«Соблюдай день субботний, чтобы освятить его, как заповедал тебе Б-г твой».
(Деварим 5,12)
ЧТО ТАКОЕ СУББОТА?
Что такое Суббота, является ли этот день, именуемый евреями днем отдыха, обычным днем, наступающим после каждых шести дней недели? Что это за «мрачный» день, в который нельзя ездить к морю, слушать радио или смотреть телевизор?
Как бы отвечая на эти вопросы известный израильский журналист Элиэзер Ливне в статье «О дне субботнем в нашу эпоху» писал, что даже те евреи, которые придерживаются традиций, стали воспринимать субботу лишь как день отдыха. По их мнению, она должна компенсировать затраченные силы минувшей недели. Современные еврейские «просветители» со свойственной им ограниченностью также считают субботний отдых одним из социальных достижений общества. Для них день субботний равнозначен воскресенью или другому дню недели.
Современное общество технологического прогресса, общество изобилия и социальных завоеваний страдает в настоящее время не от недостатка свободного времени, а наоборот – от его избытка. Помимо субботы для отдыха и досуга ежедневно используются часы после работы; человеку гарантированы так называемый творческий отпуск, дома отдыха и санатории. Суббота у нас или воскресенье в христианском обществе больше не является днем отдыха. В этот день человек испытывает особое физическое напряжение и еще интенсивнее разбазаривает свои силы. Именно в воскресенье у нас в Израиле, а в западных странах в понедельник, наибольший процент работающих не выходит на работу.
Таким образом, суббота больше не является «аккумулятором энергии». Теперь в субботу мы развлекаемся, чтобы израсходовать избыток энергии, накопленной в течение недели.
Некоторые предпочитают пассивное развлечение – кино, концертные залы, зрелища на стадионах, а некоторые развлекаются активно, используя свой автомобиль, а затем жалуются на скученность на пляжах и на забитые до предела автостоянки. Неясно, к какому виду следует причислить рулетку и пьянство, но в любом случае они дополняют возможность «отдыха» в субботний день.
Неоднократно приходится выслушивать недовольные высказывания о существующем социальном неравенстве, при котором не все в одинаковой мере могут получать максимум удовольствий в субботу и праздники.
Нам следует осознать, что проблемы технологического века невозможно решить так, как они решались в прошлом. Уже сегодня в Израиле много семей, которые не пользуются своим автомобилем в субботу и праздники. Для них дом и семья – единственно возможная идиллия.
Многие протестуют против распоряжений, ограничивающих движение транспорта в субботу, массовые развлечения и представления. Они полагают, что если в Субботу будут функционировать кино, кафе и ночные бары, если на шоссе прибавятся выхлопные газы автобусов, лязг и грохот поездов, шум взлетающих рейсовых самолетов, мы решим «субботнюю» проблему. Согласно их мнению, закон об отдыхе в день субботний действует в нашей стране лишь по требованию и по вине религиозной части общества. Они не понимают, что технологический век уродует душу человека, стремительный ритм жизни нарушает эмоциональный характер взаимоотношений между людьми.
Большие возможности и большой выбор нарушают душевный покой человека. Заставляют его бессмысленно разбазаривать деньги и душевные силы. Так нарушается внутренняя связь в душе человека: он уже не способен ни осмыслить своих желаний, ни контролировать их. Современная индустрия развлечений нагромождает раздражители, и от их обилия в человеке растет чувство неудовлетворенности своим материальным благосостоянием. Но главное – развлечения только создают иллюзию восстановленных сил. Душевное равновесие человека не может быть достигнуто индустрией развлечений.
Традиционная суббота, ее психологическое и духовное содержание для нас сегодня важнее, чем для предыдущих поколений. Для кого, если не для нас, было сказано: «Свет лица человека в субботу иной, чем в будни», «Твой шаг в день субботний должен быть иным, чем в будни», «Говорить в субботу ты должен иначе, чем всю неделю».
Маймонид подчеркивает: «Фундамент обновления мира заложен в субботе». «Суббота есть завершение процесса творения, – подчеркивает МААРАЛ из Праги, – поэтому она имеет отличный от будней ритм. Этот ритм необходим для того, чтобы не нарушалась целостность и гармония жизни».
Вот почему так непохожа суббота на христианское воскресенье, и тем более на светское воскресенье стран Запада. Согласно еврейской традиции, назначение субботы никогда не ограничивалось отдыхом. Отдых от повседневного труда был лишь фоном. «День субботний соблюдай не только как отдых от работы, но и освящай его изучением Торы, проникновением в ее тайны... Не следует думать, что отдых от работы и есть все, что требуется от человека» (Гаон Моше АЛШИХ). Светские просветители заблуждаются, утверждая, что для традиционной субботы характерны обильное застолье и сон, сон, сон. Как сказано: «Тот, кто наполняет чрево свое и затем, сморенный обильной пищей, погружается в сон, не веселит субботу, ибо суббота – священна».
В подробной статье «Смысл субботних заповедей» раввин Азарья Гилцгаймер указывает, что против субботы и субботних заповедей выступают сегодня многие, даже из среды тех, кто приемлет в целом идею субботы как дня отдыха. Некоторые, например, утверждают, что запрет разжигать огонь имел смысл в далеком прошлом, когда для этого требовалось изрядное усилие, но сегодня подобный запрет утратил свою актуальность.
Некоторые считают желательным, чтобы этот день отдыха каждый проводил так, как ему нравится, ничем себя не стесняя, ибо только тогда человек получит истинное удовольствие от субботнего дня. Есть и такие, которые усматривают в этом дне выражение лени и безынициативности, из-за которых еврей теряет впустую седьмую часть своей жизни. Другие называют субботу мрачным и презренным днем, в котором все, что составляет, по их мнению, благо жизни, запрещено: слушать радио, смотреть телевизор, ездить купаться к морю и т. д.
Всех этих людей объединяет абсолютное незнание духовной сущности субботы. Они думают, что изначальной целью субботы является физический отдых, и тогда, безусловно, в их критике есть доля истины. Однако подобное представление вытекает из явного невежества в вопросах еврейского мировоззрения и того места, которое занимает в нем суббота. Верно, что заповедь о соблюдении субботы содержит также и идею физического отдыха. Тора в нескольких местах подчеркивает этот момент:
«Соблюдай день субботний... дабы отдыхал слуга твой и прислуга твоя наравне с тобой» («Деварим» 5, 12-14).
Однако физический отдых является здесь только частью общей идеи.
Из еврейской истории мы знаем множество примеров поразительного самопожертвования во имя субботы. Неужели те праведные мученики, которые непоколебимо шли за нее на костер, видели в соблюдении субботнего дня лишь элемент приятного отдыха? Только глубокое сознание того, что в субботе заложена основа их веры и духовной жизни, давало им силы пренебречь своим физическим существованием.
«Суббота равноценна совокупности всех остальных заповедей», – говорится в древних еврейских книгах. «И сказал Б-г Моисею: дорогой подарок есть в моей сокровищнице. Имя ему Суббота. Я передаю его евреям. Моисей, иди и извести их об этом» (Талмуд, трактат «Шаббат» 10). Так что еврейская традиция учит нас усматривать в субботе не просто приятный день отдыха. Этот «подарок», безусловно, имеет гораздо более глубокое содержание.
СУББОТА – КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ ЕВРЕЙСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
Две важнейшие идеи еврейства заложены в заповеди о субботе.
1. Одним из важнейших принципов еврейской религии является утверждение о сотворении Б-гом мира за шесть дней. Однако по самой сути еврейского мировоззрения наша вера только тогда не бесплодна, когда она выражается в каком-либо действенном проявлении. И в данном случае мы добиваемся этого, соблюдая субботу. Шесть дней недели мы трудимся, зарабатывая на хлеб насущный, а с приходом седьмого дня отрываемся от повседневных забот. И не потому, что мы завершили нашу работу (ведь мы вернемся к ней в ближайшее же воскресенье), а для того, чтобы, остановившись в разгар создания, подчеркнуть и выразить свою веру в Творца, завершившего в шесть дней создание Вселенной.
2. Выход еврейского народа из Египта был не только актом, положившим конец нашему рабству. Этот исход внес важнейшие перемены в самую духовную сущность нашего народа. Именно после исхода мы стали народом, принявшим Тору и давшим всему миру основные законы этики и морали.
Для того чтобы мы могли прочувствовать эти перемены, и был установлен субботний день, подчеркивающий факт нашей свободы и нерасторжимой связи с Творцом.
В этом заключается сущность субботы: она напоминает нам о Творце Вселенной и о нашем вечном долге перед Ним. Обе эти идеи заложены в субботнем «Кидуше»: «Благословен Ты, Б-г наш, Царь Вселенной, Который освятил нас Своими заповедями, соблаговолил к нам и с любовью и доброжеланием завещал нам священную субботу как память о бытии первозданном. Ибо сей день есть начало всех священных праздников, память об исходе из Египта Да, Ты избрал нас, освятил больше всех народов и с любовью и благоволением завещал нам священную субботу Свою. Благословен Ты, Б-же, освятивший субботу».
ВНУТРЕННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ СУББОТНИХ ЗАПРЕТОВ
Теперь, когда нам ясно, что суббота является не только днем физического отдыха, но и выражает один из существеннейших аспектов еврейской веры и мировоззрения, мы можем легко уяснить себе смысл субботнего запрета работ. Когда Тора указала нам: «Шесть дней работай, а в седьмой день не делай никаких дел», то подразумевался здесь не любой вид действий. Только работы, в которых содержатся некие элементы деяний, способных в конечном счете к творческому преобразованию природы, в субботу, по еврейскому Учению, недопустимы.
Какие же это работы?
Ответ на этот вопрос дают наши мудрецы, основываясь на связи субботних запретов, изложенных в Торе, с рассказом о Скинии Завета, при построении которой и осуществлении ее назначения были использованы все созидательные возможности разума и рук человеческих. В субботу нельзя сеять, пахать, зажигать огонь, писать что бы то ни было.
Если бы смысл субботы состоял только в физическом отдыхе, то критерием субботних запретов служила бы трудоемкость работы, а не коэффициент воплощенной в ней творческой энергии. Но так как суббота есть свидетельство завершения творческого акта Б-га, вызвавшего в шесть дней к жизни мир из небытия и созерцавшего в седьмой день свое творение, то и сущность субботних запретов соответствует сущности этих деяний Творца. И субботний закон, например, не запрещает переносить тяжелейшую ношу из одного конца комнаты в другой или целый день, до полного изнеможения, разгуливать по городским улицам. Но зажигание огня, которое является сегодня одним из самых легких дел, субботний закон по-прежнему запрещает, ибо в подобных действиях еврейская философия усматривает акт созидания.
БЛАГО СУББОТЫ
Евреи, соблюдающие субботу по всем ритуалам, выделяя ее из размеренного течения обычных будничных дней, обретают при этом удивительное душевное умиротворение. Об этом хорошо сказал наш великий поэт и философ Иегуда Гапеви в своей знаменитой книге «Кузари»: «В этот день вашу душу осеняют такие покой и благодать, каких не ведают даже цари. Ведь и они, обремененные властью, часто вынуждены прерывать свой отдых во имя государственных дел. И нет у них того блаженного и полного покоя, которого достигает в субботу каждый верующий еврей».
Пожалуй, не было в истории поколения, которое так нуждалось бы в душевном отдохновении, как наше. Технический прогресс и все увеличивающиеся средства связи и коммуникаций неблагоприятно отражаются на человеческой психике. Колоссальный наплыв информации, самой разнообразной и зачастую совершенно пустой и ненужной, поступающей к современному человеку, приводит его в постоянное нервное напряжение. Тратя все больше времени и энергии на то, чтобы разобраться в окружающем и как-то сориентироваться в этом безбрежном потоке, современный человек почти не имеет возможности остаться наедине со своими мыслями и подумать о смысле своего бренного земного бытия и попытаться возвысить свой внутренний мир.
Наряду с небывалым техническим прогрессом и в несомненной связи с ним в наше время становится все меньше и меньше людей, способных высказать самостоятельную творческую мысль, которая не была бы лишь повторением услышанного по радио, увиденного на экране телевизора или прочитанного в газете.
В противовес всему этому еврейская суббота, позволяющая выключиться на день из современного ритма жизни и погрузиться в мир чистой духовности и благодати, содействует сохранению внутренней свободы человеческой личности и независимого мировоззрения.
Но даже человек, полностью воздерживающийся от недопустимых в субботу работ, еще не достигнет в одном этом всех благ, которые она способна даровать. Для этого необходимо целиком и полностью проникнуться ее глубоким духовным смыслом. И тогда субботняя молитва и своеобразные субботние заповеди: зажигание свечей, кидуш и т. д. дают человеку небывалую духовную окрыленность, вводят его в новый, невиданный и прекрасный мир.
СУББОТА И ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД
Важную роль сыграла суббота и в сохранении самобытности еврейского народа. В течение тысячелетий галута наш народ пережил такие потрясения и катастрофы, которые давно должны были разрушить его дух, если бы не Тора и ее заповедь субботы. В жизни еврея еженедельный праздник священного покоя сглаживал боль и горечь галута. Это уже не был безнадежный непрерывный галут, корежащий и кромсающий до основания, а цепь коротких шестидневных галутов, прерываемых субботними раскрепощения ми души.
Также и на Святой Земле оберегает суббота еврейский народ. Человек, трудясь в поте лица своего для ежедневного пропитания, часто забывает о духовных целях человеческого существования. Он насыщает свое тело, но душа его остается пустой. В этом случае не только этот отдельный еврей, но и весь еврейский народ теряет ценнейшие части самого фундамента своего существования. Эту потерю нередко компенсирует суббота. Вот что говорится в старой еврейской притче:
«Сказала Тора:
– Владыка Вселенной, когда евреи овладеют Землей Обетованной, они пойдут сеять и обрабатывать поля. Что же будет тогда со мной?
– Есть у Меня для тебя утешенье и дар, – ответил ей Б-г. – Это Суббота. В этот день евреи не работают, они будут приходить в синагоги и изучать тебя» (из Мидраша).
Велико влияние субботы не только на народ в целом, но и на отдельные семьи. В том, что в субботу вся семья собирается в доме и проводит весь день вместе, заклю чена ее важная роль. И когда мать зажигает субботние свечи, а отец произносит кидуш, когда за праздничным столом поют песни, обмениваются мнениями, дети рассказывают о своих успехах в школе – все это создает особую семейную гармонию, в отличие от всех других дней недели, когда каждый занят своими интересами или все молча сидят у телевизора, когда отсутствует душевный контакт между родителями и детьми – суббота объединяет семью и освящает ее устои. В заключение своей статьи раввин А. Гилцгаймер пишет: «Сохраняя свободу закрепощенного галутом еврея, развивая его душу, его этику и мораль, укрепляя основу его семейной жизни, суббота сыграла решающую роль в развитии и сохранении еврейского народа».
«Народ, святящий седьмой день, – весь он насыщен и услажден благодатью Твоею; к седьмому дню ты благоволил; Ты освятил его, назвал красою, памятью о миротворении» (из субботней молитвы).
ЗАПРЕЩЕННЫЕ В СУББОТУ ДЕЙСТВИЯ
Мы уже подчеркивали, что предположение, будто в субботу запрещены только те действия, которые тяжелы или сложны для выполнения, полностью ошибочно.
В субботу запрещены все действия, сутью которых является создание нового. Точные правила относительно этого были даны Моше-рабейну на горе Синай, они положены в основу законов субботы во всех их деталях.
В Торе указание о соблюдении субботы и повеление о постройке святилища (Скинии Завета) дважды следуют один за другим. Наши мудрецы констатируют, что в субботу нельзя строить святилище и нельзя, таким образом, совершать все действия, нужные для его создания.
При строительстве Скинии Завета в Синайской пустыне насчитывались тридцать девять видов работ, и к ним сводятся основные запрещенные в субботу действия – «млахот». Эти тридцать девять видов работ называются «Авот млахот» – «базисные запретные действия».
В каждое из этих базисных запретных действий входят многие дополнительные похожие действия, называемые «Толадот» – «вытекающие запретные действия».
Приводим (по книге раввина 3. Гринвальда «Суббота. Праздники. Будни», изданной на русском языке под общей редакцией Рафаэля Энтина, Бней-Брак, 1987 г.) принятую в галахической литературе классификацию тридцати девяти базисных работ (млахот).
Запретные действия (базисные)
Принято подразделять эти млахот на следующие группы:
а) млахот 1–11, связанные с приготовлением продуктов питания
1. пахать
2. сеять
3. жать
4. собирать в снопы
5. молотить
6. веять
7. выбирать
8. просеивать
9. молоть
10. месить
11.печь
б) млахот 12–24, связанные с изготовлением одежды
12. стричь (шерсть)
13. отбеливать (ткань), стирать (ткань)
14. прочесывать (шерсть, хлопок и т. п.), отбивать (сухожилия, превращая их в нити, или шерсть, превращая ее в подстилки)
15.красить
16. прясть
17. расправлять и раскладывать нити параллельно, подготавливая их к станку
18. устанавливать продольные параллельные нити для основы ткани в станке
19. ткать
20. распускать ткань
21. завязывать узел
22. развязывать узел
23. шить
24. рвать
в) млахот 25–33, связанные с писанием или изготовлением материалов, служащих для письма.
25. ловить (например, животных)
26.убивать
27. снимать с животных шкуру
28. дубить ее
29. разглаживать ее (в том числе, удалять с нее шерсть)
30. размечать кожу
31. разрезать (на куски определенной величины)
32.писать
33. стирать
г) млахот 34–35, связанные с построением жилья
34. строить
35. разрушать
д) млахот 36–37, связанные с огнем
36. зажигать огонь
37. тушить
е) 38 – завершать изготовление чего-либо
ж) 39 – переносить что-либо с одной территории на другую.
«АВОТ МЛАХОТ» И НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ИХ «ТОЛААОГ
1. Пахать – подготавливать почву к посеву или посадке, а также удалять то, что мешает росту насаждений.
Запретные действия (толадот), вытекающие из этого запрета:
– копать землю, делать в ней рытвины (в том числе, путем передвижения тяжелых предметов, что оставляет на земле вдавленный след); очищать местность от камней, щепок, травы; удобрять почву; отводить воду; выравнивать почву (заполнять рытвины землей или срывать кочки), разбрасывать землю, подметать в саду; запрещаются также игры, при которых может изменяться поверхность почвы. Эти, а также перечисленные далее запреты (сеять, жать и т. д.) касаются также и цветочных горшков. Подготовка почвы к строительству относится к млахе «строить» .
2. Сеять – сеять семена или сажать саженцы, также совершать любое действие, способствующее росту насаждений.
Сюда включаются следующие запрещенные действия (толадот):
– бросать семена или косточки плодов на землю, где они могут прорасти; делать прививку и отвод; обрезать ветви деревьев (что может способствовать их росту), обрезать их стволы (чтобы возобновить их рост в улучшенном виде); поливать растения, ставить цветы в воду, добавлять или менять воду в цветах; пропалывать, разрезать слишком густое насаждение; обмазывать деревья дегтем; покрывать теплицы.
3. Жать – удалять что-либо с места произрастания. Включает следующие запретные действия:
– жать колосья, собирать фрукты с деревьев, ломать ветки или пилить их; переносить с места на место цветочные горшки, у которых есть отверстие внизу и которые стоят на земле. Мудрецы запретили вынимать мед из сот, так как это похоже на срывание вещи с места ее произрастания, а также действия, которые могут привести к тому, что оторвется растение или ветвь, например: лазить на деревья или использовать их для чего-либо, ездить верхом на животных и ехать в повозке, запряженной животными (из опасения, что при этом можно, ошибившись, срезать ветку, чтобы погонять животное).
4. Собирать в снопы – собирать разбросанные растения или плоды с места их роста или соединять разрозненные плоды.
Сюда включены следующие запретные действия: собирать опавшие плоды, сено или другой корм для животных, составлять букеты, нанизывать плоды на нитку или прессовать их вместе (например, инжир).
5. Молотить – выделять нужное, нарушая естественное единство. Включает:
– молотить зерновые, чистить бобы (если стручки непригодные для употребления в пищу); выжимать соки плодов и овощей; доить (каким образом разрешается доить в субботу, надо выяснить у сведущего в законах человека).
6. Веять – отделять друг от друга различные сорта или съедобную часть растений от несъедобной путем провеивания их на ветру или дуновением рта.
7. Выбирать – разделять по сортам или отделять несъедобное от съедобного. Включает:
– сортировку различных предметов; просеивание муки, процеживание напитков. Нельзя помещать в воду фрукты или овощи с тем, чтобы грязь всплыла или выпала в осадок; нельзя отбирать несъедобные части еды от съедобных.
8. Просеивать – разделять по сортам либо отделять несъедобное от съедобного, просеивая через сито (путем подбрасывания в нем и т. п.)
9. Молоть – размельчать, рубить или крошить на мелкие части.
Включает следующие толадот:
– молоть зерно, кофе и другие продукты; мелко нарезать фрукты или овощи; стругать или очищать наждаком железо или дерево с тем, чтобы использовать опилки или стружки и т.п.
10. Месить – смешивать жидкость и твердые продукты в одну массу (например, воду с мукой, известью и т. п.).
Это включает также запрет лить воду на муку, даже не размешивая.
Приготовление кофе, растворимого детского питания и т. п. не включается в этот запрет.
11. Печь или варить – изменять пищевые продукты (а также и другие предметы) посредством нагрева. Включает следующие толадот:
– жарить, тушить; плавить различные материалы (воск, металл); сушить дрова в печке и т. п.
12. Стричь – отрезать что-либо с места его роста на теле человека или животных.
Включает: вырывать шерсть, ощипывать перья; стричь или вырывать волосы, остригать ногти, удалять заусеницы; а также удалять волосы и бородавки химическими растворами или электрическими средствами. Нельзя причесываться в субботу обычной расческой.
13. Отбеливать, стирать – чистка одежды, ткани и т. п.
Включает в себя следующие запрещенные в субботу действия: замачивать одежду или ткани; тереть их (с целью чистки); стряхивать с них воду или выжимать их; гладить; выводить пятна; стряхивать пыль с новой одежды черного цвета (лучше остерегаться этого относительно одежды и другого цвета, если за ее чистотой особенно следят); чистить одежду или шляпу щеткой и т. п. Нельзя складывать та лит или одежду по предыдущим ее складкам ( в этом законе есть много различных условий и деталей); развешивать мокрое белье.
14. Прочесывать (шерсть) – разделять на нити. Включает запрет трепать лен (для производства нитей) и т. п.
15. Красить – изменять или закреплять существующий цвет предмета или жидкости.
Включает запреты:
– наносить краску на поверхность предметов; красть ткани в растворе; разбавлять краску в воде или в других жидкостях; смешивать растворы, цвет которых от этого изменяется (в результате химической реакции); проявлять фотопленку; накладывать косметику.
16. Прясть – изготовлять нити путем их вытягивания из сырья, натяжения, сплетения, скручивания и т. д. Включает, например, сплетение распустившихся нитей.
17. Расправлять и раскладывать нити параллельно, подготавливая их к станку.
18. Устанавливать продольные параллельные нити для основы ткани в станке.
19. Ткать – переплетение поперечных и продольных нитей.
Эти три млахот (17–19) включают толадот: изготовлять ткани, вязать из шерсти, переплетать проволоку, гибкие ветки, солому, стебли и т. п.
20. Распускать ткань – распускать на нити ткань или что-либо плетеное.
Включает:
– вытягивать нитку из одежды, материала, бинта, бахромы; распускать крученую нить.
21. Завязывать узел – имеется в виду узел, который может продержаться длительное время.
22. Развязывать узел – имеется в виду узел, который мог бы продержаться длительное время.
23. Шить
Толадот: шить нитью; склеивать бумагу, кожу и любой другой материал; затягивать ослабившуюся на одежде нитку; сшивать бумаги.
24. Рвать – Тора запретила это действие, только если оно осуществляется с целью исправить или починить вещь, а не испортить ее.
25. Ловить – ловить или ограничивать свободу передвижения живых существ таким образом, чтобы они оказались под контролем человека.
Включает: загонять животных в закрытое место, где их легко можно поймать; закрывать окна перед залетевшими птицами; расставлять в субботу западни и ловушки. Мудрецы запретили также ловить насекомых.
26. Убивать.
Включает: извлекать рыб из воды; выпускать кровь; наносить рану (даже если кровь остается под кожей); нельзя выдавливать кровь из раны; уничтожать насекомых.
27. Снимать с животных шкуру.
28. Дубить шкуру – обрабатывать кожу или другие материалы соответствующим образом. Включает:
– смазывать кожу (а также кожаную обувь) жиром; помещать материалы в химические растворы с целью обработки; ХАЗАЛ запретили консервировать продукты, солить рыбу и т. п.
29. Разглаживать (кожу), в том числе удалять с нее шерсть. Включает:
– использовать какие бы то ни было мази для разглаживания кожи или удаления с нее шерсти и других нежелательных слоев; пользоваться кусковым мылом (подробно см. ниже); чистить обувь с силой о железную решетку; обрабатывать что-либо наждачной бумагой; вырывать корни перьев из кожи птицы, делая кожу гладкой; мазать что-либо воском или дегтем, накладывать мазь.
30. Размечать кожу – делать на различных материалах штрихи (для их разреза) или другие пометки острым предметом, даже ногтем, краской или чернилами.
31. Разрезать на куски определенной величины –
разрезать, разрывать, вырывать, отламывать, раскраивать и т. п. различные материалы по определенному размеру. Включает:
– точить карандаши; отламывать щепку для чистки зубов и т. п.
32. Писать – имеется в виду написание букв, цифр, линий и фигур, являющихся общепонятными знаками. Толадот:
– резьба букв или общепонятных форм, их вышивание, вырезание, отлив, оттиск, печатание и т. п.
Запрещено мудрецами писать на песке, на запотевших окнах, жидкостью на столе и т. п., несмотря на то, что эта форма письма быстро стирается. ХАЗАЛ запретили делать в субботу то, что может привести к записи; говорить или читать о бизнесе, заключать сделки, измерять, взвешивать, зачитывать списки приглашенных; играть в игры, при которых в будние дни ведут запись; судить и т. п.
33. Стирать – стирать или удалять любым образом буквы или изображения: стирать резинкой или химическими средствами, соскабливать, разрывать.
34. Строить Включает:
– рыть землю под фундамент, отливать бетон, возводить стены, вставлять окна, двери или возвращать их на место, если оторвались; разравнивать или изменять поверхность почвы и подметать немощеную землю на участке, предназначенном для строительства; забивать гвоздь в стену; сверлить отверстие в стене или в полу; возвращать на место упавшую ручку двери или окна. ХАЗАЛ запретили сооружать палатки; расстилать покрытия над чем-либо; ставить перегородки.
35. Разрушать. Запрещаются действия, обратные упомянутым в млахе «строить»; разрушать постройку; вынимать гвоздь из стены и т. д.
36. Зажигать огонь – посредством спички, зажигалки, увеличительного стекла, электричества, химическими средствами; усиливать или поддерживать горение. Включает:
– зажигать от уже горящего огня; включать электричество; разгребать или раздувать угли; курить; добавлять горючие материалы в огонь.
37. Тушить – тушить огонь или уменьшать силу или продолжительность горения. Запрещено тушить огонь каким бы то ни было образом: водой, пеной, песком, задувать, затаптывать или покрывать его (прекращая доступ воздуха); открывать дверь напротив огня; удалять из огня горючий материал и т. д.
38. Завершать изготовление чего-либо – действия, характерные для завершения создания чего-либо (подобно тому, как кузнец наносит последние удары по наковальне, придавая совершенную форму уже изготовленной вещи, например, делая ее гладкой). Включает толадот:
– наводить глянец на посуду, затачивать ножи, вынимать черновой шов, приделывать рукоятки к инструменту.
39. Переносить что-либо с одной территории на другую – переносить, бросать, протягивать, подталкивать и т. д. предмет с огороженной территории на многолюдные (по условиям, определяемым законом) дороги или наоборот, а также передвигать предмет на многолюдной дороге на расстояние в два метра.
Это касается любых предметов, кроме одежды, в которую человек одет.
СУББОТНИЙ ГОД
На израильской земле отмечается не только Субботний день, но и Субботний год – шмита. Он наступает раз в семь лет. Его наступление можно определить путем деления на семь календарного года по нашему исчислению (от сотворения мира). Например, при делении 5752 на семь, остаток составит 5, т. е. нынешний год является пятым годом шмиты.
Субботний год начинается первым днем месяца тишрей и заканчивается 29 элула.
В субботний год запрещены все виды работ на полях, в садах и огородах: очистка пахотной земли от камней, мешающих обработке земли; вспашка и раскопка; внесение удобрений в почву; посев и посадка деревьев; поливка; обрезка ветвей для пользы дерева, прополка и ряд других земледельческих работ. Запрещено собирать урожай злаков и фруктов обычным образом.
Урожай предыдущего года, снятый в субботний год необычным методом, можно употреблять в пищу, при этом следует иметь в виду, что:
а) выросший в субботний год урожай прошлогоднего посева является эфкер (бесхозным), им может пользоваться каждый еврей безвозмездно; нельзя поэтому запретить еврею вход на свое поле, в свой сад или виноградник.
б) завозить урожай к себе в дом можно только в пределах потребности семьи, – нельзя делать никаких запасов.
в) торговать урожаем в субботний год нельзя; нельзя также использовать продукты урожая не по их прямому назначению (для лекарства, в технических целях и т. д.).