Торат Менахем, т. 23, стр. 192
Предисловие переводчика
Наши мудрецы утверждают, что «если делают тшуву — будут избавлены. И если нет — не будут избавлены». Основываясь на этом высказывании мудрецов и анализируя контекст недельной главы, Ребе приходит здесь к выводу, что отнюдь не любая тшува приводит избавление.
Чтобы привести избавление — требуется тшува, раскрывающая «йехида» в душе, тшува, раскрывающая самые глубинные слои под (или над-)сознания. Тшува, раскрывающая «термоядерную энергию» души. Каким образом еврей может достичь подобной тшувы? Посредством исполнения шлихут, посредством «мсирут нефеш» на распространение Торы и заповедей еврей раскрывает «йехида» в своей душе, и тогда он удостаивается тшувы, способной привести избавление
Возможно, в этих словах Ребе есть ответ на часто звучащий вопрос, почему геула не пришла в прошлых поколениях, которые были куда праведнее и возвышеннее нашего поколения. Возможно, что в раскрытых силах души они были выше. Но сила «мсирут нефеш» раскроется лишь в последнем поколении, и именно энергия «мсирут нефеш» (как далее подчеркивается, мсирут нефеш на практике, а не в потенциале) способна привести избавление
***
Алеф
В начале гл. Пинхас Тора рассказывает, как Вс-вышний говорит сынам Израиля: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-священнослужителя, отвратил ярость Мою от сынов Исраэля тем, что возревновал Моей ревностью среди вас, и не истребил Я сынов Исраэля ревностью Моей.… Потому скажи. Вот Я даю ему Мой завет, (завет) мира. И будет ему и потомству его после него заветом священнослужения вечного за то, что возревновал он за Б-га своего и искупил сынов Исраэля[1]».
Несмотря на то, что священничество уже было дано потомству Аарона, оно было дано лишь Аарону и его сыновьям, помазанным вместе с ним, и их потомству, которое родится после их помазания. Получилось так, что Пинхас, родившийся до того, не был помазан, и не получил священничества, пока не убил Зимри.
Нужно понять:
За работу — дают награду, и чем сложнее работа, и чем более она возвышенна — тем больше будет награда за нее.
Однако священничество — это не награда. Это скорее относится к «природе», природным качествам Аарона и его сыновей. В тот момент, когда Вс-вышний приказал помазать Аарона и его сыновей, тем самым Он отделил и освятил их от всех сынов Израиля, как сказано[2]: «И отделен был Аарон, чтобы освятить его самым святым, он и сыновья его, навеки», что он и все потомки его будут священниками. Но те, кто не происходят от Аарона и его сыновей, помазанных вместе с ним — невозможно, чтобы какого-либо вида «работа» могла помочь им стать священниками. Ибо священничество подобно природному свойству, и Аарон и сыновья его — по природе своей святы.
Это похоже на то, как Раши объясняет относительно священничества вообще: «границы установил Вс-вышний в своем мире. Возможно ли поменять местами утро и вечер? — Так же невозможно отменить это (священничество). Также как сказано «и был вечер и было утро и отделил», подобно этому «и отделил Аарона чтобы освятить его».
И тогда непонятно: Если Пинхас сам по себе не был коэн, каким образом он получил священничество посредством того, что «ревновал ревность Мою», «за то, что ревновал за Б-га своего»?
Бет
После того, как Тора завершает рассказ о Пинхасе и тем, что с этим связано, и последствиями этого (приказание о войне с Мидьяном, пересчет сынов Израиля в результате мора), в продолжение главы рассказывается о разделении земли Израиля по коленам, назначении Йегошуа пастырем Израиля, которому суждено ввести сынов Израиля в землю Израиля. Далее, до самого конца главы, идет описание жертвоприношений, часть которых (два хлеба, несколько из общественных жертвоприношений, возлияния вина на жертвенник) можно было приносить лишь в Земле Израиля.
Поскольку обо всех этих вещах говорится в главе, называемой Пинхас, ясно, что вхождение в Землю Израиля, и все, что с этим связано, имеет отношение к Пинхасу, и посредством служения Пинхаса удостаиваются войти в Землю Израиля.
Наши мудрецы говорят, что если бы не согрешили, то уже тогда — в первый раз, когда вошли в Землю Израиля — наступило бы полное избавление. И хотя фактически это не произошло тогда, тем не менее, ясно, что в определенных аспектах захват земли Израиля тогда подобен будущему избавлению.
И поскольку захват земли Израиля первыми поколениями подобен будущему избавлению, это объясняет, каким образом связано вхождение в Эрец Исраэль с Пинхасом — ибо «Пинхас он же Элиягу», и Элиягу — это тот, кто известит о будущем полном избавлении в скором времени.
Гимел
О будущем избавлении сказано: «и не будут скрываться от тебя более учитель твой[3]». Бесконечный Б-жественный свет не будет более сокрыт облачениями, и будет светить в раскрытии[4]. Если сегодня светит лишь Б-жественный свет, облаченный в одеяния, и сокращенный до уровня миров, то в будущем будет светить сам свет, без сокрытия облачениями, аспект Б-жественного света, выше чем мироздание.
Человек внизу подобен Высшему Человеку[5]. И подобно тому, как у Высшего Человека есть две ступени: свет, приходящий в систему мироздания, и свет, находящийся над системой миров, так и у человека внизу, в душе, есть две ступени:
1. Душа, облаченная в разум и эмоции и т.д., подразделяется на четыре ступени: нефеш, руах, нешама, хая, подобно тому, как Б-жественный свет в мироздании разделяется на четыре мира: Асия, Йецира, Брия, и Ацилут
2. Аспект души, который выше, облачения в силы разума и эмоций, аспект йехида[6], сущность души, связанная с йахид — Б-жественной сущностью. И для того, чтобы привлечь Свыше аспект йахид, свет, который выше мироздания — служение внизу должно быть в аспекте йехида в душе, выше, чем раскрытые силы души.
И это есть смысл слов наших мудрецов: «Если Израиль делает тшуву — будут избавлены. А если нет — нет».
Слова «если нет — нет» означают, что приход избавления зависит только от тшувы. И это не только раскаяние за грехи, ибо тшува исправляет грехи, задерживающие избавление. Но для самого избавления требуется служение тшува.
И причина этого: истинная тшува — это тшува, пробуждающая аспект йехида в душе (и только поэтому тшува способна исправить все повреждения (пгамим), произведенные грехами. Ибо все повреждения (пгамим) — относятся к раскрытым силах души (разуму и эмоциям), и когда делают тшуву, привлекают бесконечный Б-жественный свет Свыше, из аспекта йехида, и тогда само собой, исправляются все повреждения и восполняются все недостатки). И поэтому для приведения Избавления есть необходимость в тшуве, раскрывающей аспект йехида, для того, чтобы привлечь полное избавление, раскрытие Б-жественной сущности в мироздании, аспект йахид.
Далет
Аспект йехида, выше, чем все раскрытые силы души, выражается в мсирут нефеш,[7]самопожертвовании. Поскольку также самопожертвование выше, чем раскрытые силы души, разум и сознание, ибо с точки зрения разума нет смысла в самопожертвовании (речь идет об истинном самопожертвовании — не ради награды). И сила на самопожертвование происходит из сущности души, аспекта йехида. И поэтому именно в поколениях «Пяток Мошиаха» служение самопожертвования приобретает особое значение — для того, чтобы раскрыть аспект йехида, и привлечь тем самым аспект йахид, который раскроется с приходом Мошиаха.
И хотя самопожертвование необходимо было всегда (и, как объясняется в Тании, что исполнение Торы и заповедей зависит от того, что будет помнить постоянно идею самопожертвования, и поэтому также поколению, вошедшему в Эрец Исраэль, было заповедано читать Шма Исраэль дважды в день, хотя им было обещано «страх перед вами…» - ибо в там не идет речи о действительном самопожертвовании. Практически идет речь об изучении Торы и исполнении заповедей, а самопожертвование лишь потенциально. Само собой это аспект йехида, облаченный в НарНаХ[8] (изучение Торы и исполнение заповедей).
Но в эпоху, предшествующую приходу Мошиаха, когда требуется самопожертвование в качестве подготовки к будущему раскрытию Б-жественного света, раскрытия сущности Б-жественности, «не сокроется от тебя учитель твой» - требуется открытое, практическое, самопожертвование, происходящее от раскрытия аспекта йехида, не скрываемого никакими оболочками.
[1] Бемидбар 25, 11-13
[2] Диврей а-ямим I, 23, 13
[3] Йешая 30, 20
[4] Тания гл. 16
[5] Каббалистическое понятие «человека, сидящего на троне» (в пророчестве Йехезкеля). Как правило, соответствует в хасидуте Хабад миру Ацилут. Мир Ацилут, в свою очередь, является прототипом всех остальных миров. Прим. переводчика
[6] Как объяснить, что означает «сущность души»? В 4 главе Игерет аТшува обьясняется, что сущность души и глубина сердца — это то, что раскрывается сверху и без подготовки человека. Я думаю, в этом суть понятия «сущность души». Прим. переводчика
[7] Самопожертвование
[8] Нефеш-Руах-Решама-Хая