сефер гасихос 5703 173
Беседа 6
Хасидизм Хабад ищет в каждой вещи душу, которая есть в этой вещи, и объясняет это хасидским-хабадским способом, с объяснением, биур и hасборо, чтобы каждый мог это понять и постичь, говорит, что в служении Вс-вышнему есть два способа служения.
Что означает авойдо[1] - это все знают, те, кто изучали Танию или только слышали, как ее изучают публично. Авойдо - это от "ойрос авудим[2]", "выделка шкур".
Для того, чтобы сделать грубую шкуру животного благородным, тонким, чистым, снежно-белым пергаментом, нужно вложить в это большой труд. Прежде всего нужно снять со шкуры шерсть и прилепившееся мясо и жир. После этого шкуру помещают в калх {печь?}, который сжигает псойлес[3] и размягчает шкуру. Только после этого нужно приложить много труда, пока эту мягкую шкуру делают тонкой, через то, что срезают и полируют{?} - ко всем этим работам требуется определенные знания в ремесле, пока грубая, поросшая шерстью испачканная шкура становится благородным снежно белым пергаментом. Это есть смысл слов Алтер Ребе, что авойдо - это от языка ойрос авудим. Авойдо означает, прежде всего, что ойвед[4], который подготавливает себя подойти к святости, чтобы стать ойвед Гавайе[5], и заниматься авойдо, должен сначала иметь определенную подготовительную работу, чтобы он смог стать ойвед Гавайе.
Эта подготовительная работа подобна большой работе обработки шкур, с одним исключением - что это не шкура животного, но увечья людей и их недостатки: как врожденные дурные привычки, так и приобретенные дурные привычки.
Есть прирожденный шакран[6], хойнеф[7], баал гааво[8] и т.д., и есть геворенер[9] шакран, хойнеф, баал гааво и т.д. В самом дурном положении и состоянии - моральном грязном положении - несчастных морально-увечных людей нет никакой разницы, или все их мумим[10] врожденные или приобретенные. Различие касается только способов и путей излечения, дурных мумим. Не похожи способы излечения, которые нужно использовать, чтобы излечить врожденные мумим, на способы и пути излечения, которые требуются, чтобы излечить приобретенные мумим.
И хотя пути и средства излечения отличаются, но основа лечения в обоих способах, что нужно убрать весь лихлух[11] и зиhум[12] - грязь, сделать мягкой и благородной грубую жесткость, что это достигается через горькую и тяжелую продолжительную работу.
И это имеет в виду Ребе, когда он говорит "авойдо от языка ойрос авудим". Подготовительная работа, чтобы стать ойвед Гавайе, что после подготовки начинается возможность упорядоченной работы в служении Вс-вышнему, борух hу, ибо перед hахшоро[13], не имеет отношения идея авойдо совершенно, наоборот, он уничтожает Тору и мицвойс и молитву, тем, что он пачкает их {собственным} лихлух и зуhмо.
Эта идея - что без собственной подготовки - подготовить себя к авойдо, - оскверняют Тору и заповеди и молитву - упоминается несколько раз в моих ршимос, в различные времена и различными способами.
Однажды это объяснялось примером и притчей, как человек кладет хорошую сладкую пищу в грязную посуду, и тем самым он портит хорошую пищу.
Еще раз эта идея, что моральная грязь пачкает аспекты Торы и заповедей и работу молитвы, был объяснено с помощью примера, когда наполняют неочищенную кишку, лучшей мукой и жиром, и это пачкает и портит муку и жир.
[2] выделанные шкуры
[3] негодное
[4] Служащий (наст. время)
[5] служащий Вс-вышнему
[6] лжец
[7] льстец
[8] гордец
[9] ставший
[10] увечья
[11] грязь
[12] загрязненность
[13] подготовка