Йуд бейс тамуз 5718 (3)

стр. 164

…Причина такого положения - из-за более серьезной причины - и сначала:

Приводится в hилхос дайоним[1]: "нужно, чтобы были все заседающие в суде - талмидей хахомим[2] и достойные, и запрещено мудрецу заседать в суде, пока он не будет знать, с кем он заседает, ибо может быть он будет заседать с людьми, которые недостойны..."

И в СМА добавляет: "не заседай вместе с обществом ни в каком суде, ибо ты знаешь, что решения баалей батим[3] и постановления лоймдим[4] - это две противоположности", и в Диврей нсивойс - язык - что "постановления баалей батим и постановления Торы - это две противоположности", и т.е., что постановления баалей батим это не только против "постановлений лоймдим", но также против "постановлений Торы", не только против слов раввина, но против того, что говорится в Торе открытым текстом.

И поскольку это добавление на то, что говорится в Шулхан Орух по поводу "неподобающих людей", это означает, что речь идет о "достойных людях".

Т.е.: не идет речь о таких, которые не признают Тору и заповеди, ибо "речь не идет о грешниках", и не идет речь о таких, которые не имеют отношения к разуму и пониманию, ибо "лой бешуфтони аскинон"; речь идет про баал hабаис, который имеет отношение к пониманию и постижению, изучает Тору и исполняет мицвойс, и тем не менее, поскольку его далет амойс[5] - это не далет амойс Торы и молитвы, но далет амойс этого мира, то со стороны того, что он находится в мире, невозможно, чтобы не прилипло из "hанохос hоойлом[6]"... и поэтому, действительно, он не будет ничего делать, пока не найдет "раввина", который разрешит ему это делать, но он не обязан обращать внимание, или этот рав он как нужно, или как сказал также тот, кто с противоположной стороны - "йеш ли рав[7]"... так, что он может делать все... когда найдет на это источник в Торе.

И на это говорят, что "баал hабаит[8]" должен знать, что - его дело, а что - дело "раввина":

Задача раввина - находится в четырех локтях Торы и молитвы, и быть "мойре дерех[9]", т.е., идти перед баалей батим, и указывать им путь, по которому они пойдут (а не наоборот - слушать требования баалей батим и бежать за ними).

А баал hабаис - должен знать, что есть коhен годол[10], про которого сказано "hакойген hагодол меэхов[11]", "гадлейhу мишел эхов[12]":

О сыновьях Израиля сказано "веатем тиhьу ли мамлехес коhаним вегой кодош[13]", т.е., что каждый еврей - он в аспекте "коhен[14]", что означает, что он отделен от дел этого мира, чтобы служить Вс-вышнему (как объясняет Рамбам); но тем не менее, в самом "служении" есть несколько и несколько способов: есть служба вне Храмовой горы, служба в Азоро[15], внутри азоро, в улом[16] и в hейхал[17], и вплоть до службы в койдеш кодошим[18]. И среди самих коhаним говорится "вайавдейл Агаройн леhакдишой койдеш кодошим[19]", т.е., что есть первосвященник, который отделен от всех остальных коhаним.

И закон говорит, что "первосвященник должен быть больше всех своих братьев коhаним... силой, богатством...", и "если нет у него имущества, все его братья коhена дают ему из своего...", "возвышай его от его братьев" именно.

И подобно этому в отношении раввина и баалей батим:

когда видят, что у раввина нет силы и т.д. - баалей батим должны дать ему силу и богатство,

И они должны знать, что несмотря на то, что богатство раввина от баалей батим, но раввин - это "коhен годол", и баалей батим - это "мамлехес коhаним вегой кодош", и когда простой коhен пытается войти в койдеш кодошим, это подобно тому, как чужой (не коhен) пытается войти в койдеш[20], что это не его место, и само собой. его решение - это не только противоположность "решения лоймдим", но против также "постановлений слов Торы", и все это - не потому, что баал габайс - не коhен, но потому, что для койдеш кодошим нужен "коhен годол", а не просто коhен,

и этот "коhен годол" - раввин - должен получить хизук[21] и идуд[22] от самих баалей батим, что это есть диюк "гадлейhу мишел эхов" именно.

ламед тес

Когда то был (или должен был быть...) порядок, что баал hабаит приходил к раввину и рассказывал ему вопрос и спрашивал - какой псак дин[23]?

И после этого, во время иквесо димшихо[24], когда "увеличилось знание" - баал hабаис стал "сам сапожник".... так, что одновременно с заданием вопроса, он говорит раввину, что есть такое-то и такое-то мнение пойским[25] и ему следует посмотреть такой то и такой то симан; то, что он обращается к раввину - не потому, что у него недостаточно "ломдус", но подобно тому, как мы находим в негоим, что сказать "чист" или "нечист" должен коhен именно, и подобно этому псак дин должен быть вынесен тем, у кого есть смиха[26]...

И когда становится все ближе к приходу Мошиаха, что тогда должно быть добавление в признаках иквесо димшихо... тогда приносят вопрос к раввину, и добавляют также, каким должен быть псак дин, и сразу предупреждают его (Ребе остановился, и сказал с усмешкой) бен Ноаху не нужно предупреждения, но еврею нужно предупреждение... - тогда предупреждают его] - если ты вынесешь решение в соответствии с моим псак дином - то ты мой раввин, а если нет - то через некоторое время закончится "контракт", и поскольку я человек добрый и благородный.. я освобожу тебя раньше времени, добавив несколько долларов, и иди с миром, а я найду себе раввина, который меня больше устраивает!

Откуда приходит такое движение? - от предшествующего движения, которое в аспекте "пойтер маим рейшис модойн[27]":

когда дают возможность баалей батим сидеть в койдеш кодошим, и советуются с ними какой должен быть псак дин - как следствие этого, становятся "пискей баалей батим[28]", которые противоположны "пискей лоймдим", и само собой, также противоположны "пискей диврей Тойро", и от этого приходят в дальнейшем к положению и состоянию, что баалей батим становятся во главе, а раввины становятся их "шамошим[29]"...

Как говорил Квойд Кдушас мойри вехами Адмур, когда он был несколько лет назад в "тяжелом городе", он обратил внимание раввинов, что они полностью подчинены председателям общин ("президентам"), предупреждая их, что это приводит к разрушению всего института раввината.

Как мы находим в нескольких вещах, что когда открывают вход "кехудо шел махат[30]", - то в начале он "прохожий", и псоле этого он становится "гость", и после этого он становится "баал hабаис", пока не выбрасывает раввина в коридор синагоги, и сам руководит всеми остальными баалей батим, включая раввина и всеми остальными делами вокруг.

...

Для того, чтобы выяснение вопроса было ал пи Тора - что тогда это ал пи сейхел[31], ибо Тора - хохмасхем увинасхем[32] - нужно объяснить баалей батим, что они, действительно, мамлехес койhаним вегой кодош, но, тем не менее, есть "первосвященник", который входит в койдеш кодошим, а они - это не их место, так, что они не должны вмешиваться в область раввинов, указывать пискей диним Торы.

И более того, следует требовать от них - "гадлейhу мишел эхов":

также если есть раввины, которые слабы, и сами по себе у них нет "богатства" с твердостью позиции, требуемой для того, чтобы сказать псак дин без пшорос[33], то баалей батим должны дать им хизук и тойкеф; посадить раввина на его кресло, и сказать ему: властвуй над нами! и тогда псак дин будет такой, как нужно.

мем алеф

И в этом вопросе можно научиться также от тех, про кого сказали Хазал "несмотря на то, что он согрешил - Исроэл он" - как известно объяснение Баал Шем Това в отношении слов Мишны, "кто мудр – тот, кто учится от каждого человека" - и, в нашем вопросе, евреи, которые называются "реформим" и "консервативим", что, несмотря на то, что известен их псак дин по Рамбаму, про них также сказано "кто мудр - тот, кто учится от каждого", и я хочу указать три вещи, которые можно выучить от них:

первое - что у них не разговаривают во время чтения Торы и повторения молитвы. (Ребе сказал с усмешкой:) может быть, что причина этого - что также перед этим и после этого они не разговаривают; я не был в их синагоге, и возможно, что таков их обычай. Однако, так или иначе, в отношении их поведения, что они не разговаривают в полчаса чтения Торы и повторения молитвы - было бы правильно, чтобы так ввели во всех синагогах, где Исроэл имеют силу... чтобы не разговаривали в эти времена.

Второй вопрос - что у них было принято решение в отношении сбора денег для синагог и домов учения - что даже когда есть "дефицит", нужно считаться с почетом Торы и почетом синагоги, и не проводить там игры "бинго", "пинг-понг", карточные игры и тому подобные вещи, которые против почета синагоги. И было бы правильно принять также этот их обычай.

И третий вопрос - самый главный - что в последнее время у них появилось движение поставить раввина во главе, со всем уважением, таким образом, что во всех делах, затрагивающих его далет амойс по Шулхан Оруху, баалей батим не имеют права вмешиваться, и каждый, кто нарушит его слова, нет у него доли в руководстве синагоги, и в вопросах, касающихся руководством общины.

И это было бы справедливо, объяснить кошерным баалей батим, что про них сказаны слова СМА, приведенные выше (п. 38) - что от них требуется "гадлейhу мишел эхов", делать все от них зависящее для поддержки синагоги и дома учения; но - в том, что касается с постановлениями Шулхан Оруха - даже если он самый большой ламдон, можно ему - самое большее - показать свою грамотность, и сказать раввину, в каких симоним говорится об этом вопросе, но не более того! Не печатать свое мнение, каким должен быть псак дин, и тем более и тем более не писать, что он требует, чтобы псак дин был такой то и такой то, поскольку "hу омар (каким должно быть решение бейс дин) вайеhи"... ибо подобный подход - это противоположность hилхойс дайоним в Шулхан Орух, что это часть Шулхан Орух, часть Торы, которая дана Мойше с Синая.


[1] законы судебного производства

[2] мудрецы Торы

[3] домохозяева

[4] ученые Торы

[5] "четыре локтя"

[6] понятия этого мира

[7] "есть у меня раввин"

[8] Хозяин

[9] указывающий путь

[10] Первосвященник

[11] "И священнослужитель, великий из братьев своих," (Эмойр 21, 10)

[12] возвеличивай его от братьев его

[13] "И вы будете Мне царством служителей святому и святым народом" (Йисрой 19, 6)

[14] Священнослужитель

[15] Храмовый зал

[16] зал

[17] Храм

[18] Святая Святых

[19] "И отделен был Аарон, чтобы освятить его самым святым" (Диврей гаЙамим Алеф 23, 13)

[20] Святость

[21] укрепление

[22] поддержка

[23] Псак-дин - Постановление закона

[24] Пятки Мошиаха

[25] Законоучители. Мн. ч. от пойсек

[26] удостоверение раввина.

[27] "Начало ссоры – прорыв воды" (Мишлей 17, 14)

[28] законодательные постановления баалей батим

[29] синагогальные служки

[30] как острие иглы

[31] с т.зр. логики

[32] "Ибо в том ваша мудрость и проницательность ваша" (Воэсханан 4, 6)

[33] компромиссы

Запись опубликована в рубрике: .