Ваишлах. 19 кислева

Алеф

Комментируя стих Торы «Им Ловон гарти[1]» («У Лавана жил я»), Раши добавляет «И 613 заповедей соблюдал я», т.к. числовое значение «гарти» равно 613. Эти слова Раши нуждаются в объяснении:

а) Каким образом все же сочетается простой смысл слова «гарти» – «я жил» с комментарием про 613 заповедей?

б) Для чего Яков должен был сообщать Эсаву[2] о том, что он соблюдал 613 заповедей?

в) Какой здесь урок (Тора = «учение», «указание») для нашей эпохи?

Бейс

Объяснение  следующее:

«У Лавана был я пришельцем» означает, что все дела «Лавана Арамейца», материальные вещи этого мира, «бык и осел, овца и раб и рабыня» – все они были для Якова «пришельцами» чуждыми, не затрагивали его сути.

Лишь духовное, Тора и ее заповеди были ему близки и родственны.

Этот смысл также сокрыт в другом стихе этой главы ««И построил себе дом, а скоту своему поставил шалаши». «Себе» т.е. своей сущности, своей душе построил и приготовил постоянное жилище, а «скоту своему»—всему внешнему (ибо душа сама по себе не нуждается в этом и не имеет к этому никакого отношения), материальному – «построил шалаши» – временное пристанище.

Это объясняет связь между простым смыслом слова «гарти» и комментарием Раши, ибо лишь когда человек чужд материальности этого мира, он способен исполнить в точности 613 заповедей, и ничто в мире не способно ему помешать.

Гимел

Более того:

Когда материальное человеку чуждо, мало того, что оно не мешает духовному, но наоборот, духовное влияет на материальное, так что сама материальность становится духовностью и святостью.

Это также смысл следующего стиха «И достались мне бык и осел, овца и раб и рабыня[3]«—материальные вещи стали «моими», они стали частью сущности Якова и его миссии в этом мире.

Далет

В мидраше на стих «И достались мне бык и осел, овца и раб и рабыня» говорится: «осел» – это царь Мошиах, как сказано «бедняк, едущий на осле».

Приход Мошиаха зависит от работы «очищения» мира[4]. Т.е. тем что каждый еврей очищает и исправляет свое тело, животную душу и свой удел в мире и использует их для святых дел – он «притягивает» Б-жественный свет Грядущего мира.

И это объясняет внутреннюю связь стихов «У Лавана жил я» – «И достались мне бык и осел»—поскольку для Якова материальные вещи были чуждыми и служили лишь инструментами и сосудами для святости – он был со своей стороны готов к приходу Мошиаха «И осел – это царь Мошиах».

И для этого он послал вестников к Эсаву – сообщить что он завершил возложенную на него работу и готов встретить Мошиаха – исходя из предположения, что также Эсав завершил свою работу и с его стороны также возможно Избавление.

Вестники пришли с ответом: «Пришли мы к брату твоему – к Эсаву». То есть: ты послал нас «к брату твоему», думая что он  как и ты готов к Избавлению, но мы нашли лишь «Эсава» – он все еще не очистил себя и свою душу, и поэтому Избавление еще не может прийти.

Гей

Тора и ее указания вечны и актуальны для каждого еврея, всегда и повсюду.

И это указание, которое следует из всего вышесказанного:

Еврей должен знать, что даже если его окружение, весь мир, еще не готов к Избавлению, ибо еще не завершено его исправление, он сам со своей стороны должен подготовить себя и свои дела «овцы и рабы и рабыни» к полному Избавлению.

И подготовка к  этому – «У Лавана жил я», ясное сознание того, что весь этот мир — это лишь «гарти» «пришелец я на земле».

Вся жизнь – семьдесят, восемьдесят, сто двадцать лет – в аспекте «гарти», и тогда материальное не мешает духовному, и приходит материальное благополучие тоже, «быки и ослы, овцы и рабы и рабыни».

И когда человек готовит себя и свои дела к Избавлению, -- это воздействует также и на весь мир, ибо мир находится в равновесии, и одно доброе дело способно перевесить весь мир в сторону заслуг и привести Избавление.

И, как постановил Рамбам: «Израиль, как только делают Тшува – немедленно освобождаются». Это значит, что независимо от состояния всего мира, с помощью раскаяния человек способен привести личное Избавление для себя самого, и посредством этого также общее избавление для всего мира.

Вов

Все события – по воле высшего Провидения. Освобождение Алтер Ребе и учения Хасидизма – 19 кислева 5559 (1800) года – произошла на неделе после главы «ваишлах», в которой содержится вышеупомянутое указание.

Хасидизм дает каждому еврею силу и способность, несмотря на положение в мире вокруг, завершить внутри себя работу «У Лавана жил я» и достичь с ее помощью «И приобрел я ... и осел – это царь Мошиах».

Хасидизм — это подготовка и сосуд для раскрытия Мошиаха. Через распространение источников Хасидизма мы удостоимся прихода Мошиаха.

(Собрано из выступлений на гл. «ваишлах» 5716-7 гг.)

Заин

В соответствии с процитированным выше Мидрашем «И осел – это царь Мошиах – непонятно, почему будущее Избавление ассоциируется для Якова с «ослом» ?

Кроме того, в Талмуде говорится: «В одном месте про приход Мошиаха сказано «И вот с облаками небесными», а в другом – «бедняк, едущий на осле»? -- Если удостоятся – с облаками небесными, не удостоятся – «бедняк, едущий на осле». Отсюда следует, что если «удостоятся», то Избавление придет «с небесными облаками». Тогда почему Яков, который был, как говорилось, готов к Избавления, ибо он завершил свою работу, пользуется примером осла а не небесных облаков?

В Пиркей д’Рабби Элиезер говорится, что осел Мошиаха (бедняк, едущий на осле), это тот же осел, который был у Моше («и посадил их на осла[5]»), и который был у Авраама, отца нашего («И оседлал осла своего[6]»).

Следовательно, Авраам, Моше и Мошиах — это звенья одной цепи. С Авраама началась эпоха «две тысячи лет Торы», Моисей получил Тору на горе Синай и передал ее всему Израилю, а цель дарования Торы откроется во времена Царя Мошиаха.

Тес

Однако, есть существенная разница между тем, как пользовался ослом Авраам, Моше и Машиах:

Авраам использовал осла лишь для дров и ножа, а он со своими слугами шли пешком, т.е. осле использовался только для вспомогательных вещей, а не для самого человека.

Моше посадил на осла свою жену и детей. Понятно, что жена и дети гораздо ближе человеку, чем дрова и нож, ведь жена называется в Торе «помощь напротив него», и «подобна ему самому», а сын – «колено отца своего», часть самого человека.

А Мошиах будет использовать осла, чтобы ехать на нем самому.

Йуд

Осел используется для того, чтобы доставить человека или вещь куда сам человек не может дойти, ибо это слишком далеко или высоко.

И то же самое «верхом на осле» в духовном смысле ( «хамор» – осел и «хомер»—материя – одного корня, и, как объясняет Баал Шем Тов стих «Если увидишь осла...»: исправляя и очищая материальный мир душа достигает такой высоты, до которой она сама по себе не способна подняться, и как сказано «и большой урожай силой быка».

Йуд алеф

В эпоху Авраама, в начале 2-х тысяч лет Торы, материальное было неспособно поднять самого человека к святости, поскольку Святость не присутствовала тогда в материи, как это объясняется в нескольких местах, что существовала преграда, разделяющая между материальным и духовным мирами, следовательно, работа по очищению материального  помогала только вспомогательным вещам, чтобы они помогали святости в то время.

Во времена Моисея появилась возможность поднять с помощью материи и также нижние уровни самого человека, ибо после египетского Изгнания и дарования Торы произошло очищение мира, и материальное стало способно подняться к святости посредством исполнения заповеди.

Йуд Бейс

Это есть различие между служением Вс-вышнему перед Дарованием Торы и после Дарования Торы.

(Ликутей сихот т.1 стр. 68-72, Вайишлах, Йуд тес кислев 5718)

 

[1]  Бытие 32, 5. Ивритский корень “гар” имеет значение “жить, проживать”, а также “быть чужаком, пришельцем” – отсюда “гер” – прозелит, т.е. чужестранец, принявший иудейство

[2] там же, 4 – 5: “И отправил Яков пред собою вестников к Эсаву, брату своему в страну Сеир в поле Эдом. И приказал им сказать: так скажите господину моему Эсаву: так сказал раб твой Яков: У Лавана жил я и задержался доныне”.

[3]  В Святом языке часто вместо множественного числа употребляется единственное

[4]  Тания гл. 37

[5] Исход 4, 20 – когда Вс-вышний послал Моисея вызволить евреев из Египта

[6] Бытие 22, 3 – когда пошел принести в жертву своего сына Ицхака

 
Запись опубликована в рубрике: .