Симхас Бейс-Шоэйво 5718
Тойрас Менахем т. 21 стр. 74
***
Ламед далет
В продолжение того, что говорилось выше, в вопросе бросания авукос шел ор[1], как это в отношении нефеш Элойкис[2], «нейр Гавайе нишмас одом[3]«, — следует добавить и прояснить в этом вопросе, как это притягивается в работу человека в самом низу, на более низких ступенях, как всякая идея, которая приходит в гишталшелус на более низких ступенях.
И сначала: — что Израилю даны аспекты Торы и заповедей для того, чтобы использовать их, чтобы сказать мусар сейхел[4] животной душе, и добиться посредством этого, чтобы она не только не мешала служению нефеш Элойкис, но также, чтобы помогала ей, подобно тому, как мы находим в Геморо, в объяснении эйзер кенегдой[5], «зохо — эйзер, лой зохо — кенегдой[6]«, и что касается того, о чем говорится здесь – пусть будет зохо таким образом, что также из аспекта кенегдой сделают «эйзер».
И эту идею учение хасидизма поставило в кав горахамим?[7] — чтобы слова мусара говорились в рамках гисваадус, и в качестве диврей пиюс[8], и т.д.
И конечная цель в обоих способах — бросить факел света вверх, т.е., усилить духовные аспекты и Б-жественные аспекты в нем, и поднять их выше, чем аспекты будничные, но не таким образом, чтобы духовность и Б-жественность остались наверху, а аспекты хулин[9] останутся внизу, но так, чтобы после этого он вернулся и взял авуко шел ойр в свою руку, и осветил посредством нее свои материальные дела.
Однако, когда идет речь о бросании авукойс шел ор в отношении влияния на другого человека, упреках мусара и т.д., есть необходимость в осторожности, чтобы это было подобающим способом, как далее будет объясняться.
Ламед гей
Высказывание слов мусара связано, действительно, с аспектами которые не есть доброе и достоинство его товарища, но, есть необходимость в этом, как пример отмывания грязи, которая сильно прилипла, что для того, чтобы убрать ее, не достаточно холодной воды, но нужно горячую воду именно.
Но, когда берут котел с горячей водой, и выливают на человека, не различая, или это то место, где прилипла грязь или другое место, и главное — что не так уже важно ему, что это за человек, на которого он выливает воду — но — есть у него кипяток и он хочет с ним что то сделать, и, когда он искал «мекабель[10]» — нашел этого еврея, и выливает на него кипяток —
Получается, что вместо того, чтобы бросить «авуко шел ойр», и увеличить свет, — он гасит, рахамоно лицлан[11] этот «факел света», или приводит к ожогу — квио усрейфо — не на части тела, которая не здорова, но на здоровой части тела именно —
Ибо, когда основное намерение это вылить кипяток, который у него в руках, то, как правило, он встречает здоровых, которые не нуждаются в этом, и даже если он встречает таких, которые нуждаются в этом, то вместо того, чтобы отмыть грязь, он обжигает их… —
И само собой. он не только «хойвел беацмой[12]«, что наказание его только в руках небес, но он «хойвел баахейрим[13]«, что это наказывается также земным судом.
Ламед вов
Поскольку «клугинкер» имеет объяснение на все, — у него есть «идея»:
Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур рассказывал в одной из своих бесед, по поводу того что говорили большие хасидим, в отношении того, как говорить слова мусара, — что не спрашивают у врача, а спрашивают у больного.
И, поскольку он сам — больной… то он — «сам сапожник», и ему не нужно спрашивать мнение никого другого, ведь у него есть указание носи беИсроэл, что он — пойсек ахаройн[14], и само собой, он решает, каким образом ему можно упрекать своего товарища, и если не достаточно «айн зогн», то он добавляет также «кипяток»…
И все это в тонком смысле, и вплоть до того, что может быть в более грубом смысле, что он не ограничивается принуждением словами, но добавляет также принуждение буквально (как мы находим в Геморо, что есть два пути: принуждение «словами», что также это называется принуждение, и есть принуждение буквально), принуждение палками!
Поскольку эта работа (упрекать другого) отдана «хасидим и аншей маасе», — он коронует себя этой короной, и кто скажет ему, что он должен делать… Ибо, если кто-нибудь скажет ему что-нибудь, — он может также и на него вылить кипяток, который в его руках, и также тот обожжется, и само собой, никто ничего не может ему сказать.
Ламед заин
Однако, это «разрешение», на основе вышеупомянутой беседы — ответ на него — рядом с ним:
В той же беседе предупреждает Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, что те, кто сказали эти слова, что не спрашивают у врача, а спрашивают у больного, и вели себя таким образом — делали это с любовью и симпатией, и из самого глубокого внутреннего уважения.
И поэтому, он должен, прежде всего, обеспечить, чтобы его поведение было с агавас Исроэл и уважением и т.д.
[1] Букв. «Факелы света» (см. далее в тексте. Прим. переводчика)
[2] Б-жественная душа
[3] «Свеча Вс-вышнего – душа человека»
[4] моральное нравоучение
[5] «Помощь напротив него»
[6] «удостоился – помощь, не удостоился – напротив него»
[7] линия милосердия, средняя линия
[8] слова утешения
[9] будничные
[10] «адресат»
[11] не дай Б-г
[12] наносит ущерб (повреждение) самому себе
[13] наносит ущерб (повреждение) другим
[14] «последняя инстанция»