Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Гимел тамуз 5701

Суббота гл. Корах

Бейс

Сегодня, гимел тамуз — исполнилось 14 лет со дня моего освобождения, в заслугу моих святых отцов, из тюрьмы «Шпалерка», в 1927 году в Петербурге.

Четырнадцать лет — гиматрия[1] «йод» — «рука», что это есть аспект «йод а-хазоко[2]«, а сейчас начинается «йод а-гдойло[3]«.

При рассечении моря Суф сказано «вайар Исроэл эс hайод hагдойло, ашер осо Гашем беМицраим, вайаамину баГашем[4]…». В самом Египте, несмотря на то, что также там были чудеса, как сказано «веhифло[5]улехол бней Исроэл hойо ойр[6]…», тем не менее, они не видели имени Гавайе, они думали, что это все природные явления.

Подобно тому, как это у Авимелеха, несмотря на то, что в каббале говорится об этом о высоких ступенях, тем не менее, он знал только имя Элойким[7], также и в Мицраим[8], что это есть аспект мейцер[9] йом, что это есть аспект силы, они не видели имени Гавайе[10], поэтому умерли во время трех дней тьмы многие из сынов Израиля, которые верили и не верили. Только когда они вышли из Мицраим, эрвас hоорец[11], они узнали, что также в Мицраим было раскрытие имени Гавайе.

Несмотря на то, что также после того, как они вышли из Египта, они остановились напротив баал цфойн — что по закону запрещено упоминать признак местонахождения там, где это авойдо зоро[12], но только что это по законам Торы, когда еврей скажет это, он притягивает хас ве-шолом, hаоро[13] в такое место, которое не готово для этого. Но Тора — это истина, и поэтому Тора говорит, как это происходило, и самим этим очищают эту вещь — и в общем, сыны Израиля были тогда перед получением Торы, тем не менее, когда они вышли из Мицраим, «наготы земли», то изменение атмосферы привело к тому, что они увидели имя Гавайе.

Гимел

Самоотверженность и самопожертвование евреев России были тогда удивительны. У них это было простым делом, они забывали о себе совершенно. О себе не думали вообще. Меламед не думал, арестуют его или нет. Не преподавать — такого вопроса не было вообще, думали только о семье, что будет с ними, чтобы у них было хотя бы на хлеб и воду.

Однажды собрали собрание с взрослыми бохрим[14], чтобы обсудить положение с меламдим[15]. Решение было — поскольку опасность — быть сосланным в Сибирь и другие тяжелые наказания — усиливается, то меламдим, которые хотят остаться — остаются, но следует ли принуждать других, которые из-за опасности, угрожающей семье, оставят святую работу. Сразу записались семьдесят бохрим, чтобы занять места женатых меламдим, чтобы учиться с учениками. В последствии им пришлось много вытерпеть от «Евсекции», разрушителей религии, йимах шмом. Несмотря на то, что их мучили, они не рассказали, кто руководит всей этой деятельностью.

Даже дети десяти-двенадцати лет, было у них удивительное самопожертвование. Сто американцев не сделают того, что делала рука одного из них.

Стоило бы взять одного ребенка оттуда — из России — в качестве меламеда, чтобы научить бохрим этой страны, что означает мсирус нефеш. Молодежь здесь в Америке — их глаза не раскрылись, чтобы видеть свет, они не знают вообще, что это такое. Мсирус нефеш[16] в их глазах — что утром пьют молоко вместо сока. Также те, кто видел свет — нет у них идеи мсирус нефеш. И больнее всего, что также те, кто пришли оттуда — из России, и там стояли на переднем фронте борьбы за сохранение еврейства, но, приехав сюда, они стали метуштошим.

Далет

Нужно делать тшуво[17]. Для стран, пораженных {нацизмом и коммунизмом?} достаточно тшуво клолис, но мы здесь нуждаемся в тшуво действительно.

Люди ошибаются в идее тшувы, думая, что это идея слез, плакать. В действительности, можно быть в движении симхо[18] и тув лейвов[19] и вместе с этим делать тшуву. Тув лейвов должно быть всегда, ибо противоположность этому — ацвус. Но цель в том, чтобы могли быть в движении симхо, и вместе с этим сделать тшуво как нужно.

hей

Тшуво по простому смыслу означает, что может быть, что человек одевает тфилин, а они хас ве-шолом негодны, что не только, что он произносит благословение впустую, но он, хас ве-шолом, в аспекте каркафто дэло монах тфилин[20]. Нужно проверить тфилин, и также знать самому законы во всех деталях, не полагаться на то, что когда платят много денег, это уже признак кошерности.

Также и в аспектах речи — дворим бтейлим[21], лейцонус[22], лешон hо-ро[23], рхилус[24], шекер[25], что может быть, что думают, что в этом нет ничего особенного, а в действительности — это совершенно не так. И то, что не задумываются об этом — это со стороны прикас ойл[26].

Вов

Хасид р. Йосеф Йузик Гурвиц, или, как его называли, Яша из Докшиц, Яша из Москвы, или Яша из Орши — поскольку он жил в этих городах — пришел однажды вместе со своим зятем — хосидм и томимом р. Файвл Залмановым к моему отцу на субботу, в Вирцбурге, курорте в Германии — в 1907 году. Там же был тогда хасид р. Элимелех Стапцер.

Мой отец (Ребе Рашаб) молился в субботу, как обычно, долго. Гости уже сделали «кидуш[27]«, и уже «взяли» много машкэ[28]. Когда сели после этого за субботнюю трапезу, р. Йосеф Юзик Гурвиц спросил у Ребе Рашаба: Ребе, кто такой хасид?

Ребе Рашаб ответил ему: хасид — это фонарщик – человек, который идет по улицам, чтобы зажигать фонари в городе. У фонарщика есть палка, на конце которой — горящий огонь, он знает, что огонь — не его, и он идет и зажигает фонари.

Спросил р. Йосеф Юзик: что делать, если фонарь находится в безлюдной пустыне?

Ответил ему Ребе Рашаб: там тоже следует зажигать, чтобы видели, что это пустыня, и чтобы пустыня устыдилась фонаря.

Спросил снова р. Йосеф Юзик: и что, если фонарь находится в море?

Ответил Ребе Рашаб: следовательно, следует раздеться, прыгнуть в море, и зажечь там фонарь.

И спросил р. Йосеф Юзик: и это, действительно, означает «хасид»?

Ответил ему Ребе Рашаб: да, это означает «хасид».

Заметил р. Йосеф Юзик: я не вижу фонарей.

Ответил ему Ребе Рашаб: потому, что ты — не фонарщик.

И спросил р. Йосеф Юзик: как же становятся фонарщиком?

Ответил ему Ребе Рашаб: должно быть сур мейро[29]. Начать с себя, очистить себя, стать тоньше духовно, и тогда видят фонарь. Когда человек сам хумри, не дай Б-г, он видит хумриюс[30], но когда очищаются — видят душевную тонкость другого человека.

Спросил снова р. Йосиф Юзик: можно ли схватить другого за горло?

Ответил ему Ребе Рашаб: за горло — нет, но за края плаща — можно.

Заин

Основной грех Кораха и его общины был — hанойадим ал Гавайе, они были против аспектов, которые выше чем природа, и поэтому глава Корах находится рядом с главой Хукас, Хукас hаТойро[31] — это аспект выше, чем природа. Как известны слова РаЗаЛ — почему Корах начал свой спор — поро адумо[32] он увидел и т.д. И «Сыновья Кораха не умерли», они есть в каждом поколении.


[1] числовое значение

[2] сильная рука

[3] великая рука

[4] «И узрел Исраэль великую руку (великое деяние), которое совершил Вс-вышний над Мицраимом… и поверили они во Вс-вышнего» (Бешалах 14, 31)

[5] «И различие сделает Вс-вышний между скотом Исраэля и между скотом Мицраима» (Воэйро 9, 4)

[6] «А у всех сынов Исраэля был свет в их обиталищах.» (Бой 10, 23)

[7] Элойким — Имя Вс-вышнего. Указывает на гвуро, цимцум, в противоположность имени Гавайехесед, тиферес, гилуй

[8] Египет; границы и ограничения

[9] Межа, граница. См. Мицраим

[10] Гавайе — Четырехбуквенное Имя Вс-вышнего. Указывает на постоянство творения — «меhаве».

[11] «Нагота земли»

[12] Идолопоклонство

[13] отсвет

[14] молодые люди

[15] учителя

[16] Мсирус нефеш — Самопожертвование

[17] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[18] Симхо — Радость

[19] доброта сердца

[20] голова, не надевающая тфилин

[21] Пустые слова

[22] насмешничество

[23] Злоязычие

[24] сплетни

[25] Ложь

[26] Сбрасывание ярма (небесного царства)

[27] Освящение (субботы, праздника)

[28] водка

[29] «Уйди от зла» (Тегилим 34, 15)

[30] Грубая материальность

[31] «Вот закон Учения» (Хукас 19, 2)

[32] Красная корова