Тойрас Менахем ч. 21 стр.. 240
Мем далет
Когда Квойд Кдушас мойри вехами Адмур рассказывал в йуд тес кислев 5698 года по поводу гисваадус[1] своего отца, Ребе Рашаб[2]а, пятьдесят лет назад, в которой он рассказывал эту историю по поводу колус анефеш[3] со стороны удовольствия в аспектах Б-жественности - он продолжил свой рассказ:
на этом гисваадус находились несколько хасидим баалей цуро[4], как в hасколо[5], так и в авойдо[6].
На столе стояла гречневая каша - как было принято с древних времен, что в 19 кислев кушали гречневую кашу, и один из присутствующих (или несколько из них) кушал тем временем кашу с большим удовольствием. И сказал ему Ребе Рашаб: вы забыли, что вы кушаете "кашу"!
И объяснение в этом было, что поскольку в этом гисваадус говорилось о Б-жественных вещах так, что это было понятно и объяснено, вплоть до того, что у этого хасида пробудилось чувство ощутимого таануг[7], в разуме Б-жественной души, и это было притянуто в мидойс[8] естественной души, и из этого произошло распространение и облачение удовольствия в кушание каши.
И это учит нас, что также, когда находятся в совершенстве служения и в состоянии подъема в служении, тем не менее, должно быть аспект шмиро[9] и т.д., и как объяснялось выше в маамаре,
...
Что каждый аспект нуждается в шмиро, даже аспект мицвойс и даже аспекты Торы, которые не в аспекте гдорим усьогим[10], что это есть аспект баис в Торе, - ибо кроме того, что Тора называется именем "баис", она называется также именем "мозойн[11]", и "лвуш[12]", и следовательно, что аспект "баис" в Торе охраняет также аспекты Торы, которые называются "мозон" и "лвуш".
Мем hей
И представь себе:
Даже когда находятся на фарбренген[13] йуд тес кислев[14], с Ребе Рашабом, носи в Израиле, что "каждый, находящийся на трапезе, на которой находится талмид хохом[15], как будто бы наслаждается сиянием Шхины, и на этом гисваадус говорят о таануг, который связан с колус hанефеш к Элойкус (как в истории об Алтер Ребе, который достиг колус нефеш со стороны великого наслаждения, что он удостоился отдать свою жизнь за учение Баал Шем Това и Магида) - тем не менее, возможна такая ситуация у хосида баал цуро в авойдо или в hасколо или в их обоих, что его таануг распространится и притянется в таануг от кушания "гречневой каши",
И не потому, что чувствует в этом Элойкус, или для того, чтобы воспрепятствовать аспекту колус hанефеш (как в известной истории) - что тогда бы Ребе Рашаб не должен был бы задерживать его, - но - удовольствие от кушания гречневой каши буквально, даже не таким образом, как объясняется в Тании, что намерение в этой еде это для того, чтобы тело было здорово и могло служить служение Вс-вышнему.
И из этого понятно особое подчеркивание в необходимости охранения и осторожности, чтобы уберечься (лишлол) от удовольствия поедания гречневой каши, даже когда занимаются аспектами Торы и служения, и даже в йуд тес кислев, на хасидском фарбренгене, и гисваадус, в котором участвует носи[16] в Израиле, Ребе Рашаб, отец Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур.
И тем более и тем более, когда аспекты достоинства, которые в этом, отсутствуют, а аспекты, связанные с этим миром, сохраняют свою силу, - то несомненно, что должно быть шмиро и зhирус[17] особенно.
И подобно тому, как это говорится об удовольствии в аспектах еды, подобно этому это также в том, чтобы сказать двар цахус[18], или битул азулос[19] (вместо битуль ацмой[20]), что, если во все времена нужно остерегаться этого, тем более и тем более, когда находятся в движении гиспаштус[21], каком бы то ни было, даже со стороны кдушо, что тогда способно прийти движение гиспаштус в аспекты нефеш баhамис[22], как понятно из этой истории.
Мем вов
Эта история – это не просто интересный рассказ, но также практическое указание:
После того, как Квойд Кдушас Адмур нишмосой Эйден задержал этого хасида, и сделал ему замечание, что он забывает, что кушает "гречневую кашу", и это было передано в поколениях после него – каждый может напомнить это себе, т.е., что его таануг в аспектах Б-жественности, вплоть до колус hанефеш, опускается и одевается (и от него приходит последствие) в таануг животной души, в поедании "гречневой каши", и он не делает ничего, для того, чтобы ограничить этот таануг, чтобы он не был притянут в низкие аспекты.
И как все идеи Торы и хасидизма, этот аспект дан таким образом, чтобы могли исполнить это, с радостью и добротой сердца, в линии умножения света – что даже немного света отталкивает много тьмы, и тем более и тем более много света – что дана сила мекушорим[23] и шайохим[24], что когда они напомнят себе это выражение, это поможет, чтобы воспрепятствовать распространению "плиштим[25]" со стороны леумас зэ[26], и даже распространение "плиштим", которые находятся посредине, между кдушо и леумас зэ,
И будут пользоваться колодцами Ицхака, которые не засыпали Плиштим, что это колодцы, которые были притянуты в "источники живой воды" пнимиюс Тора[27], что посредством них приходят к третьему колодцу, про который сказано "вайикро шмо Рхойвойс, ки ато hирхив Адой-ной лону уфорину боорец[28]", и как объясняет Рамбан, что это говорит о бейс Микдош шлиши[29], после которого нет изгнания, в истинном и полном избавлении посредством Мошиаха цидкейну, в скором времени действительно.
[Квойд Кдушас Адмур Шлита приказал петь нигун Адмур Рашаба – нигун hахоно, и после этого приказал петь нигун Адмур Цемах Цедека].
Мем заин
Поскольку возможно, что есть такие, у кого есть претензии и т.д. – то самое лучшее, если я скажу об этом открыто, для того, чтобы облегчить и ослабить эти претензии:
Мы находим в Геморо[30] в отношении руководителя общины, который налагает страх на общество, что за это положено страшное наказание.
Однако, это не имеет отношения к нашему вопросу, поскольку: (1) Я не "руководитель общины". (2) Я не "навожу страх", (3) Я не пошлю потом полицию, чтобы потребовать то, что они обязались дать, (4) Я не упомянул суммы, а только сказал, что столько раз столько должен каждый дать, а дальше это зависит от свободного выбора каждого, и если он даст вдвое больше того, что я назвал – пусть прийдет на него благословение, и пусть Вс-вышний отдаст ему несколько раз столько, во всем, в чем нуждается он и его семья.
И самое главное – что давали с радостью, ибо кроме того, что объясняется в хасидуте, что все аспекты изучения Торы, молитвы и добрых дел должны быть с радостью и добрым сердцем, но есть вещи, приказание о которых объясняется в Писании, и нет необходимости учить это из слов мудрецов различными способами, и в нашем вопросе – Писание говорит ясным языком – "лой йейра левовхо беситхо лой[31]"!
Мем хес
И основная идея всего вышесказанного:
Мы сейчас находимся в самое благоприятное время, чтобы исарусо дилсато привела к исарусо дилейло – как говорит Алтер Ребе, баал асимхо, что хасидский фарбрейнген может сделать больше, чем ангел Михаэль.
И вот, идея ангела Михаэля это не только привести награду в этот мир, но также - …
[1] Хасидский фарбренген (праздничное застолье)
[2] Рабби Шолом Дов Бер, пятый Любавичский Ребе
[3] стремление души к Вс-вышнему (настолько сильное, что душа может отделиться от тела)
[4] досгигшие высокого уровня
[5] hасколо - Постижение разума
[6] Авойдо - Работа; служение.
[8] Мидойс - Букв. "меры". Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот
[9] охрана
[10] "ограда" Торы. Дополнительные ограничения, установленные мудрецами
[11] Пища
[14] Йуд тес кислев - Праздник освобождения Алтер Ребе
[15] Мудрец Торы
[16] Носи - Глава (сынов Израиля)
[17] Осторожность. См. также шмиро
[18] шутка
[19] унижение другого человека
[20] самопринижение
[21] Гиспаштус - Распространение
[22] Животная душа
[23] Мекушорим - Мн. ч. от "мекушор" - "привязанный", "связанный"
[24] Мн. ч. от "шайох" - имеющий отношение
[25] "Клипа "плиштим"" (Тора Ор Тойлдойс 17, 3; Тора Ор Бешалах 61, 3)
[26] Леумас зэ - Сторона, противоположная Святости
[27] Пнимиюс Тойро - Внутренняя, глубинная Тора
[28] "И он нарек ему имя "Реховот" и сказал: Ибо ныне простор дал нам Вс-вышний, и мы размножимся на земле" (Тойлдойс 26, 22)
[29] Бейс микдош шлиши - Третий Храм
[30] Рош аШана 17, 1
[31] "И пусть не досадует сердце твое, когда даешь ему" (Рээй 15, 10)