["Толдейс" 27:22]
Сказали благословенной памяти мудрецы: "Когда голос - голос Якова, то и руки - не руки Эйсава!" Когда слышится голос Якова - голос Торы, - нет власти у "рук Эйсава". И наоборот: когда голос Торы ослабевает, руки Эйсава становятся сильнее.
Вторая часть этого высказывания сбылась во время разрушения Иерусалимского Храма. "За что пропала Земля? За то, что оставили они Тору мою!" - сказано у пророка Ирмийоу.
Необходимо подчеркнуть, что также в наши дни, после разрушения Храма, существование Иерусалима зависит от изучения Торы. Несмотря на очевидность того, что невозможно предотвратить разрушение Храма, произошедшее в прошлом, - разве не в наших силах устранить причину его разрушения и, тем самым, поторопить наступление времени, когда Иерусалим будет отстроен заново!
Более того, благословенной памяти мудрецы сказали: "Каждому поколению, в дни которого не отстроен Храм - засчитывается, как будто [Храм] разрушен в его дни". Нельзя рассматривать разрушение Храма как событие, случившееся в прошлом, единожды, последствия которого тянутся до сегодняшнего дня. Следует ощущать, как будто разрушение происходит сейчас. Как будто в эту самую секунду разрушается Храм.
Отсюда понятно, что нашей обязанностью и нашей возможностью является не только уничтожить причину разрушения прошлого, но также остановить, удержать разрушение, происходящее _сейчас_. И с помощью изучения Торы мы останавливаем разрушение и, само собой, приводим мир ко времени, когда Иерусалим будет отстроен заново.