На всех путях твоих...
Из посланий Любавичского Ребе Рабби Менахема Мендла Шнеерсона
Есть много заповедей, относящихся к Суккос, помимо закона о пребывании в сукко. Тем не менее праздник назван Суккос, а не именем другой заповеди, например мицвы «четырех растений».
Одно из объяснений этому следующее. Закон о сукко обладает преимуществом над мицвой «четырех растений», потому что мы обязаны все дни праздника находиться в сукко и эта обязанность наступает в первый же вечер с момента наступления Суккос. А исполнение закона о «четырех растениях» начинается лишь назавтра – утром первого дня праздника.
Закон о пребывании в сукко, помимо того, что вступает в силу с первой минуты наступления праздника, еще и требует подготовки к нему. Ибо сукко есть сооружение из четырех стен, которое нельзя изготавливать во время Суккос и необходимо построить до наступления праздника. (Более того, сам процесс строительства сукко уже является мицвой.) А заповедь «четырех растений» можно подготовить и во время праздника.
Есть еще одно различие между заповедями сукко и «четырех растений». Закон «четырех растений» ограничен: после благословения над ними человек полностью выполнил свою обязанность по отношению к этой заповеди и больше не возвращается к ней в течение дня. А мицва пребывания в сукко продолжается непрерывно все время праздника, до последнего дня.
Есть и другое преимущество заповеди сукко над всеми иными и даже мицвой «четырех растений».
Все заповеди являются как бы частными, они относятся к какой-то части тела человека. Эту мицву он исполняет этим органом, иную – другим, но ни одна мицва не охватывает всего человека целиком. Заповедь же пребывания в сукко относится ко всему телу человека и ко всему, что он делает, даже к его личным делам – тем самым делам, которыми он занимался и неделю назад. Но сегодня, выполняя их во время пребывания в сукко, он превращает их в исполнение мицвъг.
Известное изречение наших Мудрецов гласит: «Бездомный– не есть человек», т. е. у него нет целостности Человека, ибо Человек должен иметь свое жилье. Это изречение относится не только к тому времени, когда человек пребывает в своем жилище, а подразумевает его полноценность при наличии собственного дома, даже когда он находится на улице.
Когда наступает праздник Суккос, квартирой человека на протяжении семи дней становится сукко. Отсюда следует, что даже не находясь в сукко, но установив его местом своего проживания, человек каждым своим поступком связан с заповедью сукко.
В канун Суккос, которым начинается вторая половина месяца Тишрей, также нужно особо остановиться на значении наступающих дней и связи их с первой половиной месяца.
Начало Тишрей было проникнуто атмосферой покаяния, когда евреи стремились поднять себя все выше и выше к более духовному, к Б-жественному.
Вторая часть месяца Тишрей имеет другое назначение– привнести Б-жсственное в мир, проникнуться всем, что Им заповедано, до такой степени, чтобы это вызывало радость, пение, желание танцевать, и в этом –
центральный смысл Суккос, «времени нашей радости».
Месяц Тишрей является «общим» на весь год, и все его заповеди служат поучением для каждого еврея на протяжении всего года. Смысл заповеди сукко в том, чтобы «на всех путях твоих ты познавал Его», т. е. чтобы любые дела еврея были связаны с Вс-вышним. Нужно служить Ему не только во время изучения Торы и молитвы, но даже и обыденные дела необходимо связывать с Ним.
Силы для этого мы черпаем из заповеди сукко.
Даже когда человек спит в сукко, он исполняет заповедь Вс-вышнего, и даже уходя за пределы сукко, он связан с этой мии,вой. Именно она дает ему силы весь год и во всех делах быть подвластным Б-гу...
Один из самых важных законов Суккос – мицва «четырех растений». Тора предписывает нам взять лулав–длинный нераспустившийся побег финиковой пальмы, эсрог – превосходный цитрусовый плод, похожий на лимон, хадассим –веточки пахучей мирты и аравот –ветви скромной ивы. Мы привязываем хадассим и аравот к лулав и, поддерживая их рядом с эсрогом, произносим брохо над всеми четырьмя растениями.
Мидраш объясняет значение этой мицвы следующим образом.
Эсрог. Как эсрог сочетает приятный вкус и чудесный аромат, так и среди народа Израиля есть люди, глубоко изучившие Тору и выполняющие все Мицвойс. (Вкус здесь символизирует наслаждение и удовольствие от изучения Торы.)
Лулав. Как финики имеют приятный вкус, но лишены запаха, так и в народе Израиля можно найти тех, кто изучает Тору, не совершая при этом добрых дел, в то время как изучение Торы должно вести к соблюдению Мицвойс.
Хадассим. Как мирт обладает чудесным ароматом, но не вкусом, так и среди народа Израиля есть такие, кто ведет добропорядочную жизнь, но не учит Тору.
Аравот. Как ива лишена вкуса и запаха, так и среди народа Израиля можно отыскать тех, кто не учит Тору и не совершает добрых дел.
Вс-вышний говорит: «Свяжи их всех в один пучок, и дополнят они один другого».
Таким образом, внутренний смысл этой мицвы, объединяющей растения от зсрога с его замечательным запахом и вкусом до правота без вкуса и запаха,–в объединении всех евреев, которые должны стать «единой группой, чтобы свершать Твою волю от чистого сердца».