Суббота гл. Берейшис, 5717

Тойрас Менахем т. 21 стр. 133

Гей

Есть история про Баал Шем Това, что, хотя я не слышал его от Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, и также не от других людей, на которых можно полагаться, так, что я не знаю, насколько эта история истинна, тем не менее, мусар сейхел[1] из этой истории безусловно истинный.

Вот эта история:

Баал Шем Тов сидел со своими учениками, и мимо проходил гой, и зашел, или вставил голову в окно (как говорилось, я не слышал эту историю от людей, на которых можно полагаться, и поэтому я не соблюдаю точность в деталях), и попросил помощи, и когда ему сказали, что не могут ему помочь, ответил им: "можешь да не хочешь", т.е.: возможность есть, но нет желания!..

После того, как гой сказал, то, что он сказал, и пошел своей дорогой, Баал Шем Тов сказал Тору, содержание которой – возможность, которая есть у еврея, но это зависит от его желания.

Вов

Урок из этой истории – что каждая вещь, которую еврей слышит, он должен знать, что это шлихус[2] Свыше.

И хотя кто может уподобиться уровню таких евреев, как Баал Шем Тов, тем не менее, какая-то часть этого относится к каждому и каждому из Израиля, и в особенности, после того, как Баал Шем Тов проложил дорогу.

И как сказал Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур несколько и несколько раз от имени Баал Шем Това, что всякая вещь, которую еврей видит и слышит, он может выучить из нее указание в служении, и, поскольку он может выучить гойроо[3], то понятно, что он должен выучить гойроо в служении, ибо если нет – то это указание Свыше будет впустую, хас вешолом.

... И в этом вопросе - что нужно знать, что всякая вещь, которую слышат - это шлихус Свыше - нет разницы, или это передано посредством еврея или легавдил, нееврея, это различие существует только относительно шалиаха, что гой, который не имеет свободы выбора, обязан исполнить шлихус; в отличие от этого, еврей, который имеет свободу выбора, есть у него выбор, чтобы не передавать шлихус; но относительно того, для кого предназначен шлихус, - нет различия в этом, что несмотря на это, что шлиах обладает свободой выбора, это не относится к нему, ибо, даже если этот шлихус не будет исполнен посредством этого человека, то это будет исполнено посредством другого.

Заин

Относительно чего это говорится?

На основании того, что говорилось выше, что образ поведения в шабос Берейшис затрагивает все дни года, и когда становятся в шабос Берейшис беhархово[4], то это hархово воздействует на весь год, - было у меня намерение, чтобы молитва была в hархово.

И это кол шекен[5] от молитвы в канун субботы, в ночь субботы (что хотя это шабос, но это все же ночь), которая была беhархово, - тем более и тем более, что утром субботы должна была быть молитва беhархово.

И т.е., что поскольку молитва - это начало работы всего дня, перед всеми аспектами ршус[6], и даже перед изучением Торы, как сказали Разал "ал тфилоси шетhей смухо лемитоси[7]", - было у меня намерение, что молитва субботы должна быть беhархово.

Что было практически? - Пришел шлиах, чтобы спросить, где будут молиться, и я сказал ему, как это было мое намерение, чтобы молились внизу (во дворе), и он ответил мне - "унтн из калт ун шмуцик[8]". И молились в синагоге.

Хес

И на основании вышеупомянутой истории от Баал Шем Това, это означает, что это было послание Свыше, - несмотря на то, что посланник не имел этого в виду, ибо его намерение было в материальности по простому смыслу, но тем не менее, есть в этом указание, - что после служения месяца элул, дней слихойс, Рош аШоно, десяти дней раскаяния, Йом Кипурим, четырех дней между Йом Кипур и Суккойс, Суккойс, Шмини Ацерес и Симхас Тойро, - после всего этого все еще "холодно и грязно"

И более подробно:

Элул в общем и дни слихойс в частности – это время работы хешбон нефеш[9]; после этого, в Рош аШоно, служение выражается в каболас ол[10]; в десять дней тшуво есть аспект "беhимоцой… биhйойсой коройв[11]", кирув hамоойр эл hаницойц[12], без различия, где находится ницоц, даже когда ницоц находится так низко, что он погас совершенно (как объясняется в друшим Ребе Рашаба), т.е., что сам ницоц еще добавляет в запрете, - все это не важно в десять дней тшуво, поскольку аспекты десяти дней тшуво они не со стороны ницоц, но со стороны моойр, и со стороны моойр нет различия;

И {если} всего этого недостаточно, но после этого приходят четыре дня между Йом Кипурим и Суккойс, что их идея это имя Гавайе дилейло[13], и после этого есть макифим[14] в Суккойс, таким образом, что макиф сукко окружает человека полностью, вплоть до того, что все его дела, даже аспекты ршус[15], становятся аспектом заповеди, т.е., что независимо от его мысли в этот момент, поскольку он находится в макиф сукко, то нет у него выбора… поскольку макиф сукко делает это заповедью, и т.е., поскольку идея Облаков Славы, что они убивают "змей" и "скорпионов", и посредством этого делается из всякой вещи – аспект заповеди;

И после этого есть аспект веселья и танцев в Шмини Ацерес и Симхас Тойро.

И после этого всего – говорят, что все еще "холодно и грязно"…

"Холодно" (крирус) – это противоположность святости, поскольку святость – это идея хайус[16], и хайус - это идея тепла, а крирус указывает на отсутствие хайус, т.е., отсутствие святости. И более того, "шмуцик" (грязь) – что это противоположность святости (подобно двум аспектам в тьме[17]: алеф) отсутствие света бейс) существование тьмы, которая противоположна свету).

И кроме этого, также молитва была не в hархово.

(Квойд кдушас Адмур Шлита очень плакал, и после этого сказал:)

Тес

Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур сказал как-то, по поводу смешения добра и зла, что есть в этом также достоинство – что также как с тех пор, как произошло смешение добра и зла, нет вещи в мире, в которой не было бы не-желательного аспекта, подобно этому с другой стороны, нет вещи в мире, чтобы не было в ней позитивного аспекта.

И также в отношении того, что говорилось выше – есть аспект утешения, - само то, что гашгаха пратит[18] проявляется явным образом.

И сначала – что гашгаха Вс-вышнего она над всеми творениями, даже на доймем[19], как объясняется подробно в отношении подхода Баал Шем Това, но только этот аспект он в сокрытии.

И как известно, что есть несколько вариантов в вопросе гашгаха, и как различие между гашгаха одним глазом, как сказано "эйн Гавайе эл йереов[20]", и гашгаха двумя глазами, как сказано "эйней Гавайе эл цадиким[21]".

И в общем есть в этом три способа: алеф) гашгаха, которая совершенно сокрыта, и как в доймем, и подобно этому есть такие люди, в отношении которых гашгаха таким же образом, и т.е., что делается это таким образом, что они об этом ничего не знают. Бейс) гашгаха таким образом, что чувствуют что-то, но не знают, что это, и подобно тому, что объясняется в вопросе "мазлайгу хазей[22]", что со стороны мазал Свыше чувствует также душа, которая внутри тела, что что-то происходит, но не знает, что это. Гимел) Гашгаха таким образом, что чувствоуют саму гашгаха, и понимают указание в этом.

И в нашем вопросе, когда гашгаха и гойроо Свыше таким образом, что слышат это материальным ухом, и более того, также объясняют это, - сам это немного утешает.

[1] урок

[2] послание

[3] указание

[4] "широко"

[5] "тем более"

[6] "разрешенные" вещи

[7] "Чтобы моя молитва была рядом с моей кроватью", т.е., молиться следует, как только проснулся (прим. переводчика)

[8] "Внизу – холодно и грязно"

[9] букв. "счет души"

[10] принятие ига

[11] "когда можно найти Его… когда Он близко" (Йешайа 55, 6)

[12] "Приближение Источника света к искре"

[13] Высшее имя Гавайе (четырехбуквенное имя, тетраграмматон)

[14] Б-жественный Свет, "окружающий" мир

[15] разрешенные вещи

[16] жизненность, энергия

[17] см. Ликутей Сихойс ч. 10 стр. 180 и ссылки там)

[18] частное Провидение

[19] неживая природа

[20] "Глаз Вс-вышнего к боящимся Его" (Тегилим 33, 18)

[21] "Глаза Вс-вышнего – к праведникам" (Тегилим 34, 16)

[22] "звезда его видит"

Запись опубликована в рубрике: .