Ночь Симхас Тойро 5718

Тойрас Менахем т.21 стр. 98

Йуд гимел

В словах "лээйней кол Исроэл[1]" (которыми завершают Тору в Симхас Тойро) указывается идея единства, что все сыны Израиля объединены вместе, и они – единая сущность, и каждый – это только часть целого, и поэтому он должен включить себя в целое, сознавая, что существование частного затрагивает все целое.

И как мы находим в отношении Дарования Торы, что должно было быть шестьсот тысяч именно, чтобы не было нехватки даже одного человека, даже если это самый простой еврей, поскольку также его существование затрагивает еврейский народ в целом.

И это есть смысл того, что "Израиль" – это первые буквы слов "Йеш шишим рибой ойсийос леТойро[2]", т.е., что также как в Торе - кошерность свитка Торы зависит от цельности всех букв, не только больших букв, но даже средних букв, и даже маленьких букв, что даже если не хватает только буквы йуд (самой маленькой буквы) из маленьких букв, то это затрагивает всю Тору – также в Израиле, что каждый еврей, даже самый маленький, затрагивает и важен для народа в целом.

И следовательно, что в каждом еврее, который является частью целого, есть в сокрытии весь народ Израиля. И более глубоко, что каждый – это часть единой сущности, и само собой, в каждой части находится вся сущность, как говорил Баал Шем Тов, что сущность, когда ты схватываешь ее часть – ты схватываешь ее целиком.

Йуд далет

Более подробно – есть различие между идеей общего (целого) и частного (клаль и прат), и идеей части и сущности (хелек и эцем):

И идее общего и частного – несмотря на то, что в каждом частном есть все целое, ибо поскольку для целостности целого требуется, чтобы были все детали полностью, ибо "эйн бихлал эло ма ше би-фрат" – "нет в целом – но только то, что есть в частном", и т.е., что из всех частностей вместе составляется целое, и идея целого связана и зависит от каждого частного, и следовательно, в каждом частном есть целое целиком, тем не менее, когда берут одно частное, - то "схватывают" только это частное, и не схватывают целое.

И причина этого – поскольку не подобно частное когда оно находится в целом на частное когда оно находится само по себе. Т.е.: когда частности соотнесены с целым, т.е., что они находятся все вместе, и из них составляется целое, - тогда находится в каждом частном целое полностью; но когда берут частное как оно само по себе, - тогда схватывают только это частное, и не схватывают целое.

И например: сказали Хазал: "каждая вещь в Святости не будет менее десяти", и т.е., что соединением десяти отдельных евреев создается целое, и в каждом из этих десяти есть это целое, и тем не менее, когда разговаривают с одни из них, то "схватывают" только его одного, и не схватывают целое, поскольку "схватывание" происходит в частном, как оно само по себе, тогда не схватывают целое.

Но в идее части и сущности, - когда схватывают часть сущности, одну только часть от нее, то схватывают сущность полностью.

И пример на это из идеи жизненности:

Общность жизненности в теле человека – это единая сущность, и есть в ней различные части: жизненность головы, руки и ноги и т.д. И когда схватывают одну часть жизненности, т.е., как жизненность распространяется в частном органе, тогда схватывают всю сущность жизненности, ибо поскольку в каждом органе есть та же самая сущность жизненности, и всякая сущность неделима, следовательно, в каждой части сущности находится сущность полностью.

И поэтому, когда добавляют или убавляют в жизненности одного органа, то добавляют или убавляют также в общности жизненности в остальных органах. И не имеется в виду, что добавление или убавление это только в одной части жизненности, и только потому, что все части связаны друг с другом, то это воздействует также на остальные части, но это значит, что поскольку всякая сущность неделима, т.е., что жизненность едина, то когда затрагивают жизненность, даже как она находится в одном органе, то затрагивают сущность.

Тес заин

И вот, идея гискалелус (общности) в душах Израиля, это таким образом, что каждый – это часть сущности, не только частное от целого, но часть сущности.

Т.е.: все души коренятся в Сущности Б-жественности, и ацмус – сущность – это сущность, которая притягивается в приходит во все отдельные души, во все части, и в каждом месте есть тот же самый эцем.

И следовательно, когда "хватают" одного еврея, то "хватают" еврейский народ в целом, поскольку сущность всего еврейского народа находится в каждой отдельной душе.

И это то, что сказал Алтер Ребе в Тании[3], "что все они соответствуют друг другу и один отец у всех них", что идея "все они соответствуют друг другу" - это более высокий уровень, чем "один отец у всех них", ибо "все они соответствуют друг другу" означает, что они – одна сущность, что сущность притягивается и приходит в нескольких частях, и всюду это та же самая сущность.

Йуд заин

В соответствии с этим будет понятно также идея заповеди "веоhавто лереахо комойхо[4]", что пшат в этом – "комойхо" действительно. Также, как любовь к самому себе - это не любовь со стороны какой либо причины, но это есть сущностная любовь, также любовь к другому еврею должна быть аhаво ацмис – сущностная любовь.

И, на первый взгляд, как это возможно?! Ведь "Я" и "другой" – это два различных человека! – И в соответствии с тем, что говорилось выше будет понятно, что это не есть любовь к "другому", но это любовь к "самому себе". Это единая сущность, которая приходит в нескольких частях, и в каждой части есть та же самая сущность.

И в соответствии с этим будут понятны также слова Баал Шем Това, что аhавас Исроэл означает, любить также еврея, которого он никогда не видел и не слышал о нем.

И на первый взгляд, как возможно любовь к вещи, о которой он ничего не знает? И в соответствии с тем, что говорилось выше понятно, поскольку все сыны Израиля это эцем эход.

Йуд хес

В соответствии с этим будет понятно также то, что сказали Разал, что аhавас Исроэл[5] это основа всей Торы, как объясняется в Тании[6] подробно, что основа всей Торы - это возвысить и поднять душу над телом, и эта идея выражается в аhавас Исроэл.

И т.е., поскольку когда он считает и чувствует себя отдельной сущностью, тогда любовь к другому не может быть "комойхо[7]", и для того, чтобы было у него "веоhавто лереахо комойхо", он должен выйти из своего мциюс[8], что его мциюс это не "он", но его мциюс – это часть от эцем[9] сынов Израиля, и тогда есть у него истинная аhавас Исроэл.

И это есть смысл истории, которую рассказал Ребе об одном из великих мудрецов Израиля, что когда его сын был однажды болен, он очень сильно плакал, и после этого он жаловался, что про другого еврейского ребенка он бы не плакал так сильно, и это доказывает, что он находится только в начале служения, ибо, если бы у него было бы истинное служение, то Тора и заповеди раскрыли бы сущность его души, что с ее стороны все сыны Израиля это единая сущность.

Йуд тес

И это то, что объяснялось выше (п. 11) что каждый из Израиля, независимо от его положения и состояния до сих пор, он способен соединить (включить) себя в клал Исроэл, "леэйней кол Исроэл", как часть от единой сущности, и посредством этого есть у него сила завершить Тору и начать еще раз от "Берейшис боро".

И идея в этом:

Когда есть аспект "леэйней кол Исроэл", т.е., что он выходит из своего частного мциюс[10], что он не считает себя отдельным мциюс, но он становится частью он эцем всего Израиля,

И т.е., что тшува в Симхас Тойро затрагивает аспект йехидо в его душе, "йехидо лейахедхо", и вплоть до эцем hанешомо, что про это сказано "кулон масимойс[11]", и со стороны этого он находится в движении "веоhавто лереахо комойхо[12]", "леэйней кол Исроэл[13]",

Тогда он достигает ("эр рирт он") не только ацмус Ойр Эйн Соф борух Гу[14], и не только Ацмус Эйн Соф борух Гу[15], но ацмус умагус[16] действительно!

И тогда он может продолжить и читать "берейшис боро Элойким эйс гашомаим веэйс гоорец[17]", "боро" – от языка раскрытия, что раскрывается у него, что небеса и все их воинства, и земля и все ее воинство, все их существование это только "боро Элойким", т.е., что существование всего мира - это только Б-жественность, "эйн ойд милвадой[18]".

[1] "на глазах всего Израиля"

[2] "Есть шестьсот тысяч букв в Торе"

[3] В начале гл. 32

[4] "Люби ближнего своего как самого себя"

[5] любовь к ближнему

[6] В начале гл. 32

[7] "как себя самого"

[8] существование; сущность

[9] сущность

[10] существование

[11] "Все они (души) соответствуют друг другу (Тания гл. 32)

[12] "возлюби ближнего своего как себя самого"

[13] "На глазах всего Израиля"

[14] Сущность света Бесконечного благословен Он

[15] Сущность Бесконечного благословен Он

[16] Сущность и Суть

[17] "В начале сотворил Вс-вышний небеса и землю"

[18] нет никого, кроме Него"

Запись опубликована в рубрике: .