בס"ד
Сказал рабби Шмуэль бар Нахмони, сказал рабби Йойносон, что значит то, что сказано в Писании "неум Довид бен Йишай унеум hа-гевер hуком ал[1]", неум Довид бен Йишай, что поставил ойло шел тшуво[2]. И объяснялось выше, что объяснение "ойло шел тшуво" – это самая возвышенная тшува, что это есть идея тшуво илоо[3]. И с этим будет понято также то, что объясняет Раши, что он вернулся в тшуве в начале, и указал путь для возвращающихся, как говорится в первой главе трактата Авода Зара, не достоин был Довид этой истории, но что если согрешил один человек, говорят ему – иди к Довиду… - также ты вернись в тшуве, ибо на первый взгляд непонятно, для чего нужно учить из Давида, ведь идея тшувы объяснена в Торе, и также идея тшувы для одного человека объясняется в Торе, что это есть идея жертвоприношений хатос, которые есть также для одного человека, и почему нужно учить идею тшувы от Довида именно. Но идея объяснения, что то, что Довид поднял ойло шел тшуво, говорит о тшуво илоо, и в этом Довид дал дорогу для возвращающихся, т.е., что каждый и каждый из Исроэл может достичь тшуво илоо. И это есть также то, что говорится в начале, неум Довид бен Йишай, что Йишай это есть идея ша"й ойройс[4], которые в бино[5], и также тшуво илоо она в бино. И в самой идее тшуво илоо (ойло шел тшуво) сказано hуком ал, т.е., что в самой тшуво илоо это самая высшая ступень, и это аспект баал тшуво[6], который выше, чем аспект тшуво. И это есть неум а-гевер hуком ал, что воздвиг ойло шел тшуво, что дал путь для возвращающихся, что каждый и каждый из Исроэл может достичь не только аспекта тшуво сатоо[7], и не только аспекта баал тшуво сатоо, и не только аспекта тшуво илоо, но также аспект баал тшуво илоо, и еще выше.
Бейс
И идея в этом, ибо сказано, атем ницовим[8]… мейхойтев эйцехо ад шойев меймехо[9] леоврехо биврис[10]…, что это есть идея крисас брис[11] и гискашрус ацмис[12] сынов Израиля с ацмус[13] таким образом, что становятся одним целым, и как в крисас брис в материальности между двумя людьми, что разрезают одну вещь пополам, и оба они проходят внутри нее, чтобы сказать, что каждый из них не существует сам по себе совершенно, но они как одно тело, и подобно этому это в идее заключения союза нешомойс[14] Исроэл и Вс-вышнего, что это не есть соединение двух отдельных вещей, но это одно целое действительно. И этот аспект – это самый высокий аспект в тшуво[15], ибо, во всех аспектах тшувы, которые ниже этого, - вместе с тем, что он вернулся в Вс-вышнему, тем не менее, это две раздельные вещи, и истинная идея тшуво илоо (hуком ал) это таким образом, что становится одним целым действительно с ацмус. И эта идея имеет отношение к каждому и каждому из Израиля, также в хойтев эйцехо вешойэв меймехо, т.е., что со стороны крисас брис, который между сынами Израиля и Вс-вышним таким образом, что они одно целое с ацмус, что это, что сыны Израиля называются тамоси[16], теумоси[17] кивойхол[18], Я не больше тебя, и она не больше Меня (что также этот аспект требуется отрицать), и т.е., что они одно целое действительно, подобно тому, как сказано кесер эход лишнейhем[19].
Гимел
И вот, в соответствии с тем, что известно, что все аспекты, которые есть в служении человека внизу, они происходят из соответствующих аспектов Свыше, понятно, что так это в идее заключения союза и связи сынов Израиля с Вс-вышним, что это есть также Свыше на всех ступенях, от самых высших до самых нижних. И идея в этом, что корень такого соединения - это идея двух аспектов в кесер[20], атик[21] и арих[22], что это есть нижняя ступень в маацил[23], и аспект корня и источника нээцолим[24], и оба этих аспекта они в одном парцуфе, парцуф[25] кесер, который представляет собой промежуточное звено между маацил и нээцолим. Однако, идея кесер - это все еще не есть истинный мемуцо[26], поскольку два аспекта в кесер - это отдельные парцуфим, как известно, и т.е., парцуф атик и парцуф арих. И истинная идея мемуцо, это таким образом, что аспект высшего и нижнего (маацил и нээцол) соединяются как единая вещь действительно, как объясняется в друшим Адмур Рашаб подробно. И подобно этому есть аспект соединения на более низкой ступени, аспект хохмо[27] и бино[28], которые называются трэйн рэйин[29]. И это будет понятно, как это в идее Торы, ибо Письменная Тора - это аспект хохмо, и Устная Тора - это аспект бино, и Письменная и устная Тора едины друг с другом и дополняют друг друга, ибо, каждая идея в устной Торе имеет источник в письменной Торе именно, как сказали Разал – "есть ли что либо, на что нет указания в Торе", и как известное выражение "мино hаней милей – дэомар кро[30]", и с другой стороны, совершенство и полнота письменной Торы достигается посредством устной Торы именно, поскольку идея Торы – это научить Высшей Воле, и детали Высшей Воли невозможно узнать из письменной Торы, но из устной Торы именно, как объясняется в Тании. И также есть аспект единения на более нижней ступени, аспекты нецах[31] ве-hойд, дэиhу банецах веиhи баhойд, и каждый из них называется плаг гуфо[32], и оба они объединяются и становятся единым аспектом, что тогда они называются именем Цвоойс[33], что идея этого – ойс hу бацово шелой, и цово[34] указывает на сотворенных – нивроим нойцорим венаасим, и более подробно – указывает на души Израиля, и про это сказано – ойс hу бацово шелой, что это есть аспект единства Б-жественности и творений, что Ацмус[35], Исборах[36], как он одевается в аспект имен, притягивается в цово шелой, творения и души БИА, таким образом, что они соединяются и становятся единым целым. И подобно этому есть идея единства еще ниже, в аспекте ЗО и Малхус, ибо аспект ЗО - это конец миров Эйн Соф, и аспект малхус – это корень сотворенных, и оба они объединяются в единой идее. И посредством йихуд[37] во всех вышеупомянутых аспектах, притягивается после этого вниз также в служении человека единство заключения союза, как говорилось выше.
Далет
И более глубоко, посредством служения человека достигается единство во всех вышеуказанных ступенях. И это будет понятно, если сначала объяснить идею единства машпиа[38] и мекабель[39], что это таким образом, что они дополняют друг друга, ибо также как мекабель нуждается в машпиа, - также совершенство машпиа достигается посредством мекабель именно. И как известно в идее того, что сказано в Писании, бааторо шеотро лой имой бейойм хасуносой увейойм симхас либой[40], что это указывает на строительство Храма, что именно для мекабель (бейойм хасуносой), и для hамшохо лемато[41] (что это есть идея строительства Храма, бейойм симхас либой), притягивается для машпиа из аспекта, который выше него, что это есть идея бааторо шеотро лой имой, что это есть идея гамшохо из аспекта бино (имой), и таким образом, что это аторо – корона - на его голове именно, т.е., что также после hамшохо он не может воспринять это внутренне, но это остается в аспекте макиф[42] над ним. И это есть также то, что сказали Разал, на посук годол Гавайе умеhулол меойд беир Элойкейну[43], когда он годол – когда он беир Элойкейну, и малко белой матронисо лав годол икрей велав меhулол икрей[44], и т.е., что вместе с тем, что матронисо, аспект мекабель, это намного ниже аспекта Гавайе, и в особенности аспект Ир Элойкейну, который указывает на мир дибур[45], что это есть идея города, который составляется из множества домов, которые создаются из множества камней, что это есть множество букв и их сочетаний вплоть до хилуфим[46] и тмуройс[47], что из них создается множество творений, что все это много ниже имени Гавайе, тем не менее, посредством них именно называется Гавайе годол умеhулол. И не имеется в виду только, что посредством Ир Элойкейну притягивается в раскрытии аспект годол умеhулол как он сам по себе, только, что было изначально в сокрытии, но, как это в машпиа и мекабель, что посредством мекабель притягивается в машпиа новый свет, что со стороны его самого не был у него даже в сокрытии, и как сказано "и от моих учеников больше всех", и это приходит в продолжение тому, что сказано перед этим, много я получил от моих учителей, и то, что он воспринимает от своих учителей это не раскрытие сокрытого, но таким образом, что ему дают новый разум, и на это он завершает и от моих учеников больше всех, что совершенство, которое достигается посредством учеников, это еще больше, чем то, что он воспринимает от своих учителей. И из этого понятно также в отношении общей идеи единства машпиа и мекабель во всех вышеуказанных аспектах, что это достигается посредством служения внизу в крисас брис душ Израиля с Вс-вышним, что они становятся одним целым действительно.
Гей
Однако, все еще нужно понять, как возможно, чтобы человек внизу достиг этого аспекта, ведь душа одевается в тело и животную душу, и связана с ним силой мафли лаасойс[48], и поэтому, как возможно, что когда душа находится внизу в теле, будет у нее аспект крисас брис, чтобы связаться и соединиться с ацмус. Но идея этого, что сказано ки азо камовес аhаво[49], кепришусо дэнафшо мин гуфо, и поскольку душа не хочет и не может отделиться от тела, поэтому она воздействует также на тело, чтобы оно стало сосудом для Б-жественности, что посредством этого будет также в теле аспект крисас брис, и как сказали РаЗаЛ эйн hоишо койресес брис эло леми леосоо кейли[50].
И идея в этом, что известно, что сосуд для гилуим[51] свыше это кли рейкон[52], и как сказали РаЗаЛ, что пустой сосуд вмещает благословение Вс-вышнего. И как объяснялось выше, в идее служения кли рейкон, что подобно тому как это в ученике, который воспринимает hашпоо[53] от учителя, что во время урока он должен освободить себя от всех своих дел, не только от других дел, которые не имеют отношения к сейхел[54], но должен быть кли рейкон также в аспекте самого сейхел, и т.е., что во время hашпоо не будет думать ничего о постижении изучаемого, но только воспринять слова учителя, и подобно этому понятно в служени Вс-вышнему, что сосуд для раскрытия Б-жественности - это что устранит себя совершенно, что не будут у него никаких желаний совершенно, не только желания в запрещенных вещах, что это есть не желательные вещи, но что не будет у него желаний также в разрешенных вещах, что хотя это разрешенные вещи, тем не менее, само то, что он говорит "это я хочу и это я не хочу", это есть аспект йешус[55], который скрывает Элойкус[56], и сосуд для раскрытия Б-жественности - это пустой сосуд именно. И более того, что также в самих аспектах Святости не должно быть "ани[57]", и работа заключается в том, чтобы сделать из ани - аин[58], поскольку весь аспект мциюс[59] - это hээлем веhестер[60], и т.е., что даже когда его существование - это существование в Святости, тем не менее, поскольку он в аспекте существования, он не сосуд для Б-жественности, поскольку больше, чем эйн оройх[61] БИА относительно Ацилус, несравним Ацилус относительно Маацил. И поэтому, для того чтобы он был сосудом для аспекта маацил, и в особенности, выше, чем аспект маацил, это посредством кли рейкон. И т.е., что в отношении аспекта гилуим, даже когда он есть мциюс дикдушо[62], он может воспринять аспект светов и гилуим, но для того, чтобы быть сосуд для ацмус[63], - идея мциюс - это hээлем веhестер на это. И это есть также то, что мы находим относительно Шмуэля, что он был наказан за то, что он сказал онойхи hоройэ[64], что хотя он был пророк, и как объясняется в Шаарей кдушо р. Хаим Виталя, что во время пророчества пророк становился единой сущностью с Б-жественностью, и Шхино медаберес митойх гройной[65], тем не менее, поскольку он мциюс, даже мциюс в Святости самым возвышенным образом, то это есть hээлем веhестер. И поэтому должно быть служение способом ани - коф, коф кфуфо, что это ест аспект искафьо[66] и битуль[67].
Вов
и это есть также то, что мы находим в вопросе ткиас шойфор[68], что есть два мнения, что тана кама[69] считает, что шойфор шел Рош аШоно должен быть шел йаал - пошут[70], а Рабби Йоханан говорит, в Рош аШоно трубят в шойфор шел зхорим - кфуфим[71], и объясняет в Геморо, один считает, что чем больше человек сгибает себя, тем лучше, а другой считает, чем больше человек распрямляет свой разум - тем лучше. И идея этого, что пошит - это то, что он отделен (муфшот[72]) от всех желаний, и нет у него никаких желаний совершенно, и каиф[73] т.е., что есть у него желания, и даже рцойнос зорим[74], и тем не менее, он заставляет себя. И одно мнение - что самое больше достоинство - это быть полностью муфшот от аспекта рцойнос, однако второе мнение (и так hалаха) - что чем больше человек сгибает (подчиняет) себя, тем лучше, и причина этого, что когда он абстрагирован от идеи желаний, тогда невозможно знать, что будет с ним, когда у него будут желания, и т.е., что хотя сейчас он в полном битуль, тем не менее, этот битуль он поскольку что нет у него йешус, и чужих желаний, но, когда будут у него желания, невозможно знать и т.д.., и поэтому самое полное возвышение и совершенство в служении это служение каиф, что хотя есть у него желания, тем не менее, он подчиняет себя, что это есть служение битуль йеш, что он устраняет свой йешус. И когда начало служения оно способом искафьо, то посредством служения батейль рцойнхо мипней рцойной[75], после этого он достигает ступени асей рцойнхо кирцойно, т.е., что посредством служения каиф, он достигает после этого аспекта пошит[76] в пнимиюс, но начало и основа служения - это аспект каиф.
Заин
И это то, что сказали РаЗаЛ, велики деяния праведников, больше чем творение небес и земли, ибо про сотворение небес и земли сказано аф йоди йисдо орец вимини типхо шомоим[77], а про деяния праведников сказано микдош Гавайе койнену йодехо[78]. И нужно понять, ведь деяния праведников по простому смыслу, это деяния цдоко[79] и хесед[80], и какое отношение это имеет к Храму. И также нужно понять то, что сказано, велики деяния праведников больше чес сотворение небес и земли, ведь также в идее сотворения небес и земли мы находим идею величия, как сказали РаЗаЛ на посук лехо Гавайе агдуло[81] - это творение мира (маасе берейшис). И в действительности нужно понять, что есть идея гдуло, которая в творении мира, но по крайней мере мы находим, что также творение мира - это есть идея величия, и если так - то в чем достоинство деяний праведников перед творением небес и земли. Но идея в этом, что сказали РаЗаЛ, с небес - давать дают, забирать не забирают, и т.е., что в небесах есть только идея творения из аин[82] в йеш[83], но не из йеш в аин, Однако идея бейс микдош[84] - это битуль из йеш в аин, что поэтому, хотя Храм был в материальном и ограниченном месте, тем не менее, арон койдеш[85] не занимал места, что это есть идея подчинения йеш перед аин. И со стороны идеи подчинения йеш перед аин возвышается достоинство Храма перед творением небес и земли, и вот, про бейс Микдош сказано, веосу ли микдош вешоханти бесойхом[86], и сказали РаЗаЛ, бесойхой не сказано, но - бесойхом, внутри каждого и каждого из Израиля, что есть в нем служение Храма, что его идея - это подчинение йеш перед аин, и это есть идея служения искафьо и кли рейкн. И посредством такого служения достигают гдуло также в творении мира, что раскрывают намерение творения, ибо конечное намерение в сотворении из аин в йеш это достичь битуль в йеш, и из этого понятно, что величие творения мира раскрывается посредством деяний праведников именно.
Хес
И вот, для того, чтобы была возможно служение маасэй цадиким в битуль йеш перед аин, чтобы быть в аспекте кли рейкон, есть необходимость в несинас койах[87] Свыше и это есть аспект микдош, микдош Гавайе койнену йодехо, что это есть аспект несинас койах Свыше, чтобы было возможно быть аспекту микдош внутри каждого и каждого из Израиля. посредством того, что будет в аспекте кли рейкон, и т.е., что Свыше дают силы каждому и каждому, на служение кли рейкон, что посредством этого сможет быть у него аспект крисас брис, и как объяснялось выше, что эйн гоишо койресес брис эло леми шеасоо кейли. И в этой несинас койах есть несколько ступеней. Есть несинас койах посредством того, что раскрывается в его душе аспект гилуим и т.д., и, если этого недостаточно, тогда есть несинас койах от ацмус, аспект РаДЛО, что это есть то, что сказано койнену йодехо, и т.е., что поскольку лой йидах мимену[88] и т.д., обязан (мухрох) он быть сосудом, и если он не хочет этого, тогда толкают (дойхким) его каким-то аспектом, который нойгеа бенафшой[89] и т.д., как объясняется в одной из бесед Квойд Кдушас Адмур Рашаб, что когда гисойрерус приходит со стороны ацмус, тогда дхико[90] она в гашмиюс[91] (эр квечт дэм гуф). И поэтому, само знание и hисбойненус в этом (что в конце концов будет дхико в аспектах материальности тела и т.д.) подействует на него, что он не будет ждать этого, но даст свое сердце, чтобы служить свое служение способом кли рейкон, и т.е., что само это знание - это нсинас койах в служении. И поскольку эта нсинас коах - от ацмус, и со стороны ацмус все равны, поэтому притягивается эта нсинас коах каждому и каждому из Исроэл, включая также хойтев эйцехо вешойев меймехо, что он может быть в аспекте кли рейкон, что это есть аспект служениия искафьо, и вплоть до того, что посредством этого он связывается с ацмус, и становится с ним одним целым, что это есть аспект заключения союза, как объяснялось выше. И т.е., что посредством гаатоко[92], которая в его душе, что маатик[93] себя от своих дел, посредством этого он достигает аспекта атик, и вплоть до ацмус действительно.
Тес
И с этим будет понятно также достоинство десяти дней тшуво, которые приходят после предшествования работы месяца элул, что хотя все сорок дней (от рош хойдеш элул до Йом Кипур они бе-роцон[94], тем не менее, есть в них две ступени в общем, месяц элул, и десять дней тшуво. И идея этого, что элул - это рошей тейвос ани ледойди ведойди ли, горойэ башойшаним[95]", и в идее шойшано[96] сказано, кешойшано бейн ахойхоим[97], что есть колючки, которые скрывают и противодействует на шойшано, и тем не менее, она преодолевает их, и посредством этого поднимается ее запах. И смысл этого в служении, это служение в аспекте каиф, что несмотря на то, что он находится в положении и состоянии как шойшано между хойхим, что это есть рцойнос зорим[98], тем не менее, он подавляет и устраняет себя в битуль йеш. И посредством этого он приходит после этого к десяти дням тшуво, что в них служение оно в аспекте тшуво илоо, как объяснялось выше, что посредством служения батейл рцойнхо мипней рцойной, достигают служения асей рцойнхо кирцойной, и т.е., что поскольку посредством гаатоко в его душе он достигает аспекта атик. И это есть также то, что сказано, ашрей hоом йойдей труо Гавайе беойр понехо йеhалейхун[99], что со стороны аспекта беойр понехо, что это есть аспект помощи от ацмус, то даже аспект ам[100] они йойдей труо, что они знают, как сломать хумриюс[101], и победить посредством этого в войне с дурным началом, и также они идут беойр пней Гавайе, начиная от начала служения способом искафья, и из этого приходят после этого к положению и состоянию, что они не имеют отношения совершенно к рцойнос зорим, и те., не только рцойнос со стороны леумас зэ, но также желания в аспектах hейтер[102], и также рцойнос в кдушо то что "этого хочу" и т.д., что он не имеет отношения ко всему этому, но он в полном подчинении перед Элойкус, в аспекте йиhйу лехо левадехо[103]. И этот аспект есть в каждом и каждом из Исроэл со стороны выбора ацмус, и как сказано, йивхар лону эс нахалосейну эс геойн Яаков ашер оhейв сэло[104], что также тот, кто в аспекте Яаков, и даже если его поведение в прошедшем году не было как нужно, тем не менее, есть в нем аспект выбора, что этот выбор он не со стороны таам[105], но это есть свободный выбор со стороны ацмус.
[1] "Речение Давида, сына Ишая, речение мужа, вознесенного высоко" (Шмуэль Бет 23, 1)
[2] Раскаяние; возвращение
[3] Высшая тшува
[4] 310 Светов
[5] сфира - "Бина" - "понимание"
[6] Букв. "обладатель тшувы"
[7] Нижняя тшува
[8] "Вы стоите сегодня все перед Вс-вышним, Б-гом вашим - главы ваших колен, ваши старейшины и ваши смотрители, все мужи Исраэля," (Дворим 29, 9)
[9] "От твоего дровосека до твоего водочерпия" (Ницовим 29, 10)
[10] "Чтобы вступил ты в завет" (Ницовим 29, 11)
[11] Заключение союза
[12] Сущностная связь
[13] Сущность
[14] Души
[15] Раскаяние; возвращение
[16] "Чистая моя" (Шир гаШирим 5, 2)
[17] Сестра-близнец
[18] Как если бы (если можно было бы так сказать о Вс-вышнем)
[19] Одна корона у них обоих
[20] Корона; сфира "кесер"
[21] Внутренняя часть сфиры кесер
[22] Нижняя (внешняя) часть кесер, корень творений
[23] Излучающий (высший уровень в кесер)
[24] "Излученные", "эманированные" миры
[25] Структура (сфиры)
[26] Посредник
[27] Мудрость. Сфира "хохмо"
[28] сфира - "Бина" - "понимание"
[29] "Два друга"
[30] Откуда эти слова? - что говорит Писание
[31] Вечность; Победа; Одна из сфирот
[32] Половина тела
[33] Воинства
[34] Армия, воинство
[35] Сущность
[36] Благословен Он
[37] Единство; единение
[38] Влияющий; учитель
[39] Воспринимающий
[40] "На венец, которым венчала его мать его в день его свадьбы, и в день радости сердца его." (Шир гаШирим 3, 11)
[41] вниз
[42] Окружающий свет
[43] "Велик Г-сподь и прославлен весьма в городе Б-га нашего" (Тегилим 48, 2)
[44] Царь без царицы не называется "великим" и не называется "прославленным"
[45] Речь
[46] Замены букв
[47] Замены букв
[48] Творящий чудеса
[49] "Ибо сильна, как смерть, любовь" (Шир гаШирим 8, 6)
[50] Женщина не заключает союз, но только с тем, кто сделал ее сосудом
[51] Раскрытие (света)
[52] Пустой сосуд
[53] Влияние, учение, воздействие
[54] Разум
[55] "Есть", "Отдельное существование"
[56] Б-жественность
[57] Я
[58] "Ничто"
[59] Существование
[60] Утаение и сокрытие
[61] "Несравнимо"
[62] Существование в Святости
[63] Сущность
[64] "Я прозорливец" (Шмуэль Алеф 9, 19)
[65] Шхина говорит из его гортани
[66] Подавление (дурного начала). Переворачивание (тьмы в свет)
[67] Подчинение. Самоустранение
[68] Трубление в шофар
[69] Первый Таннай
[70] прямой
[71] согнутый
[72] Абстрагирован
[73] Сгибает, заставляет себя
[74] Чужие желания
[75] Устраняй свою волю перед Его волей
[76] прямой
[77] "Также рука Моя основала землю, и десница Моя создала небеса" (Йешайа 48, 13)
[78] "Святыня, Вс-вышний, (которую) основали руки Твои." (Бешалах 15, 17)
[79] Благотворительность
[80] Милосердие
[81] "Твое, Г-споди, величие" (Диврей гаЙамим Алеф 29, 11)
[82] "Ничто"
[83] Есть; отделенный; отдельное существование
[84] Храм
[85] Ковчег Завета
[86] "И сделают Мне Храм и Я буду присутствовать в них" (Шмойс 25, 8)
[87] Дается сила
[88] "Чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный" (Шмуэль Бет 14, 14)
[89] Затрагивает его душу (его жизнь)
[90] Толкание; теснота
[91] материальность
[92] Сдвиг, перемещение
[93] Передвигает, сдвигает
[94] Дни благоволения
[95] "Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне, он пасущий меж лилиями" (Шир гаШирим 6, 3)
[96] Лилия
[97] "Как лилия среди колючек" (Шир гаШирим 2, 2)
[98] Чужие желания
[99] "Счастлив народ, знающий трубление, Г-споди, в свете лица Твоего ходят они." (Тегилим 89, 16)
[100] Народ
[101] Грубая материальность
[102] Разрешенное
[103] "Будут они (принадлежать) тебе одному" (Мишлей 5, 17)
[104] "Он избрал нам наследие наше, гордость Йаакова, которую любил Он. Сэла!" (Тегилим 47, 5)
[105] Причина; объяснение