ЛАГ-БА-ОМЕР
Во время существования Храма во второй день праздника Песах приносили в Святилище омер (древняя мера объема, равная примерно 2.5 лит.) ячменя – дарственное приношение из нового урожая, называемое «омер тнуфа». И с этого дня начинали вести отсчет (сефират ха-омер) и так до праздника Шавуот.
Известно, что буквы нашего ивритского алфавита являются также и цифрами: «алеф» – 1, «бет» – 2, «гимел» – 3... «ламед» – 30... Слово «лаг» пишется «ламед» – «гимел» и имеет значение 33, т. е. Лаг-ба-Омер это тридцать третий день от начала отсчета «сефират ха-омер».
Существует два совершенно различных взгляда на этот праздник. В своде еврейских законов, Шулхан Арухе, приводится одно объяснение празднования Лаг-ба-Омер. Оно основывается на талмудическом рассказе о том, что между Песах и Шавуот умерло 24 000 учеников р. Акивы. По преданию в день Лаг-ба-Омер эпидемия прекратилась.
Кабал исты объясняют этот праздник иначе. 18-го Ияра (Лаг-ба-Омер) скончался великий ученый, автор кабалистической книги «Зогар», р. Шимон бар-Йохай.
Рабби Шимон бар-Йохай также был учеником р. Акивы. И с его помощью р. Акиве удалось восстановить изучение Торы после гибели столь многих ученых.
Перед своей кончиной р. Шимон передал ученикам самые сокровенные тайны кабалистического учения. При этом он был исполнен радости и завещал, чтобы во все поколения день его кончины отмечался как праздник. Отсюда веселие в Лаг-ба-Омер, достигающее апогея у могилы ученого в Мероне, вблизи Цфата.
В книге «Зогар» приводятся слова, с которыми обратился р. Шимон бар-Йохай к своим ученикам перед кончиной. Он закончил стихом из Псалмов: «И там заповедал Б-г благословение, жизнь вечную». Рабби Абба, присутствовавший при кончине учителя, рассказывал: «Не закончил великий светоч произносить слово «жизнь», как утихла речь его. А я все записывал и был готов писать еще, но ничего не услышал. И не поднимал я головы, ибо свет был великий, и не мог я смотреть».
Считается, что обычай жечь костры в Лаг-ба-Омер пошел в память о том великом свете, о котором упоминает р. Абба.
Рабби Шимон бар-Йохай был одним из самых выдающихся ученых первой половины 2 века. Он родился в Галилее. Мудрость талмудического учения он постигал у великого р. Акивы. Он был одним из пяти знаменитых учеников р. Акивы, о которых Талмуд говорит, что они восстановили изучение Торы в еврейском народе. Тринадцать лет учился р. Шимон в ешиве, руководимой р. Акивой в Бней-Браке. Рабби Акива высоко ценил р. Шимона бар-Йохая. Это видно из того, что лишь ему и еще одному из своих учеников, р. Меиру, он присвоил высокий титул Рабби.
Когда р. Акива был брошен римскими властями в тюрьму, р. Шимон дерзко проник в темницу, стремясь услышать от учителя слова Торы. Через некоторое время после казни р. Акивы (по некоторым данным – в 126 году) несколькими видными учеными был учрежден Синедрион в городке Явне. Среди этих ученых был и р. Шимон. В этот период на р. Шимона бар-Йохая донесли. Он вынужден был долгое время скрываться. Вот что рассказывает об этом Талмуд.
«Сидели как-то вместе р. Йегуда, р. Иоси и р. Шимон.
И с ними был Йегуда бен-Герим (происходивший от прозелитов). Рабби Йегуда начал говорить: хорошо делают римляне, они благоустроили площади, построили мосты, бани. Рабби Иоси смолчал, а р. Шимон отозвался: все, что построили они, не иначе как для себя: площади, чтобы посадить на них блудниц, бани – чтобы в них нежиться, а мосты – чтобы брать за проезд по ним налог. Пошел Йегуда бен-Герим и рассказал об этой беседе. Узнали об этом и власти. Вынесли решение: Йегуда, который превозносил (римлян) – будет повышен, Иоси, который молчал – будет выслан в Циппори, а Шимон, который поносил – будет убит. Пошел (р. Шимон) с сыном своим и спрятались в пещере».
Тринадцать лет провели р. Шимон бар-Йохай и его сын Элазар в пещере, пока не узнали, что император умер, и его приговоры потеряли силу. Чтобы их одежды не истлели, они надевали их только на время молитвы, а все остальное время сидели, зарывшись в песок, дабы прикрыть свою наготу, и занимались постижением тайн Б-жественного Учения. Тогда была создана книга «Зогар», открывающая многие тайны Моисеева Закона.
Рабби Шимон бар-Йохай отличался углубленным проникновением в суть Учения Торы. Подобным же образом вел он себя и при исполнении своих раввинских обязанностей. Так, в Мидраше рассказывается, что когда р. Шимон находился в Цидоне при основанной им там ешиве, к нему пришла бездетная супружеская пара. Супруги, десять лет тщетно ожидавшие детей, решили развестись. Рабби Шимон понял, что между супругами нет того разлада, который делает развод необходимым. Он предложил им перед оформлением бракоразводного акта устроить трапезу, подобную той, которая сопровождала их бракосочетание. В супругах возродились связывавшие их чувства, и они отказались от развода. А после страстной молитвы сострадательного раввина у них родился сын.
Рабби Шимон горячо любил народ Израиля и его Землю. Об этом красноречиво говорят его высказывания, запечатленные в Талмуде. Вот некоторые из них:
«Всевышний оценил все народы, и не нашел народа более достойного Торы, чем Израиль. Он оценил все страны, и не нашел страны более достойной евреев, чем Земля Израиля».
«Три бесценных дара дал Всевышний Израилю, и все они достаются не иначе как в страданиях. Вот эти дары: Тора, Земля Израиля и мир грядущий».
Рабби Шимон бар-Йохай считал грехом выезд из страны. Несмотря на то, что Иудея была тогда в страшном разорении, он всячески препятствовал выезду из нее своих учеников.
Может показаться странным, что день кончины великого ученого отмечается с таким подъемом и весельем. Причем не только человеку, мало сведущему в еврейской традиции, это торжество может показаться неуместным. С этим были несогласны и некоторые раввинские авторитеты. Однако праздник Лаг-ба-Омер прочно утвердился в еврейской традиции вместе со своими особыми обычаями и весельем, достигающим своего наивысшего проявления именно у могилы великого ученого. И этому имеется обоснование. Даже не одно.
Свое спасение от рук римской тирании ученый считал великим чудом. По мнению некоторых ученых, именно в память об этом чуде, сохранившем жизнь великому мудрецу, утвердился в еврейском народе праздник «Лаг-ба-Омер»: веселясь у могилы праведника в день его кончины, евреи выражают свою признательность Всевышнему за то, что рабби Шимон умер естественной смертью, а не от рук палача. За то, что они могут чтить его память у его могилы. Ведь если бы он был казнен, неизвестно, было бы его тело выдано для погребения.
Существуют и иные объяснения всенародному веселью в Лаг-ба-Омер. Но главное объяснение этому – в том, что сам рабби Шимон бар-Йохай перед своей кончиной выразил желание, чтобы день его ухода в высший мир отмечался радостно.
Некоторые источники связывают празднование Лаг-ба-Омер также с победами еврейской армии под командованием знаменитого Бар-Кохбы над армией римлян.
Лаг-ба-Омер является праздником для всех и особенно для детей. В этот день, по инициативе Любавичского Ребе, во всем мире устраиваются детские парады и пикники.