше подробно.
И следует добавить, что этот аспект указывается также в хидуш праздника Ханука (окончание и завершение месяца кислев) относительно остальных праздников – что его начало и большая его часть (пять или шесть дней) приходятся на месяц кислев, и идет и продолжается также в начале месяца тейвес:
Идея месяца тейвес – "месяц, когда тело наслаждается телом", что указывает на наслаждение тела внизу (материальное тело) от тела (сущности) Свыше.
И следует сказать, что в продолжении дней Хануки в месяце тейвес, указывается, что посредством работы зажигания Ханукальных свечей, "Нейр мицво веТойро ойр", которая происходит посредством одевания души ("свеча Вс-вышнего душа человека"), чтобы очистить материальное тело (в начале) и его долю в мире ("у входа в его дом снаружи"), притягивается и раскрывается выбор сущности в материальном теле таким образом, что это проникает в существование тела и раскрывается в ощущении тела (наслаждение), что видно практически и в раскрытии, что "Израиль и Вс-вышний – одно целое", вплоть до раскрытия сущности Его благословен Он, (йеш го-амити) во всем мире (в йеш а-нивро) что становится жилищем для Него, благословен Он, жилище для сущности действительно.