Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ханука

ХАНУКА

Благодарим мы Тебя… И за знамений, и за избавление, и за могущество (Твое), и за спасение, и за чудеса, которые Ты явил отцам нашим в те времена, в эти же дни (года)…

(Из ханукальной молитвы)

Ханука празднуется в честь победы евреев в восстании против греко-сирийцев, пытавшихся оторвать их от иудаизма и насильно эллинизировать, и в честь чуда с кувшинчиком масла. Евреям было запрещено совершать обрезание, соблюдать субботу и другие предписания еврейской религии. Священники Хашмонаим – Матитьягу и пять его сыновей – возглавили борьбу против армии Антиоха Эпифана. 25 Кислева 3622 года по еврейскому исчислению (в 138 г. до н. э.) повстанцы одержали победу и, освободив Иерусалим, принялись очищать Храм, оскверненный язычниками. По преданию, в Храме был обнаружен только один запечатанный сосуд с елеем для зажигания Меноры, который греки не осквернили. Этого масла могло хватить лишь на одну ночь, а для приготовления нового елея требовалось восемь дней. Но случилось чудо, и масло горело восемь ночей, пока не были приготовлены новые запасы елея. В ознаменование этого чуда и были введены ханукальные свечи: в первую ночь зажигается одна свечка, во вторую – две, и так далее, вплоть до восьмого вечера, когда зажигают 8 свечей. Поскольку ханукальными свечами нельзя пользоваться, то зажигается дополнительная свечка шамаш, при помощи которой зажигаются все остальные свечи и светом которой можно пользоваться, например, для чтения. В канун субботы ханукальные свечи следует зажигать до субботних.

Остановимся более подробно на событиях тех дней.

При Антиохе Четвертом Эпифане, которому за его жестокость и беспощадность собственный его народ дал прозвище Эпифан (умалишенный), греко-сирийские власти стали вмешиваться во внутреннюю жизнь еврейского народа Иудеи, стремясь его эллинизировать.

Ассимилированная часть иудеев, пропитанная духом эллинизма, одержимая пристрастием к чужому языку, философии, традициям, слабо реагировала на искоренение иудаизма и глумление над его святынями. Но народ подвергался невыносимым испытаниям, набожные евреи бежали в пустыню со своими семьями и при малейшей опасности скрывались в пещерах.

Чтобы спасти Иудею, надо было бороться. Знамя борьбы было поднято семьей Хасмонеев, известной также под именем Маккавеев. Из древних источников мы узнаем, что в селе Модиин жила знатная семья священников Хашмонаи. Предполагается, что имя «Хашмонаи» указывает на то, что эта семья была родом из поселения Хашмон в Негеве, куда она прибыла при исходе из Вавилона. Оттуда она переехала в Иерусалим, а со временем, во главе с Матитьягу, переселилась в Модиин. В 140 году до н. э. в Модиин прибыли чиновники царя. Они соорудили на площади жертвенник, чтобы вознести на нем свинью в качестве жертвы Зевсу.

Царские чиновники знали, что главную роль в Модиине играла священническая семья Матитьягу. И вот чиновники обратились к нему с предложением, чтобы он вознес эту жертву и тем самым подал пример присутствующим. Но Матитьягу ответил: «Все народы, обитающие в империи царя, могут повиноваться ему и оставить веру своих отцов из желания исполнить его приказания. Но я, мои сыновья и мои братья останемся верны союзу наших предков. Сохрани нас Б-г, чтобы мы оставили закон и обеты. Мы не будем повиноваться приказам царя, и мы не уклонимся от нашей веры ни вправо, ни влево».

И когда после этого один из евреев, изменивших иудаизму, вызвался все же принести в жертву Зевсу свинью, Матитьягу тут же убил его. Благочестивый священник Матитьягу не только не нарушил заповеди своего народа, но он и пять его сыновей и многие присутствующие при этом иудеи напали на греческих солдат, убили их и разрушили жертвенник. Этим было положено начало восстанию «за право и справедливость». Хашмонаим и многие евреи вместе с ними ушли в Иудейскую пустыню и прятались в пещерах. Они были уверены, что эллины пришлют карательные отряды, чтобы отомстить за совершенное в Модиине.

Старик Матитьягу провозгласил: «Кто за Б-га, пусть следует за мной». И к нему стали стекаться со всех концов Иудеи патриоты, готовые начать открытую борьбу против греко-сирийского владычества. Матитьягу назначил третьего своего сына, Иегуду Маккаби, вождем и полководцем. Сам же Матитьягу скончался в 139 году до н.э.

Его сын Иегуда полностью оправдал доверие отца. Вначале он организовал партизанские отряды. Продолжая прятаться в пещерах, бойцы Маккаби нападали на небольшие греческие отряды, убивали солдат и отнимали у них оружие. Но вскоре Иегуда Маккаби создал организованную армию, которая после одержанных в открытом бою крупных побед вошла в 138 году до н. э. в Иерусалим. Эта победа позволила продлить существование еврейского государства более чем на 200лет: до 68 года.

Священникам было поручено очистить Храм, убрать все статуи, и 25 числа месяца кислев в Храме возобновить традиционное еврейское Б-гослужение.

Специальная ханукальная молитва рассказывает нам:

«…В дни Матитьягу, сына Йоханана Хашмоная, первосвященника, и его сыновей, когда выступило злодейское царство Яван (в переводе с иврита «Яван» – Греция, а также эллинистические государства и эллинизированные народы древности) против народа Твоего, сынов Израиля, чтобы заставить их забыть Твою Тору и нарушить законы, установленные волей Твоей; но Ты, по великой милости Своей, стоял за них, (сынов Израиля), когда они были в беде, заступался за них, был судьей в их споре (с врагами), мстил за них; отдал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников, и злоумышленников в руки тех, кто изучает Тору Твою, и прославил Ты имя Свое, великое и святое, в мире Твоем, и народу Своему, Израилю, даровал великое спасение и избавление в этот самый день. И тогда пришли сыновья Твои в святая святых Храма Твоего, и убрали (идолов) из Твоего дворца, и очистили Святилище Твое. И зажгли светильники во дворах Святилища Твоего. И установили эти восемь дней Хануки, чтобы возносить благодарность и хвалу Твоему великому имени».

Предание гласит: «Когда Хашмонаим вошли в Храм Иерусалимский, они не могли найти чистого, неоскверненного елея для светильника – меноры. Найден был маленький кувшинчик с чистым елеем, которого было бы достаточно лишь на один вечер горения в меноре. Все остальное масло было осквернено, и на то, чтобы приготовить новое святое масло для меноры в соответствии с предписанным правилом, требовалось восемь дней. Однако святая служба не была отсрочена. Священники зажгли светильник и вновь освятили Храм в двадцать пятый день кислева, в 3622 году от сотворения мира».

Еврейский народ был очевидцем великого чуда: небольшое количество масла продолжало гореть в меноре в течение восьми дней.

Тысячелетний тернистый путь нашего народа в Диаспоре освещается ханукальным светильником и пробуждает, и усиливает нашу веру в возрождение народа и его традиций на своей древней родине.

В Израиле в первый вечер Хануки зажигается факел над могилами Хашмонаим в Модиине, и от этого факела зажигаются другие факелы, которые гонцы разносят по многим селениям страны и даже по крупным центрам Диаспоры.

ХАНУКАЛЬНЫЕ СВЕЧИ[1]

Значение ханукальных свечей заключено в трех основных моментах, имеющих непосредственное и практическое отношение к критическим проблемам наших дней:

1. Ханукальные свечи, символизирующие свет Торы, зажигаются после наступления темноты. Это указывает, что не следует страшиться тьмы, ибо даже маленький огонек Торы рассеивает тьму.

2. Ханукальные свечи следует зажигать в таком месте дома, откуда бы свет их был виден также снаружи, ибо недостаточно озарить свой дом светом Торы: его следует распространять повсюду.

3. Число ханукальных свечей, зажигаемых каждую последующую ночь, возрастает, что учит нас прилагать постоянно увеличивающиеся усилия в изучении и распространении света Торы и ее заветов.

Наши мудрецы-талмудисты постановили, что завет зажигания ханукальных свечей должен исполняться женщинами не в меньшей мере, чем мужчинами, так как они также внесли свой вклад в чудесное ханукальное избавление. Еврейские женщины наделены особенно самоотверженным стремлением защищать святость и целомудренность еврейской семьи. Еврейской женщине следует знать об особой ответственности – вечной привилегии, которую наложило на нее Б-жественное Провидение, дав ей решающую историческую роль в сохранении еврейского образа жизни.



[1] Благословения, произносимые пред зажиганием ханукальных свечей, приведены в конце главы «Свечи» данной книги.