Йуд бейс тамуз 5718 (2)

Тойрас Менахем т. 23 152

коф далет

В дневном разделе рассказывается подробно в отношении Билама - что министры Балака просили от него, чтобы он пошел с ними, и его ответ, и все переговоры между ними.

И на первый взгляд, непонятно: какое это имеет значение - даже в то время, и особенно - сейчас?

И ведь "Тора - вечна", и не только в качестве книги, но также в качестве гойроо, ибо идея Торы - это указание к действию, и вечность Торы также в аспекте практического указания в ней, как далее будет объясняться.

коф hей

Из этой истории - что вначале Вс-вышний сказал Биламу "лой сейлех имоhем, лой соойр эс hоом, ки борух hу[1]", и потом сказал ему "кум лейх итом[2]", учат в Геморо две идеи:

алеф) по дороге, по которой человек хочет идти, ведут его... как сказано "лой сейлех имоhем", и сказано "кум лейх итом".

бейс) хуцпо[3] даже напротив Небес помогает, сначала сказано "не иди с ними", и в конце сказано "иди с ними".

И понятно само собой, что нужно выбрать один из этих вариантов, ибо:

когда учат, что "хуцпо напротив Небес помогает", следовательно, что если бы не это, то с Небес не повели бы его по этому пути, и только посредством хуцпо он добился этого Свыше путем принуждения (мит гевалд), как если бы, и само собой, нет место для того, чтобы учить, что "по пути, по которому человек хочет идти ведут его".

И если мы учим, что "по дороге, по которой человек хочет идти, ведут его", - тогда не имеет отношения идея хуцпо, а только то, что у него есть сильное желание идти по этой дороге именно.

И оба эти аспекта имеют значение также в служении человека, как далее будет объясняться.

коф вов

Когда еврей задумывается и делает хешбон цедек[4] от своего положения и состояния, иногда он видит, что после всей работы, углубленного размышления и понимания и постижения, путь, по которому он хочет идти - он в аспекте "сатоо говар[5]", т.е., что тело и животная душа побеждают его Б-жественную душу, несмотря на все понимание и постижение и углубленное размышление и т.д.

Действительно, несколько часов в день, он изучает Тору и исполняет мицвойс, но - это только малая часть дня, а большая часть дня – хорошо, если будет как "бейнони[6]".. И ведь даже у бейнони не устранилось зло, но оно "в своей природной силе и мощи... и наоборот, еще усилилось с течением времени, когда он пользовался им в еде и питье и остальных делах этого мира" (как объясняется в Тании), кроме того, что "акдимо таантей[7]". И поскольку это так, результат этого хешбон, что большая часть дня и большая часть его жизни проходит впустую.

И в соответствии с этим, в соответствии с мидойс, которые ал пи таам водаас[8], путь, по которому большая часть его желаний идти - это не прямой путь, путь царя, Царя мира, но это не прямой путь.

И тогда есть опасение, что вместо аспекта "Вс-вышний помогает ему", будут вести себя с ним Свыше таким образом, что поведут его по пути, по которому он хочет идти, хас ве-шолом.

И совет на это - учить что "хуцпо даже напротив Небес помогает":

несмотря на то, что нет у него помощи Свыше, хас ве-шолом, и тем более, что приходят малохим[9] с левой стороны, и утверждают, что его желание идти по не-желательной дороге, - но он упирается с наглостью, что он не соглашается с этим, в аспекте "все, что говорит тебе баал hабаис, делай, кроме "уходи".

И по словам Квойд Кдушас мойри вехами Адмур, что идея мсирус нефеш, это "так и не иначе", так, что без различия есть на это объяснение или нет, говорит он, что заменить на другое дело невозможно, подобно тому, как "заменить на другой народ невозможно", поскольку "находится с ними внутри их нечистоты".

И следовательно, лимуд "хуцпо напротив Небес помогает", устраняет - в нашем вопросе - лимуд "по дороге, по которой человек хочет идти, ведут его".

Коф заин

и подобно этому в другую сторону:

когда есть суд, то тогда порядок, что "беойр пней мелех хаим[10]", и как приводится в хасидус, пример, что даже приговоренный к смерти, рахамоно лицлан[11], которого выводят на казнь, если он встречает царя, то "беойр пней мелех хаим", т.е., что со стороны "ойр пней мелех", устраняется совершенно приговор суда, и он удостаивается истинной жизни.

Однако, со стороны аспекта хуцпо, утверждает противоположная сторона, что, поскольку сотворена в мире мидас hадин[12], должно быть управление по суду, и по суду - как это связано с высшим судом и нижним судом - идее "беойр пней мелех хаим" нет места среди семи мидойс, которые ал пи таам водаас.

И ответ на это - в соответствии с тем, что сказано "по дороге, по которой человек хочет идти, ведут его":

все желания, которые не-желательны - это все время, пока ему кажется, что он все еще остается в своем еврействе; но когда ведут его на казнь, и он знает, что это положение и состояние, что прерывается его жизненность из ее источника и корня, - тогда даже каль ше-бе-калим[13] и похус из Израиля, отдает жизнь на кидуш Гашем[14], поскольку он знает, что это затрагивает пнимиюс[15] нефеш[16] и т.д.

И тогда он кричит, что он не хочет учить что "хуцпа даже напротив небес помогает", но - "по дороге, по которой человек хочет идти, ведут его", и сейчас, когда он не может больше ошибиться, что он все еще остается в своем еврействе - все его желание - остаться в живых, и поэтому он требует, что кроме аспекта "беойр пней мелех хаим", даже со стороны мидас hадин должен быть аспект жизни, поскольку "по дороге, по которой человек хочет идти, ведут его".

коф хес

И это то, что мы учим из переговоров, которые были между Биламом и министрами Моава и Мидьяна - в соответствии с словами Хазал "эйзеhу хохом - hалоймед микол одом[17]" - что есть два способа учить - "хуцпа напротив небес помогает" или "по дороге, по которой человек хочет идти, ведут его", и еврей может использовать каждый из них в подходящем месте.

И посредством этого добиваются успеха в двух противоположных ситуациях:

Даже в отношении дикдук каль шел диврей сойфрим[18], есть помощь Свыше, поскольку "все, что говорит тебе баал hабаис[19], делай, кроме уходи",

И даже если по какой бы то ни было причине его положение самое низкое (гор смол) - тогда добиваются аспекта беойр пней мелех хаим, притянуть хаим[20] в "точку" души, в сущность души, и оттуда она распространится в 248 эйворим[21] - посредством 248 заповедей делай, и в 365 жилах - посредством 365 заповедей не делай,

и т.е., что становится положение и состояние "томим тиhье им Гавайе Элойкехо[22]", в совершенстве в исполнении заповедей делай и беречься в заповедях не делай (как объясняется в Ликутей Тойро),

И посредством этого притягивается цельность в здоровье тела буквально, и здоровье всех его дел, в пище, одежде и доме, и удостаивается года здоровья и успеха, в боней хайей и мзойней рвихей.

[Квойд Кдушас Адмур Шлита приказал петь гимел тнуойс Баал Шем Това, Магида и Алтер Ребе].

Коф тес

В продолжение того, что говорилось выше (п. 21) в отношении hиснадвус[23] ради мойсдойс[24], названных по имени баал hасимхо, следует напомнить то, что говорилось несколько раз, по поводу слов Алтер Ребе в Игерес hа-Койдеш, по поводу великого достоинства зризус[25] во всех заповедях, что "зризусэй дэАврогом[26]" стоит нам в заслугу нам и нашим сыновьям вовеки, ибо сама акейдо[27] не считается таким большим испытанием, учитывая высокий уровень Авраама... только, что Авраам сделал это с удивительной расторопностью, чтобы показать свою радость и желание исполнить волю своего Создателя, и сделать нахас руах[28] своему Творцу, и от него учили РаЗаЛ в отношении исполнения всех заповедей вообще, и в особенности - заповедь цдоко и т.д..

ламед

И от этого мы приходим к еще одной идее, которую мы учим из недельной главы, что на первый взгляд непонятно, какая из этого нафка мина:

на посук "вайоком билом бабойкер вайхвойш эс асойной[29]", приводится в Мидраше (и приводится в комментарии Раши) "отсюда - что hасинъо мекалкелес эс hашуро, что оседлал он сам лично", и завершает: "сказал Вс-вышний, рошо[30], уже опередил тебя Авроhом отец их, как сказано "вайашкейм Авроhом бабойкер, вайахвойш эс хамойрой[31]" (что это предупредило и исправило зло, которое могло бы произойти со стороны действий Билама).

И на первый взгляд непонятно: какое это имеет значение в наши дни? - И необходимо сказать, что также из этой идеи должно быть указание в служении человека, как все остальные идеи Торы, как далее будет объясняться.

ламед алеф

И сначала:

когда мера суда обвиняет сынов Израиля, не про нас и не про весь Израиль будь сказано, за поведение, что не хватает иногда в аспектах "иди и делай" или в аспектах "сиди и не делай", то оправдание на это - что это из-за тяжелых времен, койцер hамасиг[32] и оймек hамусог[33].

И это кол шекен и каль вехоймер[34] от того, что мы находим в Геморо в трактате Эйрувин в отношении амойроим: "и омро ли корив кутхо, лой танои" (даже приказание сделать легкую работу мешало бы мне учить). И тем более и тем более в эти наши дни, когда хватает проблем и т.д., само собой понятна причина на отсутствие работы молитвы и т.д.

И это есть общее оправдание, что со стороны того, что "мерубим цорхей амхо ведаатом кцоро[35]", поэтому может быть аспект отсутствия и недостатка в 248 заповедях делай, и 365 заповедях не делай, и тем более и тем более в заповедях, которые дерабонон[36], дикдук каль шел диврей сойфрим[37] hидур мицво[38] и минhаг Исроэл[39].

И вплоть до того, что из за тяжести изгнания становится положение и состояние "ушхурас велой мийоин[40]", и ведь шикор[41] - в определенной мере - свободен от всей Торы и от всех заповедей.

И подобно этому мы находим в Зогар удивительную вещь - что раб свободен от исполнения заповедей.

И так или иначе, в пнимиюс[42] этих вещей - со стороны хойшех кофул умехупол[43] изгнания, становится тот, кто "меламед зхус[44]" на Израиль, и говорит, что принимая во внимание то, что "все сыны Израиля - сыновья царей", то, когда выводят царского сына из царского дворца, и забирают у него царские одежды и царские принадлежности, царских министров и даже царских рабов, и бросают его среди самых простых и низких амей hоорец[45], в плен и в тюрьму, ниже, чем сын рабыни, которая стоит за мельницей - что удивительного, что смешался его разум, рахамоно лицлан, и он стал в аспекте не бар даас[46], который свободен от Торы и заповедей!...

И ведь это самое справедливое утверждение, и самое сильное утверждение!

И еще:

приводится в Геморо "если первые - как ангелы, мы - люди, и если первые - как люди, мы - как хамойрим[47], и не как хамойрой шел рабби Пинхас бен Йоир[48], но как остальные ослы", и объясняется в этом, что нет противоречия между двумя этими вариантами ("если... и если...") но это различие в поколениях - было поколение, про которое говорят, что "первые - как сыны ангелов", а остальные были "бней аношим[49]", а последнее поколение таким образом, что "первые - люди", а "мы как остальные ослы" (не как осел рабби Пинхаса бен Йоира, который был после бирур[50]).

И поскольку речь идет о таких, которые не в аспекте "бней аношим", но "кахамойрим", - то невозможно требовать от них изучение Торы и исполнение мицвойс!

И это не противоречит тому, что можно требовать от Вс-вышнего боней хайей умзойней рвихей[51], ибо, также как человеку внизу "запрещено человеку начинать кушать, пока не накормит свою скотину", хотя это бhеймо[52], а не человек, и подобным образом должно быть поведение одом элйон[53] относительно нижних, которые "как ослы".

Ламед бейс

Однако, на это отвечает противоположная сторона:

если действительно идет речь об "ослах" - должен был бы быть такой же способ поведения также в вещах, которые не связаны с Торой и заповедями.

И практически: когда идет речь о потребностях тела и животной души, тогда "и встал рано утром... и оседлал своего осла", что это указывает на материальность тела, и т.е., что он погружен в потребности тела и животной души, до такой степени, что "днем пожирала меня жара и холод ночью",

- вместо того, что должна была бы быть у него "ненависть" к делам этого мира, со стороны любви к Торе и заповедям, как сказали РаЗаЛ, в отношении горы Синай, "что опустилась ненависть к АКуМ[54] на него",

- но в отношении аспектов Торы и заповедей не только, что это не так, что "днем пожирала меня жара и холод ночью", как могли бы и должны были бы требовать от него, но еще, что занятие ими даже близко не похоже на занятия делами, связанными с телом и животной душой!

И это говорит противоположная сторона: если у него нет сил и нет разума, и он не может отдать себя (цутрогн зих) на дела Торы и заповедей, - тогда почему же когда он приходит к делам торговли, то есть у него сила, и есть у него разум, и думает, что он умнее всех...

И как сказал Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в одной из своих бесед, что если кто то скажет ему, что тот не понимает в бизнесе - он станет ему врагом, рахмоно лицлан -

И только когда идет речь об изучении Торы - тогда он сам сообщает, что он не способен учить трудный вопрос в ниглэ[55], и тем более и тем более, трудный вопрос в хсидус[56], поскольку он не имеет отношения к этому...

И на это спрашивают его: поскольку существует "вайоком Билам бабойкер, вайахвойш эс асойной" - почему это не так в отношении Торы и заповедей?!

И подобно этому есть в дакус дэдакус[57], что говорят, что такое то дело невозможно исправить, и такое то дело невозможно сделать из-за независящих от него причин.

Когда речь идет о вещи, которая затрагивает его сына, зятя или внуков - тогда есть время и есть разум, и отказываются от почета, не считаясь с тем, пригласили ли его напрямую, или слышал от кого-то, кто получил сообщение по телефону; поскольку он знает, что это вопрос, важный для него, тогда - "и поднялся утром и оседлал своего осла", и нет препятствий и препон совершенно;

Но когда речь идет о занятии делами, связанными с "вешинантом левонехо[58] - эйлу hаталмидим[59]" - тогда он начинает говорить, что он "стар и лой лефи хвойдой[60]", на это - нет сил, нет разума, это дело на него не возложили, а в отношении этого дела - он не может обидеть своего товарища, со стороны веоhавто лереахо комойхо[61], и т.д., и т.д.

Ламед гимел

И на это говорит Вс-вышний - "уже тебя опередил Авраам отец их":

...


[1] "Не ходи с ними! Не кляни народ, ибо благословен он" (Болок 22, 12)

[2] "Встань, иди с ними" (Болок 22, 20)

[3] Наглость

[4] Справедливый счет

[5] нижний побеждает

[6] Бейнони - Средний

[7] "Его (дурного начала) претензия приходит раньше"

[8] в соотвествии с пониманием и постижением

[9] Малохим - Ангелы

[10] "В свете лика царя – жизнь" (Мишлей 16, 15)

[11] не дай Б-г

[12] мера суда

[13] Легкомысленный из легкомысленных

[14] освящение имени Вс-вышнего

[15] Внутреннее, глубинное содержание

[16] Душа

[17] кто мудр - тот, кто учится от каждого человека

[18] легкое устрожение из слов книжников

[19] Хозяин

[20] Жизнь

[21] Органы

[22] "Цельным будь с Вс-вышним Б-гом твоим" (Шойфтим 18, 13)

[23] волонтерство

[24] (воспитательные) учреждения

[25] Расторопность

[26] расторопность Авраама

[27] Связывание (Ицхака)

[28] Удовольствие; букв. "успокоение духа"

[29] "И поднялся Бил'ам утром, и оседлал он ослицу свою," (Болок 22, 21)

[30] Рошо - Грешник

[31] "И поднялся Авраам рано утром и оседлал своего осла" (Вайейро 22, 3)

[32] краткость (разумения) постигающего

[33] глубина постигаемого

[34] тем более и тем более

[35] велики потребности народа Твоего, и сознание их коротко

[36] Заповедь (или запрет), установленный мудрецами. См. также "дэойрайсо"

[37] легкое устрожение из слов книжников

[38] "Украшение" заповеди, исполнение заповеди со всей тщательностью и строгостью

[39] обычай Израиля

[40] "И опьяневшая, но не от вина" (Йешайа 51, 21)

[41] пьяный

[42] Пнимиюс - Внутреннее, глубинное содержание

[43] Тьма двойная и удвоенная

[44] оправдывает

[45] народы земли

[46] разумный

[47] ослы

[48] осел рабби Пинхаса бен Йоира

[49] люди

[50] Очищение (мира)

[51] Дети, здоровье и пропитание в изобилии

[52] Животное

[53] Высший человек

[54] идолопоклонники

[55] Открытая Тора

[56] Хасидизм

[57] в тонком смысле

[58] "И внушай их сынам твоим" (Воэсханан 6, 7)

[59] это ученики

[60] (это дело) для него не почетно

[61] "Люби ближнего своего как самого себя" (Кдойшим 19, 18)

Запись опубликована в рубрике: .