Алеф
Основная причина этого гисваадус[1] – то, что поехал шлиах[2] в нашу Святую Землю, да будет она отстроена и укреплена, чтобы подействовать - самому, и передать другим, чтобы они также действовали (и с добавлением достоинства которое есть) в способе шлихус - в воспитании ал тагарас а-койдеш[3], и в особенности, в мойсдойс[4], называющихся на имя квойд кдушас мойри вехами Адмур[5], - и само собой это называется также - в шлихус[6] того, кто называется этим именем.
Поскольку это шлихус Ребе - должны были сами стремиться и гнаться за этим делом. И, тем не менее, со стороны хойшех кофул умехупол[7], есть такие, которые, из-за желаний тела, находиться в другом месте, они забывают о Ребе, забывают о шлихус, и отдаются на милость материальности животной души.
Бейс
В конце концов он исполнит желание Б-жественной души, и исполнит шлихус, который возложен на него. Но между этим он спорит сам, и просит также своего отца и мать, или членов его семьи, чтобы "защитили" его, чтобы ему не ехать. И хотя в конце концов он исполнит шлихус, тем не менее, это будет действие подневольное, без энергичности и без жизненности.
Гимел
Алтер Ребе объясняет в Игерес а-Койдеш достоинство акейдо[8] - и ведь главу акейдо мы произносим каждое утро перед молитвой, как предисловие к молитве, которая есть основа работы в течение всего дня - что основное достоинство в этом, что "Авраам овину сделал это с удивительной проворностью, чтобы показать свою радость и желание". Т.е.: хотя со стороны природы и т.д., тем не менее, поскольку он знал, что это есть воля и намерение Вс-вышнего, сделал это с радостью.
И также это в нашем вопросе - если это действие делается подневольно, то, хотя и исполняют шлихус, тем не менее, не хватает во всех тех вещах, которые требуют в заслугу акейдо, - что это в заслугу зризус[9] и т.д. акейдо как выше - что в общем это также гашпоо[10] в боней, хайей и мезойней рвихей[11].
Способ действия должен быть в аспекте "акейдо", что смысл ее - язык связывания, т.е., что забирают от тела возможность помешать или даже ослабить. И также в нашем вопросе - что он связывает свою волю и устраняет свое существование, и вместе с этим он исполняет шлихус с радостью и добрым сердцем.
Далет
Когда есть ощущение ("эр дерhерт"), что это шлихус Ребе - ясно ему, что это есть его личное благо в духовности и это есть его благо в материальности, и делает это в радости и в доброте сердца. И так должен он пробудить это чувство также у тех, которые находятся в том месте, куда он едет.
Действие должно быть - не ради пользы, которая у него будет от этого; действие должно быть "не ради того, чтобы получить награду", должны делать со стороны "бакшу поной[12]", и тогда есть само собой успех в материальности и в духовности, как в общественных делах, так и в личных делах.
И в особенности месяц элул, как объясняется в Ликутей Тойро, что в месяц элул царь находится в поле, что тогда могут добиться у него исполнения всех просьб, несмотря на то, что когда он находится в своей столице, требуется на это несколько и несколько усилий. В месяц элул - "эс понэхо Гавайе авакеш[13]", и этот аспект притягивается во все аспекты, вплоть до аспектов самых внутренних.
*
Гей
Когда Алтер Ребе взял меламеда для своего сына, продолжателя его пути, Адмур гоЭмцои, Алтер Ребе сказал меламеду: прежде всего, учат буквы алеф бейс. что такое алеф - точна сверху, точка снизу, и линия в середине - это есть алеф. Ребенок должен знать, что алеф Торы - это йуд свыше, йуд внизу, и линия веры, соединяющая их. До сих пор его слова.
В алеф буквально, что учат с ребенком - есть в этом вся эта идея указанная выше, со всей глубиной в понимании и постижении, как каждый носи[14] в своем поколении объяснил идею точки сверху и точки снизу и линии соединяющей их.
И также это в общей идее воспитания: сразу же. как только начинают воспитывать ребенка, хотя пока что учат с ним простые вещи, но также в этом важна уже цель, которой хотят достичь, и нужно установить это (в сокрытии, в буквах, соответствующих его пониманию) сразу в начале.
Еще до того, как ребенок научится различать между добром и злом, и учат с ним только але"ф Торы - нужно вложить в это всю глубину. которая есть в але"ф.
Вов
В соответствии с тем, что объясняется в Тора Ор, понятно, что точка свыше это аспект цицмум[15] в машпиа[16], которые должен заключить всю идеи своей гашпоо в точке, после этого - линия - притяжение, и после этого точка снизу, что это есть идея цимцум в мекабель[17].
И объясняется в другом месте в Тора Ор, что это есть порядок во всей системе миров, и как сказано "нойцер хесед лоалофи"м[18]".
И следует сказать, как возможное объяснение, что поэтому буква алеф это начало всех букв (ойсийойс[19] от корня осо войкер[20], что это есть язык притяжения), потому что это есть способ во всех аспектах притяжения и гишталшелус[21].
И все это включается в алеф по простому смыслу.
Заин
Также идея воспитания, что это есть гашпоо от учителя к ученику, оно в порядке але"ф. Как говорилось, что это есть порядок во всех аспектах гишталшелус. Как в воспитании ребенка, так и в воспитании взрослого. Все уровни воспитания должны быть в способе але"ф: цимцум в воспитателе - который отдает себя воспитаннику; подчинение воспитанника, который воспринимает гашпоо, и вера (соединяющая линия), которая должна быть у ученика в учителя. И как объясняется в нескольких местах, что для того чтобы воспринять - необходимо отставить в сторону свой разум, чтобы он был только в аспекте восприятия, и как объясняется в другом месте, что во время восприятия воспринимающий не должен думать даже о понимании и постижении воспринимаемого, но только принять слова учителя как они есть. И только после гашпоо, думает он о понимании услышанного.
И поэтому, также когда он учит с ребенком простые вещи, он не должен бояться, какие будут результаты хинух[22], - поскольку он связывает уже точку воспринимающего с точкой свыше, вплоть до мерхав гоацми[23], и связь она таким образом, что то не есть три отдельные вещи, но из всех их вместе составляется одна буква.
Хес
Вышесказанное - это из гасколо[24] в этом вопросе. Идея этого вопроса[25]:
Пусть шлиах возьмет с собой все аспекты полностью, и принесет их туда полностью, и подействует на все тех, к кому он послан - что поедут всюду, куда нужно, с расторопностью, с радостью и добрым сердцем, поскольку это есть воля посылающего, и как сказано: нужно делать это не с намерением получить награду, но само собой это есть их истинное благо и счастье, в материальности и в духовности.
*
В шиур хумаш[26] сегодняшнего дня (второй день недели) сказано: "да не увидишь ты осла брата твоего или быка его упавшими в дороге и сокроешься от них, поднимая подними вместе с ними".
Дорога - это посредник между ршус а-йохид[27] и ршус а-рабим[28].
- и поэтому, когда объясняют в хасидус идею линии, приводят пример из дороги, которая соединяет большой город и царский дворец с маленькими городами и вплоть до отдаленной точки;
Также пример из трубки, что когда нужно наполнить водой из большой реки, которая течет с большой силой, в маленькие сосуды, нужна труба, которая разделяется потом на маленькие трубки, что посредством них может вода достичь также самых маленьких сосудов, находящихся в самом отдаленном месте.
- Когда хотят добавить что-то дополнительное кроме дороги, - это может быть двумя способами: добавить осла и быка, которые падают в стойле, в частном владении, или добавить падающих в общественном владении, и приводится в Сифри - что добавляют общественное владение, но в стойле нет обязанности поднимать.
Йуд
Идея из всего вышесказанного в воспитании:
Перед воспитанием человек - сказано "аир пэрэ одом йиволед[29]". Есть такие, которые как животное, и в общем: если бык - животное со стороны святости, если осел - животное со стороны противоположной святости, насколько возможно противоположность святости у еврея.
И когда он видит осла или быка падающими (со своей ступени, и также груз, который они должны нести, падает) в дороге - тогда "поднимая подними вместе с ним".
Само то что "ты увидишь" - что показывают ему – доказывает, что есть в этом отношение к нему. И как говорит Баал Шем Тов что все что еврей видит или слышит это в гашгаха пратит[30], чтобы использовать это в служении человека своему создателю.
Хотя он думает, что он находится на более высоком уровне, и, может быть, он действительно находится на самом высоком уровне, тем не менее, есть у этого отношение к нему, как говорит посук "охихо[31]", с добавлением каф софит, что это твой брат.
когда он видит, что тот находится в дороге, не в частном владении, но боле того, даже если он находится в общественном владении, противоположность частному владению единственного в мире, он может сказать: что мне и этому несчастью. На это говорят ему: возложена на тебя обязанность освободиться от всех своих дел и исполнить мицву "гокейм токим[32]".
И наоборот, эта обязанность она именно в дороге и в ршус арабим. Если падают в стойле, то, поскольку они находятся в ршус айохид, - нет обязанности поднимать, они поднимутся сами; обязанность - она в дороге, и более того, в общественном владении, - ибо есть дополнительная строгость в словах мудрецов относительно слова Торы.
Заповедь поднимания в дороге - следует исполнять ее с расторопностью и с радостью, как говорилось выше. Но в общественном владении - нужно исполнять ее с особой сладостью, поскольку сладки для меня слова сойфрим[33] больше, чем слова Торы.
Йуд алеф
В отношении нашего вопроса:
когда говорится о том, чтобы ехать работать в воспитательных учреждениях, - то могут захотеть поставить условие и выбрать именно места, близкие к месту жительства, такие места, где есть больше йирас шомаим[34];
На это оговорят, что в то время когда могут сделать в далеком месте и далеком угле, отвергнутом в материальности и в духовности, то не только понятно, что должно быть "поднимая подними", не только понятно что нельзя, чтобы это привело к уменьшению в расторопности и в радости, но боле того, - это должно усилить энергичность, расторопность и радость.
Йуд бейс
В общности Торы женщины предшествуют мужчинам, как сказано, "так скажи дому Якова" - это женщины, "и сообщи сынам Израиля" - это мужчины. И если так это в всей Торе, и тем более в вопросах воспитания, - что видно воочию, что в этом важнее мать, чем отец, несмотря на то, что заповедь воспитания возложена на отца а не на мать, тем не менее, видно, что как акерес абаис[35] ставит это дело - так оно идет.
Отсюда понятно, что все сказанное выше, относится не только к вопросу воспитания мальчиков, но также к воспитанию девочек, и не только в отношении учителей, но также - учительниц. И наоборот, у них это раньше, чем у мужчин, с большей расторопностью и с большей энергичностью.
Йуд гимел
Пусть Вс-вышний даст благословение успеха, чтобы шлиах взял все аспекты шлихус полностью, и приведет их туда - в святую землю да будет она отстроена и укреплена, - полностью, и, само собой, это будут слова исходящие из сердца и входящие в сердце слушателей, чтобы подействовать на молодых людей, на учителей и учительниц, - чтобы каждый и каждый из них действовал с расторопностью и энергией и радостью, чтобы принести слово В-свышнего во всякое место, которое они установят для себя, и в особенности, в воспитательных учреждениях, называющихся на имя квойд кдушас мойри вехамии Адмур, чтобы ученики и ученицы были "зера бейрах Гавайе[36]", "дойр йешорим йевойрох[37]".
И эта работа приведет большой успех также в их личных делах, мерой Вс-вышнего, что это мера напротив меры, но с добавлением несколько раз так, - "вайаас логем ботим[38]", сыновья и сыновья сыновей, занимающиеся Торой и заповедями.
*
Йуд далет
Была идея указать на каждого пальцем и также указать ему, куда он должен ехать. Но конечная цель - чтобы ехали с желанием, с радостью и с добрым сердцем, как говорилось выше, и само собой будет достаточно также если будет сказано об этом даже только в общем, и каждый - кто действительно подходит для этого, - должен знать, что его имеют в виду.
Как известно выражение Квойд кдушас Адмур Цемах Цедек, который сказал, что также как "киржнер[39]" изготавливает шляпы различных размеров, и после этого, когда покупатель заходит и меряет шляпу, и подходящую ему, он одевает, - также это у него (в отношении того, чтобы говорить слова гисойрерус[40] и подобное этому). И Цемах Цедек закончил: "И его таки я имею в виду".
Это значит: также те, кто не названы по и они углубятся в этот вопрос действительно, без того, чтобы примешивать личные соображения и собственный йешус[41], увидят, что это есть их внутренняя задача, - делать, как сказано выше (а те, кто уже женаты - должны сделать это у своих жен, поскольку "как его тело подобна") - и их действительно имеют в виду.
Тес вов
Не-называние по имени, не ослабляет назначение, что назначают их, и наоборот, это есть аспект имени в сокрытии (подобно различию имени, которое написано и имени, которое произносится), и само собой, это касается еще более глубоко, и дает более глубокие силы, большая заслуга и большая ответственность, во всем вышесказанном, и само собой также притяжение успеха большего во всем вышесказанном.
И также деталь, о которой шла речь выше, что в самой поездке, должна быть большая сладость в ршус а-рабим чем в дороге, - также эта деталь относится к тем, кто не названы по имени, и, наоборот, - к ним это относится в большей степени, со стороны аспекта имени в сокрытии, что оно ближе к сладости, чем имя в раскрытии.
Кроме того, что возложена на них эта работа в общем, возложена на них в особенности деталь выбирания места в ршус арабим и отдаленной точке и т.д., и им надлежит сделать это с энергичностью, с расторопностью, с радостью и добрым сердцем.
Тес заин
И все это указывается в идее але"ф - начало учебы - и как объясняется в Тора Ор что в тоhу[42] - это ощущение тела, сильное ощущение самого себя, - противоположность гискалелус[43], в отличие от этого в тикун[44], слабость тела и ощущения себя, - это есть аспект алефов, йуд сверху, йуд снизу и вов в середине, линия, соединяющая их.
Когда оставляют йешус тела, тогда есть связь йуда снизу - еврея - с йудом сверху - мудростью и волей Вс-вышнего, и тогда он видит, в чем состоит его миссия.
И тогда есть притяжение от верхнего йуда в нижний йуд, посредством исполнения миссии притягивается их добро и счастье в духовности, благо и счастье в материальности, их и их детей.
*
Йуд заин
Мы находимся сейчас в месяце элул, дни благоволения и милосердия, и приближается хай элул, который дает хайус во всей работе месяца элул и посредством этого также в работе всего года.
Все те, кто посвятили себя вышесказанной работе, - в соответствии с известиями, которые были получены до сих пор, - их упомянут бли недер на Ционе в день хай элул, что должно быть, и действительно будет с большим успехом, как в общих делах, так и в частных делах.
Йуд хес
Как говорилось выше. что заповедь поднимания (в нашем вопросе - занятие воспитанием в чистоте святости) это во всех местах, также в ршус арабим, также это относится к порядку воспитания - начинать от але"ф как выше - это порядок во всех местах. Во всяком месте и во всех ступенях, нужно учить с еврейским ребенком с малых лет и в качестве основы для всего его воспитания и всей его жизни, - что еврей (Йуд, точка) внизу связывает себя и соединяется с йуд (начало и основа имени Гавайе) наверху посредством линии веры (или как второй вариант в словах Алтер Ребе) посредством линии страха перед небом.
Те, кто едут вплоть до отдаленных мест, чтобы заниматься там воспитанием в чистоте святости, и в особенности, в школах, называющихся по имени квойд кдушас мойри вехами Адмур, должны знать, что нужно вложить этот але"ф в детей - в учеников и учениц, - чтобы это соответствовало ожиданиям и намерению Ребе, чтобы он мог сказать: смотрите поросль, которую я вырастил- что я вырастил - в единственном числе - посредством моих шлухим.
Йуд тес
Есть основной вопрос, и есть вопрос, приходящий посредством другого вопроса. И также в причине фарбренгена.
И идея - что это также главное, но - пришло посредством другой идеи: все, что сказано выше - относится к любому воспитательному учреждению в чистоте святости. В каждом мойсаде нужно начинать с алеф бейс. Как машпиим, так и ученики. Несмотря на прошлое и несмотря на достоинства, которые они достигли, начало каждого дня - это мойдэ ани, что это алеф бей работы человека в мире - чтобы служить своему создателю.
Поскольку "смотрел в Тору и сотворил мир", должно быть начало с алефом Торы, т.е., нужно знать, что есть йуд свыше, мерхав ацми шел гоацмус, который включает в себя все, и чтобы получить это, нужно быть йуд снизу, - битуль и пустой сосуд воспринимающего, и "пустой сосуд вмещает", и это реализуется посредством линии веры, линии страха перед Небом, которая их соединяет. Следует соединить верх и низ, пока они не станут одним целым, одной буквой. Из всего вместе делается алеф, - алуфой шел ойлом[45].
Сейчас начинается время учебы, и так, как ставят в начале, так это продолжается. И поэтому, в ешивах вообще, и ешивах Томхей Тмимим в частности, что из Томхей тмимим должны выйти "тмимим", цельные в цельной Торе, открытой Торе и хасидус, цельные в заповедях - "томим тигйе им Гавайе Элойкехо[46]", цельность в 248 органах, что это есть 248 заповедей делай, и цельность в 365 жилах, что это есть 365 заповедей не делай, и начало учебы должно быть из подхода знания и понимания как выше. в идее але"ф.
Коф
Идея быка и осла упавшего в дороге - относится также к самим образовательным учреждениям и ешивам.
Когда видят у ученика аспект быка и осла, которые падают, и более того, что они находятся в ршус арабим, - не имеет отношения никакой тируц - ни со стороны машпиа, ни со стороны рош ешива и рош месивта, и ни со стороны руководства - что это не по их чину, нет у них времени и т.д. И подобно этому - когда среди перечисленных выше видят это сами, нет места для "вегисаламто" или мнимое утверждение, что это не по их чину, но должно быть "гокейм токим".
И, т.е., поскольку это приказание со всеми деталями и аспектами, упомянутыми выше, сказано каждому и каждому из учеников, из машпиим, из рошей ешивойс и членов руководства, как частные лица и как общество (ученики вместе, вплоть до руководства всех вместе).
И поскольку требуют это - ясное дело, что дают силы на это. И когда он действительно захочет исполнить это приказание - сможет это исполнить.
И, т.е., поскольку все заповеди в Торе сказаны таким языком, что есть в нем два смысла - приказание и обещание, и также "гокейм токим", когда чувствуется приказание: что ты должен поднять - тогда приходит внутренний смысл: обещание, что ты действительно поднимешь.
Коф алеф
Укрепление для этого это также порядок в этой стране, что начало учебы - в месяце элул, - время, когда царь в поле, тринадцать качеств милосердия находятся в раскрытии, таким образом, что царь принимает каждого с добрым выражением лица, и улыбается всем, как говорилось выше (п. 4) - что этот аспект дает силы каждому исполнить требуемое от него.
Это относится к учениками ешив вообще и к ученикам Томхей Тмимим в частности, ибо идея Торы вообще, и способ ее изучения в Томхей тмимим в частности, - это соединить и объединить открытую Торы с скрытой Торой, и посредством этого также открытое и сокрытое в душе с галйо[47] и сосим[48] Вс-вышнего, вплоть до того, что достигают исполнения обещаний: "бакшу поной вэс понэхо Гавайе авакеш".
и "В свете лица царя жизнь" – что этот аспект притягивает из пнимиюс[49] и эцем[50] тов[51], ксиво вахасимо тойво лешоно тойво умсуко[52], ниже десяти ладоней[53], в явном и открытом благе.
*
Коф бейс
И подобно этому еще одна идея из намеков главы - "ки сейцей ламилхомо ал ойвехо[54]":
Война с его животной душой, война с окружением, с телом и животной душой другого - порядок в этом - это "ки сейцей", не ждать, что тот придет воевать с тобой, но выйти к нему. И как говорилось однажды, что если враг приходит на его территорию, то даже если он побеждает в войне, то все равно неизбежно будет какое-то разрушение, которое причиняется со стороны войны, в отличие от этого "ки сейцей" - когда выходят на войну на территорию врага в наступательной войне.
и тогда - "вешовисо шивйо" - пленник, который находился в плену в руках врага твоего, твой враг, - пленник, связанный с тобой.
Т.е., что не подумает, что он делает одолжение другому, и само собой, сколько бы он ни сделал, - этого достаточно. На это говорят ему, чтобы он знал, что это его плен, врага твоего, - это дело имеет отношение к тебе, и еще больше, чем к другому. Это его искры святости, которые находятся в леумас зэ, и на нем лежит обязанность вывести их оттуда. И как говорилось выше в вопросе "ки сиръэ[55]" - что поскольку он это видит, и знает об этом, это имеет отношение к нему.
И как говорилось выше - глава говорится языком приказа и языком обещания. Когда он чувствует приказание, тогда он делает это с радостью и добрым сердцем, и обещано ему, что "И пленишь его пленника".
Коф гимел
И в соответствии с тем, что сказали Разал, "лефум цааро агро[56]" - то, поскольку эта работа связана с трудностями войны, со стороны гээлем и гестер[57] на исполнение его шлихус, то в соответствии с этим есть у него "агро[58]" - что он "берет" ацмус, и как объясняется на посук "яасе амехаке лой[59]" - инун дэдахкин бемилей дехухмосо[60]", что посредством того, что ломают сокрытие и утаение, берут ацмус.
И посредством этого приходят к исполнению обещания "лой йисо гой эл гой хэрев велой йилмеду ойд милхомо[61]", в приходе Мошиаха, который называется "мир", и как сказано, "сар шолом - лемарбе а-мисро улшолом эйн кейц".
И как приводится в игерес акойдеш, что сейчас должен быть бирур ницойцойс. В будущем будет завершен бирур ницойцойс и отделится добро от зла, и тогда не потребуется делать бирурим, но работа будет соединять йихудим более высокие, чтобы притянуть света которые выше чем Ацилус, - что это есть идея "шолом", "шолом эйн кейц". Но само это делается именно посредством работы бирурим сейчас, аспект "тейцей ламилхомо".
*
Коф далет
И это есть также работа Рош аШоно, и идея "год, который беден в начале, будет богатым в конце".
Основа работы Рош ашоно - "мицвас айойм бешойфар[62]", ткиес.
Когда "мин амейцар короси", "бедная в начале ее", в тот же момент, - делается немедленно "ответил мне в мерхав", "обогащается в конце", притяжение мерхав ацми.
И эта идея есть в йуд Свыше, и посредством кав[63] это притягивается в йуд снизу.
*
Коф гей
Говорилось несколько раз в вопросе "уфорацто":
В отношении гашмиюс - пока еще не видно, что уже сделали в этом. Пусть же ученики делают свое "уфорацто" - "уфорацто" в духовности, и это принудит также "уфорацто" в материальности, и как пример оленя, пока не удостоимся, что "поднимется пойрец перед ними" - царь Мошиах.
И начало в этом - притянуть ксиво вахасимо тойво лешоно тойво умсуко, год без границ, как в материальности, так и в духовности, год "уфорацто йомо вокедмо цофойно вонегбо[64]", вплоть до "наследие без границ", "нахалас Яаков овихо ки фи Гавайе дибер[65]".
[1] собрание
[2] посланник
[3] "в чистоте Святости"
[4] (воспитательные) учреждения
[5] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, Шестой Любавичский Ребе
[6] миссия
[7] "тьма двойная и удвоенная"
[8] связывание (Ицхака)
[9] расторопность
[10] влияние, притяжение
[11] дети, здоровье и парносо (заработок) в избытке
[12] "Ищите лица Моего"
[13] "Лица Твоего, Вс-вышний, ищу"
[14] Глава Хабада
[15] сокращение
[16] "влияющий", учитель
[17] "воспринимающий", ученик
[18] "Хранящий милость тысячам (поколений)"
[19] буквы
[20] "пришло утро"
[21] система миров
[22] воспитание
[23] "Сущностная ширь", (постижение) Б-жественной Сущности, выводящее из всех рамок и ограничений (прим. переводчика)
[24] постижение
[25] в работе, в служении Вс-вышнему
[26] дневной раздел Торы (Пятикнижия)
[27] частное владение
[28] общественное владение
[29] "диким ослом рождается человек"
[30] Б-жественное Провидение
[31] "брат твой"
[32] "Поднимая подними"
[33] мудрецы ("книжники")
[34] Страх перед Небом
[35] "основа дома", т.е. женщина
[36] "Потомство, благословенное Вс-вышним"
[37] "Поколение праведных, благословенное"
[38] "И сделал им дома"
[39] изготавливающий шляпы
[40] пробуждение
[41] самоощущение
[42] мир хаоса
[43] соединение, включенность
[44] мир исправления
[45] "Хозяин мира"
[46] "цельным будь с Вс-вышним, Б-гом твоим"
[47] открытое
[48] сокрытое
[49] внутренее
[50] сущность
[51] благо
[52] "хорошая запись и хорошая печать для сладкого и доброго года"
[53] т.е. в реальности, в материальности этого мира (прим. переводчика)
[54] "Когда ты выйдешь на войну с врагом твоим"
[55] "Когда увидишь"
[56] "По трудности – награда"
[57] сокрытие и препятствия
[58] награда
[59] "Сделает для ждущего Его"
[60] "Те, кто протискивается в слова мудрости"
[61] "не поднимет народ на народ меч, и не будут больше учиться войне"
[62] "Заповедь дня – шофар"
[63] "линия"
[64] "И ты распространишься на север, на юг, на запад и на восток"
[65] "Наследие Якова, отца твоего, ибо уста Вс-вышнего говорили"